Файл: Цифровые платформы и сервисы. Типизация цифровых платформ (Теории государственных цифровых платформ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.1 - Сравнение государственной информационной системы и государственной цифровой платформы[8]

Таким образом, можно сделать вывод, что ГЦП является более масштабным инструментом, чем ГИС. Государственные цифровые платформы больше не только по функционалу, но и по влиянию на различные отрасли рынка[9].

На основе всей приведенной выше информации и анализа литеры можно сформировать определение государственной цифровой платформы. Государственная цифровая платформа – это система формальных и неформальных правил и алгоритмов сетевого взаимодействия потребителей, функционирующая на основе открытых и масштабируемых архитектурных стандартов программно-аппаратного обеспечения, необходимого для хранения, анализа и передачи цифровых данных об участниках взаимодействия.

К основному функционалу ГЦП относятся:

  1. снижение издержек государственного регулирования в различных отраслях рынков;
  2. формирование и анализ всех участников, взаимодействующих внутри данной системы;
  3. создание комплексной системы оценки ценности ГЦП;
  4. реализация для отдельных сфер государственного регулирования системы монетизации ГЦП;
  5. доступ к информации о деятельности отраслей по различным аспектам, включая алгоритмы поиска и обратной связи с пользователя по многим параметрам[10].

Следовательно, существовать ГЦП может на любом отраслевом рынке.

Перейдем ко второй главе, в которой рассмотрим тенденции развития государственных цифровых платформ.

2.2 Рекомендации по применению платформенного подхода в государственном управлении

Создание государственных цифровых платформ является масштабным проектом по количеству необходимых мер и количеству необходимых в нем участников. При этом данная система способна осуществлять эффективный обмен между большим количеством региональных и муниципальных органов власти, обеспечивая им доступ к одинаковым технологиям.

Представляется, что первыми быстрый рост получат те ГЦП, которые уже на протяжении долгого времени используют созданную государственную инфраструктуру электронного правительства[11].


В перспективе государственные цифровые платформы смогут проводить сложные сделки со всеми значимыми органами власть в рамках одной сессии с возможностью получения поддержки от коммерческих партнеров.

Платформенный подход в госуправлении можно организовать с помощью нескольких факторов.

Во-первых, государство может выступать в роли инициатора перемен в цифровых платформах. К примеру, портал госуглуг может представлять собой не только как платформу представляющую органы власти всех уровней, но и физические и юридические лица. Для данной трансформации на портал госуслуг требуется привлечение негосударственных организаций любых отраслей[12].

Достигнуть это можно только путем разработки нового механизма, в ходе которых на портал, в соответствии со своей доказанной квалификацией, будут привлекаться данные организации, которые впоследствии будут получать рейтинг на основе проделанной ранее работы. Это могут быть услуги кадастровых инженеров, услуги нотариуса, услуги страхования, банковские сервисы, сервисы доставки и так далее.

ГЦП должна быть общедоступной платформой, для попадания на которую, однако, нужны будет определенные правила и критерии, понятные для всех желающих присоединиться к ней.

Однако это не значит, что все будущие цифровые платформы должны существовать лишь за бюджетные средства, как ГИС. Более того, далеко не все государственные информационные системы могут быть преобразованы в платформы[13].

Во вторых, государство должно оказывать помощь в создании коммерческих цифровых платформ только на тех рынках и в отраслях, где это будет экономически выгодно.

Это не значит, что должны быть выделены только бюджетные средства на создание этих платформ, например на платформу транспортного комплекса или платформу для поддержания предпринимателей малого и среднего бизнеса[14].

Это могут быть стимулы нескольких видов:

  • разрешение на получение доступа к использованию важных данных из ГИС, которые будут просто необходимы при создании новой платформы
  • гарантия получения льгот, низких ставок налогов, выделенных государством грантов и субсидий
  • формирование необходимых условий для отраслей, где существует риск больших издержек, а также большое количество посредников для получения товара потребителем
  • распространение отраслевых платформенных сервисов
  • разработка такой нормативно-правовой базы, за счет которой доступ к возможностям платформы будет у всех участников, а также комфортные для всех условия сотрудничества, в ходе которых будут решаться спорные ситуации и получены все гарантии законности проведения сделки[15].

