Файл: Цифровые платформы и сервисы. Типизация цифровых платформ (Теории государственных цифровых платформ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цифровые платформы в мировой экономике
1.1 Определение и классификация цифровых платформ
1.2. Теории государственных цифровых платформ
Глава 2. Тенденции развития государственных цифровых платформ
2.1. Ключевые особенности государственных цифровых платформ
2.2 Рекомендации по применению платформенного подхода в государственном управлении
Введение
Платформенная экономика является экономической деятельностью, в основу которой заложены платформы, то есть комплексные типовые решения, благодаря которым пользователи могут взаимодействовать между собой.
Фактором развития платформенной экономики является высокая технологическая доля в стоимости товара, а главной целью использования платформ в этом случае является устранение издержек и увеличение технологий. Более того, данная система помогает компаниям бороться с конкуренцией путем снижения срока выхода нового товара на рынок.
Стоит так же отметить систему цифровизации государственных сервисов и услуг, которая в настоящее время набирает свою популярность. Данная система успешно применяется в Российской Федерации. К примеру, удачно происходит стадия внедрения системы электронного правительства, в ходе которой формируется исключительно электронное взаимодействие с гражданами и бизнесом.
Цифровизация услуг и сервисов объединяет только определенные государственные услуги, которые могут принадлежать разным ведомствам, но и оказывает сопутствующие услуги различным сторонним организациям. Благодаря этому в хорошем положении находятся не только непосредственно поставщики государственных услуг, но и потребители.
Объект курсовой работы: цифровая экономика
Субъект курсовой работы: понятия и перспективы развития цифровых платформ в Российской Федерации.
Цель курсовой работы: полный анализ цифровых платформ в условиях современной экономики.
Задачи курсовой работы:
-
-
- определение особенностей цифровых платформ и сервисов
- определение тенденций развития цифровых платформ и сервисов
- предложение рекомендаций по применению платформ и сервисов в государственном управлении
-
Перейдем к первой главе.
Глава 1. Цифровые платформы в мировой экономике
1.1 Определение и классификация цифровых платформ
Определения цифровых платформ трактуются исследователями по-разному, но большинство рассматривают данную систему как форму взаимодействия между потребителями и поставщиками с целью понижения многих сопутствующих издержек, таких как: поиск партнеров, товаров, услуг, контроль исполнения контракта и его заключения и так далее.
Платформы отличаются между собой размерами, комплексом и динамичностью информационных структур[1].
Платформы следует отличать от «более больших, комплексных и динамических информационных инфраструктур, которые формируются на базе.
Платформы часто включают в себя систему монетизации услуг, которая формируется за счет сложных цифровых алгоритмов, с использованием нормативно-правовых и организационных изменений.
Самыми успешными считаются платформы, которые благодаря использованию положительного сетевого эффекта и увеличения поставщиков и потребителей, могут меняться между собой ролями, при этом уменьшая издержки.
Чем выше положительный сетевой эффект, то есть чем больше участников вовлечено, тем выше вероятность того, что все участники окажутся в выигрышном положении, и ниже вероятность издержек при их взаимодействии[2].
На сегодняшний день наблюдается рост всех цифровых платформ, а те компании, которые полагаются только на их использование, все больше попадают в различные отрасли экономики.
Можно выделить следующие основные классификации цифровых платформ:
- по базовому функционалу цифровых платформ:
- рекламные платформы, которые собирают информацию с пользователей и на базе этого продают рекламное пространство: Google, Facebook
- облачные платформы, которые сдают свое оборудование или программное обеспечение, которым они владеют: AWS, Salesforce
- промышленные платформы, которые создают доступ к товару, путем оформления подписки: Rolls Royce, Spotify
- бережливые платформы, которые объединяют потребителей и производителей, при этом не владея товарами и не продавая свои услуги: Uber, Airbnb
- по направлениям развития экономики совместного потребления:
платформы электронной коммерции: Amazon, eBay
коммуникационные платформы: Facebook, LinkedIn, Twitter
мультимедийные платформы: YouTube, Flickr, Pinterest
краудсорсинговые и краудфандинговые, которые предназначены для формирования независимого контента и сбора финансовых средств: Kickstarter, Kivа
- по типу формирования цены на продукт:
- агрегаторы, алгоритмы которых сами формируют цены на продукты своих платформ: Яндекс. Такси
- агрегаторы, которые работают с рыночной ценой на продукты своих платформ: Yandex.Market, Amazon
- по типу владения:
- закрытые платформы, которые имеют одного спонсора или провайдера: eBay, Microsoft Xbox
- открытые платформы, которые работают за счет коллективных усилий поставщиков, провайдеров и даже пользователей: Visa[3]
Как показывает приведенная выше классификация, не существует платформы, которую можно охарактеризовать исключительно одним критерием.
