Файл: Правовое положение субъектов опеки и попечительства над детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности. Применение положений законодательства РФ об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
В частности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного.
Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием механизма эффективного контроля за их действиями, а также не использованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных.
Еще реже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, как практиковавшееся в 80-е годы принудительное лечение от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции свободы личности и не могут быть восприняты современным правом.
Однако, предоставив гражданам свободу употребления и, более того, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно.
По-видимому, при определении границ вмешательства в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в удовлетворении ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.
Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы, которая позволяет систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Цель данной работы – изучение теоретических вопросов, связанных с понятием опеки и попечительства, исследование проблем, вытекающих из особенностей правового регулирования опеки и попечительства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- анализируется правовой статус подопечного;
- изучается правовое регулирование деятельности опекуна и попечителя;
- рассматриваются правовое положение органов опеки и попечительства.
Объект исследования представляет собой общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением опеки и попечительства.
Предметом исследования являются нормативные акты, правовые документы и научные труды, раскрывающие сущность института опеки и попечительства.
1.Правовой статус подопечного
29 мая 2017 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан указ, который провозгласил Десятилетие детства на 2018–2027 годы.
Цель проведение указанного десятилетия состоит в том, что необходимо провести усовершенствование политики нашего государства в сфере защиты детства. Основание данного решения послужили итоги, которых удалось достичь в результате работы Национальной стратегии действий в интересах детей, которая действовала 2012–2017 годы. Конституция Российской Федерации в своих статьях 7,38,39 указывает на то, что важнейшим принципом социальной политика государства является именно правовая охрана детства.
Основываясь на ст. 39 Конституции можно сказать о том, что воспитание детей является полноценным правовым основанием для предоставления социального обеспечения от государства, которое выражается в виде пособий, пенсий, компенсаций, социального обслуживания и другое.
Политика государства в настоящее время ориентирована на поддержку материнства и детства, это один из первоочередных курсов демографической политики. 20 ноября 1989 года ООН в рамках своего заседания приняла Конвенцию о правах ребенка, в которой установила в статье 1, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Конвенция также содержит указание на то, что ребенок должен быть зарегистрирован сразу после своего рождения, и устанавливает право на имя и приобретение гражданства именно с момента своего рождения (ст.7).
В Концепции также указано приобретаемое с рождения право ребенка знать своих родителей и право на их заботу.
Кроме вышеперечисленных прав, Конвенция указывает право ребенка свободно выражать свое мнение, содержание это право заключается в «свободе искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» (ст. 13).
Российская Федерация, принимая Семейный кодекс, также включила понятие о том, что «ребенком также признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия)». Кроме того, в Гражданском кодексе Российской Федерации было обозначено такое понятие, как «малолетний», то есть несовершеннолетний, достигший 14 лет.
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» в своих положениях использует понятие «не полностью дееспособный гражданин». Нормативно-правовые акты Российской Федерации достаточно детально описывают определенные признаки, чтобы официально признать ребенка — сиротой.
Основной признак такого ребенка — это те возрастные границы, которые обуславливают его психофизические особенности, а также они устанавливают право- и дееспособность. Важная особенность такого ребенка, в частности малолетнего, обусловлена его физической и социальной беспомощностью, основываясь, на чем большинство принадлежащих ему прав не может быть реализовано им самим.
Ответственность за то, чтобы его права были реализованы ложиться на родителей, опекунов, специальные учреждения, государство и общество в целом. Атрибутам.и правового ст.атуса дете.й-сирот яв.ляются — пр.аво- и деес.пособность, а т.акже их де.ликтоспособ.ность.
Правоспособность детей-сирот состоит из возможности иметь отдельные права и обязанности, которые не присущи другим гражданам, и относятся только к детям-сиротам. Проанализировав нормативно-правовые акты, а также юридическую литературы не было обнаружено единого определения дееспособности несовершеннолетнего ребенка.
В литературе мо.жно найти т.акие опреде.ления, как «от.носительна.я», «частич.ная», «огр.аниченная».
Согласно со.держанию ст.атей федер.ального за.кона «Об о.пеке и попеч.ительстве» ребе.нок разного возр.аста имеет «.не полную» деес.пособность.
Гражданский ко.декс Росси.йской Федер.ации содер.жит указан.ия на то, что дет.и старше 6 лет об.ладают уст.ановленным объе.мом дееспособ.ности. Объем дееспособности продолжает расти вплоть до дост.ижения ребенком 14 лет. Гражданин приобретает по.лную дееспособ.ность, ког.да достигает возраста 18 лет.
В литературе и.меется мно.го споров по во.просу того, ест.ь ли полна.я дееспособ.ность у ребе.нка, котор.ый не дост.иг 6 лет. В с.лучае же ко.гда ребено.к-сирота то е.го дееспособ.ность имеет с.пецифическу.ю тонкость, т.ак как нет ро.дителей, котор.ые предста.вляют его и.нтересы, ко.гда у друг.их детей о.ни имеются.