В третьих, у государства будет возможность делегировать часть своих функций, сократив при этом масштабы государственного регулирования.

В нынешней модели объектом регулирования являются непосредственно участники рынка, которые в соответствии со своей деятельностью обязаны проходить проверки, уплачивать определенные налоги, предоставлять квартальную отчетность и так далее, а при переходе на платформу часть этих функций возьмет на себя платформа, тем самым сняв некоторые обязанности с участников рынков.

На платформу смогут допускаться только те, кто подходит по определенным заданным изначально критериям, тем самым будет увеличен уровень качества услуг.

Следовательно, использование новейших цифровых технологий и предыдущий опыт использования государственным информационных систем вместе помогут создать идеальную систему государственного управления с использованием цифровых платформ[16].

Перейдем к заключению.

Заключение

Использование платформенного подхода для исполнения государственного регулирования стало популярным не только в Российской Федерации, но и во всем мире.

Данная система помогает не только взаимодействовать с гражданами страны за счет использования инновационных систем, но и снижать огромное количество сопутствующих рыночным отношениям издержек.

В данной курсовой работе ГЦП рассматривается как объемный проект по количеству мер и участников в нем, который может существовать только за счет изменение немаловажных принципов государственного управления.

При этом успешная реализация данной платформы способна содействовать объединению интересов между большим количеством властей разных уровней, обеспечив при этом всем им равный доступ ко всему функционалу платформы.

Сравнение государственной цифровой платформы с государственной информационной системой показало, насколько важно использование инноваций в государственном управлении.

Государству необходимо внедрять платформенный подход только для тех решений, которые полностью будут оправдывать все риски, и не будут работать в убыток экономике.

Также эффективность данного подхода напрямую зависит от качества управлениями важными государственными проектами, которые основываются не только на цифровой, но и на организационной трансформации.

Для создания успешной коммерческой цифровой платформы требуется соблюсти ряд необходимых условий, и, безусловно, полная готовность рынка к этим изменениям:


  • должно существовать четкое основное взаимодействие, вокруг которого в будущем и будет создаваться и улучшаться платформа
  • на рынке должно быть в избытке и производителей и потребителей, а издержки обоих сторон для их взаимодействия должны характеризоваться высоким уровнем
  • инфраструктура, внутри которой будет создаваться платформа, должна быть открытой для всех участников рынка, а планка получения доступа к платформе – низкой, так как будет существовать риск не набрать нужное количество участников и не добиться сетевого эффекта
  • платформа должна накапливать и хранить в себе данные о поведении пользователей, которые в будущем могут использоваться для улучшения работы платформы и создания высокого уровня конкуренции

Внедрение ГЦП не будет быстрым, однако данный инструмент необходим для регулирования многих сфер государственного управления, так как использование данных платформ создаст более честную конкуренцию.

Реализация цифровых платформ может осуществиться лишь благодаря изменению ряда государственных механизмов управления, однако в будущем именно государственная цифровая платформа может поспособствовать изменению в положительную сторону всей системы государственного управления.