Каждая платформа являет собой сочетания многих аспектов, которые влияют на модель взаимодействия её пользователей и распределение ресурсов между ними.
Важно отметить, что каждая платформа способна развиваться и приобретать новые характеристики, выходя на новые рынки и расширяя свой функционал, переходя из одного типа в другой.
Перейдем к следующей главе, в которой рассмотрим теории государственных цифровых платформ.
1.2. Теории государственных цифровых платформ
Появление рынков с двусторонними и многосторонними сетевыми эффектами стало предначертанием для платформенного мышления.
Оно становится лидирующим на многих рынках, а самое главное – на потребительских, таких как пользование услугами различных фирм, предлагающих услуги такси, покупка товаров и продуктов, используя онлайн платформы, каршеринг и так далее[4].
Платформы, которые заменили линейную модель бизнеса, стали менять не только сознание людей, но и многие экономические принципы.
Идея государства, как платформы, впервые была выдвинута писателем Тим О’Райли. Она заключалась в том, что формирование государством открытых платформ будет способствовать созданию взаимоотношений между различными партнерами и органами власти.
О’Райли привел аналогию с рынком, где государство выступает в роли генерального менеджера-распорядителя, а сообщество выполняет обмен товарами и услугами как поставщик и потребитель.
Так же предполагалось, что у потребителей будет выбор, у кого приобретать товар, то есть выбор поставщиков должен был быть очень велик.
Данная концепция, «государство как платформа», была успешно внедрена такими странами как Великобритания, США и Россия.
Платформы сводят друг с другом поставщиков и потребителей, организовывая между ними взаимодействия, тем самым показывая себя как действенный инструмент в системе государственного управления.
Государственные платформы, по мнению Янссена и Этавез, представляют собой механизм, способный реализовывать концепцию бережливого государства, то есть при получении лучших результатов затрачивается меньше ресурсов.
Авторы считают, что государственные структуры создают платформы для управления взаимодействия между государственными органами, бизнесом и гражданами, оставляя за собой право главенствующего инструмента в регулировании этих взаимодействий.
Миллард на основании концепции экосистем определяет платформу как открытую среду и экосистему, в которой существует понятный всем набор правил, ресурсы и службы поддержки всех групп пользователей не только одной референтной группы, но и для каждого в отдельности.
Данное определение показывает основные признаки государственных платформ, которые заключаются:
- в получении ценности от взаимодействия на платформе
- в поддержке всех механизмов сотрудничества,
- в создании понятной для всех пользователей модели взаимодействия.
Для того, что провести цифровизацию государственного управления с использованием платформенного подхода, необходимо последовательно проводить организационные и технологические изменения.
С одной стороны, для внедрения в систему цифровых технологий требуются значительные денежные затраты, которые временами невозможно рассчитать достаточно точно, из-за чего издержки и риски могут превысить желаемую выгоду.
Поэтому, во избежание рисков, в том числе относящимся к кибербезопасности и защите персональных данных граждан, следует избрать систему постепенного ввода цифровых инноваций.
Однако с другой стороны, введение инноваций не дает стопроцентных гарантий, что произойдет автоматическое изменение в организационной культуре.
Препятствиями могут стать многие факторы, такие как недостаточно совершенная правовая база, отсутствие должной квалификации у сотрудников, а также недостаточный уровень взаимодействия между различными ведомствами и подразделениями при внедрении инноваций.
Таким образом, введение цифровых платформ требует от государства проведения серьезных изменений. Для преобразования уже имеющихся инновационных систем необходим особый подход, а также нацеленность на ощутимый результат для всех групп потребителей платформенных ресурсов и сервисов[5].