Законным пре.дставителе.м ребенка-с.ироты стано.вятся в ито.ге прохожде.ния опреде.ленной про.цедуры офор.мления соот.ветствующи.х документо.в, предусмотре.нных законо.дательными а.ктами. Как и деес.пособность, де.ликтоспособ.ность ребе.нка-сироты и.меет свое от.личие от де.ликтоспособ.ности обыч.ных гражда.н. Она отл.ичается те.м, что субъе.ктом наруше.ния являютс.я только ребе.нок-сирота.
Но хотелос.ь бы отмет.ить малочис.ленность т.аких случае.в. Таким обр.азом, право.вой статус ребе.нка-сироты состо.ит в дости.жении общест.вом реализ.ации всего объе.ма прав и с.вобод, а т.акже социа.льных гара.нтий для дете.й-сирот и дете.й, оставши.хся без по.печения ро.дителей, котор.ый сформул.ирован в нор.мах объект.ивного пра.ва.
В статье 1 Фе.дерального з.акона от 21.1.2.1996 N 15.9-ФЗ (ред. от 18.12.2020) «О допол.нительных г.арантиях по со.циальной по.ддержке дете.й-сирот и дете.й, оставши.хся без по.печения ро.дителей» со.держаться т.акие понят.ия:
– дети-сирот.ы — лица в возр.асте до 18 лет, у котор.ых умерли об.а или единст.венный род.итель;
– дети, ост.авшиеся без по.печения ро.дителей, — л.ица в возр.асте до 18 лет, котор.ые осталис.ь без попече.ния единст.венного ро.дителя или обо.их родителе.й в связи с л.ишением их ро.дительских пр.ав, ограниче.нием их в ро.дительских пр.авах, приз.нанием род.ителей без.вестно отсутст.вующими, не.дееспособн.ыми (ограниченно деес.пособными), объ.явлением и.х умершими, уст.ановлением су.дом факта утр.аты лицом по.печения ро.дителей, отб.ыванием ро.дителями н.аказания в учре.ждениях, ис.полняющих н.аказание в в.иде лишени.я свободы, н.ахождением в мест.ах содержа.ния под стр.ажей подозре.ваемых и об.виняемых в со.вершении престу.плений, ук.лонением ро.дителей от вос.питания сво.их детей и.ли от защит.ы их прав и и.нтересов, от.казом родите.лей взять с.воих детей из обр.азовательн.ых организ.аций, меди.цинских ор.ганизаций, ор.ганизаций, о.казывающих со.циальные ус.луги, а та.кже в случ.ае, если е.динственны.й родитель и.ли оба род.ителя неиз.вестны, в и.ных случая.х признани.я детей ост.авшимися без по.печения ро.дителей в уст.ановленном з.аконом пор.ядке.
Вышеуказанный с.писок прич.ины неогра.ничен, он мо.жет быть до.полнен ины.ми случаям.и признани.я ребенка, ост.авшимся без по.печения ро.дителей, в то.м порядке, котор.ый установ.лен законо.дательство.м.
Как видно из по.ложений вы.шеуказанно.го закона, в не.м содержат.ься основн.ые понятия, а т.акже те обсто.ятельства, пр.и которых ребе.нок может встрет.иться с несоб.людением е.го прав.
Дети-сироты и дет.и, оставшиес.я без попече.ния родите.лей, могут б.ыть не тол.ько гражда.нами Росси.йской Федер.ации, но и и.ностранным.и граждана.ми и лицам.и без граж.данства.
Можно сдел.ать следую.щий вывод, в.ыделив особе.нности пра.вового статус.а детей-сирот. И.х правовой ст.атус выраже.н в нормах объе.ктивного пр.ава; содер.жит такие атр.ибуты как — пр.авоспособност.ь, дееспособ.ность и де.ликтоспособ.ность, каж.дый из них и.меет специф.ические черт.ы, которые о.пределяютс.я свойство.м субъекта соот.ветственны.х норм; и со.держит опре.деленный об.ществом объе.м свобод и со.циальных г.арантий.
2.Правовое регулирование деятельности опекуна и попечителя
При устано.влении над ребе.нком опеки и.ли попечите.льства дол.жны предус.матриватьс.я этническое про.исхождение ребе.нка, его ре.лигиозная пр.инадлежност.ь, являющи.йся родным д.ля ребенка яз.ык с тем, чтоб.ы по макси.муму обеспеч.ить преемст.венность в вос.питании и обр.азовании, к.ак то учит.ывает п.1 ст.1.23 СК РФ.
Реально, ес.ли опекуно.м над ребе.нком из мусу.льманской се.мьи, к при.меру, назн.ачен душев.но и физичес.ки здоровы.й граждани.н, но относ.ящийся к дру.гой национ.альности, ис.поведующий и.ную религи.ю или вооб.ще не испо.ведующий н.икакой, не по.нимающий ро.дного язык.а ребенка, ку.льтуры и об.ычаев его н.арод, то пр.ава ребенк.а будут потер.пят наруше.ния. Нравст.венная атмосфер.а в семье о.пекуна (по.печителя) в.лият на ус.ловия жизн.и подопечно.го лица.