Список использованных источников

  1. Бауэр В.П. Проблемы на пути создания унифицированной цифровой платформы цифровой экономики. – М.: Российская акад. естественных наук – 2017 – 23 с.
  2. Вайл П. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения / Питер Вайл, Стефани Ворнер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер – 2019 – 13 с.
  3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. – М.: «Дело» – 2019
  4. Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа: наше цифровое будущее. – М.: Манн, Иванов и Фербер – 2019
  5. Миронова Л. Цифровая страна: государство как платформа: Россия в новой цифровой реальности. – [Saarbrücken]: Lambert acad. publ. (LAP), cop. – 2019 – 56 с.
  6. Моазед А., Джонсон Н. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели. – М.: Альпина Паблишер – 2019 – 37 с.
  7. Путилов А.В., Харитонов В.В., Гусева А.И. и др. Цифровые платформы управления жизненным циклом комплексных систем: монография. – М: Научный консультант – 2018 – 172 с.
  8. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Агрегаторы вокруг нас: новая реальность и подходы к исследованию // Общественные науки и современность. – 2017. – № 4. – 5–15 с.
  9. Яблонский С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. – 2013. – Т. 11. – № 4. – 57–78 с.
  10. Селин, А. Цифровые модели бизнеса: магистральный тренд современного рынка // Дайджест новостей мира высоких технологий – №5 – 2016. – 14 с.
  11. Паньшин, Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. – 2016. Т. 3, № 157. – 17–20 с.
  12. Коваленко, А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. – 2016. Т. 10. No3 (57). – 64–90 с.
  13. Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой; Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики – 2019 – 165 с.
  14. Цариковский А.Ю., Галимханова Н.Ф., Тенишев А.П. и др. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: цифровая идентичность, сетевые эффекты, ценовые алгоритмы, цифровые платформы, большие данные, многосторонние рынки / Федеральная антимонопольная служба, Институт права и развития ВШЭ – Сколково. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики – 2019 – 98 с.
  15. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шарнов А. Доклад Центра стратегических разработок «Государство как платформа: (кибер) государство для цифровой экономики, цифровая трансформация». URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/GOSUDARSTVO-KAK-PLATFORMA_internet.pdf
  16. Европейская комиссия [Электронный ресурс] / Цифровая экономика. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/growth/sectors/digital-economy/

  1. Бауэр В.П. Проблемы на пути создания унифицированной цифровой платформы

    цифровой экономики. – М.: Российская акад. естественных наук – 2017 – 23 с.

  2. Вайл П. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения / Питер Вайл, Стефани Ворнер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер – 2019 – 13 с.

  3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. – М.: «Дело» – 2019

  4. Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа: наше цифровое будущее. –

    М.: Манн, Иванов и Фербер – 2019

  5. Миронова Л. Цифровая страна: государство как платформа: Россия в новой цифровой реальности. – [Saarbrücken]: Lambert acad. publ. (LAP), cop. – 2019 – 56 с.

  6. Моазед А., Джонсон Н. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели. – М.: Альпина Паблишер – 2019 – 37 с.

  7. Путилов А.В., Харитонов В.В., Гусева А.И. и др. Цифровые платформы управления

    жизненным циклом комплексных систем: монография. – М: Научный консультант – 2018 – 172 с.

  8. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Агрегаторы вокруг нас: новая реальность и подходы к исследованию // Общественные науки и современность. – 2017. – № 4. – 5–15 с.

  9. Яблонский С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. – 2013. – Т. 11. – № 4. – 57–78 с.

  10. Селин, А. Цифровые модели бизнеса: магистральный тренд современного рынка // Дайджест

    новостей мира высоких технологий – №5 – 2016. – 14 с.

  11. Паньшин, Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. –

    2016. Т. 3, № 157. – С. 17–20.

  12. Коваленко, А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная

    конкуренция. – 2016. Т. 10. No3 (57). – 64–90 с.

  13. Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой; Нац.

    исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики – 2019 – 165 с.

  14. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шарнов А. Доклад Центра стратегических разработок «Государство как платформа: (кибер) государство для цифровой экономики, цифровая трансформация». URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/GOSUDARSTVO-KAK-PLATFORMA_internet.pdf

  15. Цариковский А.Ю., Галимханова Н.Ф., Тенишев А.П. и др. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: цифровая идентичность, сетевые эффекты, ценовые алгоритмы, цифровые платформы, большие данные, многосторонние рынки / Федеральная антимонопольная служба, Институт права и развития ВШЭ – Сколково. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики – 2019 – 98 с.

  16. Европейская комиссия [Электронный ресурс] / Цифровая экономика. – Режим доступа:

    https://ec.europa.eu/growth/sectors/digital-economy