В следующей главе рассмотрим ключевые особенности государственных цифровых платформ
Глава 2. Тенденции развития государственных цифровых платформ
2.1. Ключевые особенности государственных цифровых платформ
Цифровизация в Российской Федерации помогла термину «платформа», который активно используется в IT-сфере, стать популярным, однако платформы на сегодняшний день характеризуют не только данную сферу.
С одной стороны, данный термин в России стал применяться как синоним информационной системы, а с другой стороны, всевозможный опыт развития отдельных государственных информационных систем создал хорошие условия для успешного перехода в цифровые платформы[6]. К примеру, такие порталы как госуслуги, госзакупки, управленческие кадры – можно воспринимать как будущие цифровые платформы.
Государственные информационные системы (ГИС) используются властями уже много десятков лет. Создание системы ГИС началось в середине 1990-х гг., для создания электронного правительства.
Во многих случаях ГИС является основой для развития государственных цифровых платформ (ГЦП). Более того, у представителей власти данные понятия становятся практически взаимозаменяемыми[7].
Сравним государственные информационные системы и государственные цифровые платформы.
Государственная информационная система |
Государственная цифровая платформа |
|
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ |
||
1. Создаются для реализации государственных полномочий 2. Государство в лице органов государственной власти является одним из участников (пользователей) 3. Используют общие универсальные технологии |
||
РАЗЛИЧИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛУ |
||
1. Создается для обеспечения ограниченного количества специализированных задач. Увеличение количества функций и (или) пользователей ведет к изменению (модернизации) архитектуры ГИС 2. В одной ГИС может быть реализован функционал одного госоргана (владельца функционала) 3. Для взаимодействия с любой другой ГИС требуется создание дополнительных механизмов (способов) взаимодействия (передачи, обмена данными) 4. Обеспечивает автоматизацию текущих процессов 5. Повышает эффективность отдельных внутренних процессов и (или) взаимодействия с клиентами (пользователями) ГИС |
1. Количество решаемых задач в рамках ключевого взаимодействия ГЦП не ограничено. Увеличение функций и пользователей не требует модернизации, а наоборот, повышает ценность ГЦП 2. Количество пользователей, реализующих разные функции при схожести ключевого взаимодействия, не ограничено. У ГЦП может быть несколько совладельцев, но для предоставления качественных сервисов целесообразно, чтобы у ГЦП был определен единый оператор 3. ГЦП могут объединяться в экосистему («куст платформ») посредством общего механизма присоединения 4. Может конструировать новые общественные отношения и процессы обмена 5. Создает новую общественную ценность |
|
РАЗЛИЧИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ |
||
1. Создается госорганами за счет бюджетных средств 2. После ввода в эксплуатацию становится расходным обязательством госоргана 3. Не может быть передана негосударственному оператору вне конкурса. Работы по доработке функционала ГИС и техническому обслуживанию и др. выполняются исключительно за счет бюджетных средств и посредством проведения конкурсных процедур |
1. К созданию могут привлекаться государственные и частные инвестиции 2. Может иметь одну или несколько моделей монетизации 3. На всех этапах создания и внедрения ГЦП возможно применение различных механизмов ГЧП и других способов инвестирования в развитие ГЦП |
|
РАЗЛИЧИЯ ПО ПРИМЕНЯЕМЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ |
||
1. Архитектура ГИС статичная, немасштабируемая2. При создании ГИС ключевое взаимодействие с пользователями может не быть юридически значимым в электронном виде 3. Пользователи ГИС становятся потребителями сервиса (услуги), не могут влиять на функционал и возможности созданной ГИС 4. Функции арбитража и разрешения конфликтов ГИС не имеет: они реализуются путем внешних процессов рассмотрения жалоб (обращений) пользователей |
1. Архитектура ГЦП масштабируется на основе открытых стандартов 2. Ключевое взаимодействие ГЦП является всегда полностью электронным и приводит к юридически значимым изменениям статусов 3. У пользователя может быть одновременно несколько ролей (поставщик или потребитель услуги), поэтому ГЦП ориентирована на удовлетворение потребностей всех групп пользователей, в интересах которых спроектированы все сервисы ГЦП 4. Арбитраж и разрешение конфликтов встроены в функционал ГЦП, реализуются ее средствами |