Файл: История развития идеи конституционализма в России в первой половине XIX века 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция Российской Федерации является нормативным правовым актом Российской Федерации, обладающим высшей юридической силой, прямым действием и верховенством на всей территории Российской Федерации. Посредством Конституции народ путем референдума в 1993 году установил основные принципы устройства общества и государства, определил субъектов государственной власти, механизм ее осуществления и обеспечил права, свободы и обязанности человека и гражданина охраняются государством.

Каждая гражданская страна имеет свою конституцию, поскольку этот правовой акт регулирует деятельность всех органов государства.

Суть конституции заключается в выражении социального компромисса или соглашения, достигнутого в момент ее принятия различными общественно-политическими силами, по основному вопросу, который решает: ограничение границ вмешательства государства в жизнь общества и отдельных лиц.

Актуальность темы. Роль развития конституционализма во все периоды развития российского государства очень велика. Конституция является основным законом государства, который наиболее тесно связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знание особенностей Конституции на разных этапах времени необходимо для дальнейшего познания права.

Целью данной работы является анализ развития конституционного права в России и на основе этого анализа выявление проблем, связанных с правовым развитием Российской Федерации в современном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • выявить особенности развития конституционализма в дореволюционный период;
  • изучить основные положения конституций советского периода;
  • выполнить тщательный анализ ныне действующей Конституции 1993 года;

Объектом исследования данной работы является развитие конституционных основ в Российском государстве.

Предметом исследования работы являются основные этапы развития российского конституционализма.

Теоретической основой проведенного исследования являются нормативно-правовые акты, учебная и методическая литература, материалы периодических изданий и электронных ресурсов.


Глава 1. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

1.1. История развития идеи конституционализма в России в первой половине XIX века

Многогранная концепция конституционализма включает конституционные проекты, конституционный порядок, конституционное законодательство, конституционную практику.

В современной юридической литературе мы можем выделить две противоположные точки зрения на природу происхождения идей, принципов и институтов конституционализма. Согласно первому, в России идеи конституционализма не были заимствованы у Запада, но имеют свои традиции и укоренились на протяжении веков. Этот подход проникнут теорией автохтонного происхождения конституционализма. В крайнем случае, это противоположность представлений о возможности развития только отдельных национальных и отличительных форм и институтов в отдельном государстве. Вторая точка зрения предполагает, что для большинства государств, включая Россию, конституционализм может иметь только заимствованное происхождение[1].

Первые идеи конституционализма появились в России только в 18 веке. История знает проекты графа Н.И. Панина, А.Р. Воронцова. В 60–80-х годах этого века С.Е. проявили особый интерес к конституционным вопросам. Десницкий Д.И., Фонвизин Н.И. Новиков. А.Н. сыграл ведущую роль в развитии конституционного мышления в России. Радищев Ф.В. Кречетов.

Именно в восемнадцатом веке были заложены основы двух направлений в развитии конституционализма дворян и образования, что повлияло на формирование и развитие общественного мнения, рост его роли в обществе в течение длительного исторического периода.

В конце 18 начале 19 вв. В России все большую популярность приобретают идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом, отмены крепостного права, развития местного самоуправления и других. Здесь можно условно выделить следующие области: радикально демократические, либеральные и консервативные.

Хорошо известно, что в первой половине XIX века были сформированы тайные общества, в том числе представители высших аристократических кругов, которые стремились внести изменения в закон и принять конституцию. Например, проект конституции "Русская правда" П.И. Пестель и проект Никиты Муравьева. Декабристы, члены этих тайных обществ, особенно их лидеры, могут быть отнесены к радикальным демократам (или, точнее, к радикальным либералам), поскольку они плохо понимают традиционные, глубоко укоренившиеся основы российского общества вокруг своих в целом добродетельных целей, не основанных на эволюционных Процессы, но о радикальных революционных преобразованиях[2].


В то же время реформаторские чувства, сопровождавшие принятие конституции, не были чужды императору Александру I, чьи друзья-подростки были молодыми, любопытными, мыслящими и активными молодыми людьми: В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, П. А. Строганов.

Важным явлением в развитии конституционализма в первой четверти XIX века является конституционный проект 1820 года «Государственная карта Российской империи», в развитие которого, помимо Н.Н. Новосильцев также с участием князя П.А. Вяземский и французский адвокат А. Дешан. Текст этого диплома содержал 191 статью, сгруппированную в шесть глав.

По его словам, король был единственным источником всего во власти империи: гражданского, политического, законодательного, военного. Исполнительным органом был Государственный совет, состоящий из Генеральной Ассамблеи и Правительственного совета (Комитета министров), а Государственный совет под руководством императора имел совещательный голос. Было предусмотрено создание 10 министерств.

Было провозглашено национальное представительство, органом которого была Государственная Дума, в которую входили Император и две палаты: Сенат (Верхняя палата) и Посольская палата (Нижняя палата). Он должен был собраться на пятилетний срок и рассмотреть законопроекты, внесенные на имя императора Государственным советом, бюджетом и налогами. Состав Сената был пожизненным, посольство было назначено Императором из кандидатов, избранных посольскими палатами губернаторов.

Наместник был предвиден как важнейшая государственно-территориальная единица, включающая несколько провинций[3].

Административная власть была отделена от судебной власти. Судьи должны руководствоваться только законом в своих действиях.

Гражданам империи были предоставлены определенные права. Был провозглашен принцип, что закон одинаково благоприятствует всем. Никто не может быть наказан, кроме как на основании закона, который был объявлен и обнародован до совершения преступления, и по приговору суда, в котором он был осужден.

«Свидетельство о государственной хартии Российской империи» является вехой в развитии российского конституционализма, свидетельствует о достаточно высоком уровне интеллектуальной мысли и культуры того времени в области права и государственности.

Однако тогда ни одно из этих проектов конституционных предложений не имело места. 19 ноября 1825 года Александр неожиданно умер в Таганроге. И плохо организованное выступление декабристов Северного общества 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге было быстро и жестоко подавлено правительственными силами, которые поклялись в верности новому императору Николаю I. Вооруженное выступление декабристов Южное общество также было неудачным.


В 80-х годах XIX века М. Т. Лорис-Меликов при активном и непосредственном участии великого князя Константина Николаевича разработал проект, известный как «Конституция Лориса-Меликова». Он предусматривал создание представительных институтов, допуск представителей общественности в законодательный процесс. Он был положительно оценен Александром II 17 февраля 1881 г. с поправками, даже одобренными. Но он все еще не был принят. 1 марта 1881 года Александр II был убит. И его преемник Александр III отказался от этого проекта[4].

1.2. Конституционное развитие России во второй половине XIX и начале XX века

Надо сказать об эпохе «великих реформ», когда после решения крестьянского вопроса, который тогда был для России весьма важен, развития прогрессивных военных, провинциальных и судебных реформ, а затем после польского восстания в 1863–1864 годах вновь встал вопрос о «народном представительстве». на повестке дня.

Реформа Киселева была поддержана Николаем I и «великими реформами» 1860–1870 годов. проходил под непосредственным руководством и поддержкой того же Александра II. Александр III воплотил в жизнь талант реформаторов Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте и Николай II, как мы знаем, привлекли в правительство Олимпа таких выдающихся реформаторов, как С.Ю. Витте уже в качестве председателя Совета министров и П.А. Столыпин.

Все реформистские политические тенденции должны были учитывать два кардинальных обстоятельства русской жизни, которые начали складываться со второй половины XVIII века. и в значительной степени влияют на всю социальную ситуацию в стране: проблема крепостного права крестьянства и связанная с этим реакция на эту проблему дворянства и рост радикальных политических настроений в обществе, появление тайных обществ Это в конечном итоге привело к восстанию 14 декабря 1825 г. и положило начало темной, крайне левой эстафете на протяжении всего 19-го века. и в конечном итоге выродились в формирование мощных подпольных экстремистских организаций в начале 20-го века[5].

В начале XX века русский конституционализм сформировался как политическая тенденция. Наиболее прогрессивными и последовательными представителями российского конституционализма были (младшие) конституционные демократы, принадлежавшие к левому крылу либерализма. Под влиянием русской государственной школы XIX века (нашей эры) именно российское государство должно было обеспечить осуществление необходимых конституционных и социальных изменений в связи с тем, что буржуазия была слабым социальным слоем По их убеждениям, методам политической борьбы и содержанию партийной программы, курсанты были конституционалистами, которые подали запрос на создание в России системы парламентаризма, в соответствии с которой должно формироваться правительство из членов. партии парламентского большинства и несут политическую ответственность перед ним. Поэтому они не согласились с утвержденным в российских политических реалиях октромонархистским конституционализмом, возникшим после государственной реформы 1905-1906 гг., Когда в механизме государственной власти преобладал монарх, правовой основой которого были основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. ,


В начале 20 века в России была разработана модель монархического конституционализма. Под монархическим конституционализмом подразумевается система правления, основанная на конституции, предоставленной монархом, в которой монарх признается источником всей власти в государстве. В то же время он сохраняет доминирующее влияние в системе государственных органов, доминируя в парламенте и правительстве. Российская форма монархического конституционализма возникла в результате принятия следующих октроэдных правовых актов: создание Государственной Думы 20 февраля 1906 года, создание Государственного совета 23 апреля 1906 года, Правила процедуры учитывая государственную живопись 8 марта 1906 года, основные законы от 23 апреля 1906 года. Политической основой этой формы конституционализма в России стала институционализация политического плюрализма, многообразия политических партий с различными социально-политическими и социально-экономическими ориентациями[6].

В период роста революционных событий в 1904-1905 гг. конституционные проекты возникли из недр "Союза освобождения" предшественника партии конституционных демократов (кадетов). Проект «Основной закон Российской империи», уже в первой статье, провозгласил принципы конституционной монархии в России, провозгласил равенство всех граждан России. Была объявлена ​​неприкосновенность жилища, право всех "граждан России" в зрелом возрасте свободно выбирать и быть избранными, свободно выбирать и менять место жительства, приобретать недвижимость, передвигаться по территории государства и путешествовать за ее пределами. Цензура была отменена во всех ее формах, свобода выражения мнений, собраний и конгрессов, и была объявлена ​​организация различных обществ. Свобода совести была объявлена. Император сохранил за собой высшие исполнительные и законодательные полномочия, право созывать Государственную Думу, создавать кабинет министров и осуществлять высшее командование армией и флотом. Как говорилось в истории, Россия оставалась однородным государством. Проект предусматривает создание в этой стране двухпалатной Государственной Думы, которая является высшим законодательным органом, избираемым путем всеобщего и тайного голосования граждан-мужчин. В соответствии с этими принципами была предложена реформа местного самоуправления.

Манифест 17 октября 1905 г. окончательно провозгласил в России основные буржуазно-демократические свободы. И вскоре создатель Манифеста премьер-министр С.Ю. Витте вручил королю меморандум о необходимости продолжения реформ. Совершенно верно С.Ю. Витте писал, что корни революционного движения лежат «в нарушении баланса между идеологическими устремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующей системы. Она стремится к правовой системе, основанной на гражданской свободе»[7].