Файл: Понятие и границы суверенитета государства.(Теоретико-правовые концепции о государственном суверенитете: исторический аспект).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и особенности государственного суверенитета
1.1 Теоретико-правовые концепции о государственном суверенитете: исторический аспект
1.2 Понятие, признаки и правовое значение суверенитета
1.3 Законодательное обеспечение государственного суверенитета
2 Проблемные аспекты государственного суверенитета в современном мире
2.1 Проблемы государственного суверенитета
2.2 Государственный суверенитет в условиях глобализации и интеграционных процессов
Наиболее исчерпывающую, характеристику советского суверенитета, можно встретить в работе И.П. Трайнина.
«Что значит суверенитет в условиях государства нового типа – советского?
1. Это суверенитет, – высшая власть, подлинного народа, – народа, который в Октябре 1917 г. под руководством рабочего класса, вдохновляемый большевиками, сломал государственную машину буржуазии и помещиков и создал власть диктатуры рабочего класса в лице советов.
Диктатура рабочего класса, ничем не ограниченная, никакими законами и правилами не стесняемая, возникла как революционный почин самих народных масс.
2. Это суверенитет, действительно всенародный. Советы государственная форма диктатуры рабочего класса – являются подлинными и самыми демократическими выразителями воли советского народа.
3. Это народный суверенитет, олицетворяемый советами, управляющими не только людьми, но и производством.
В капиталистических государствах производство и управление сосредоточены в руках капиталистов, что обусловливает, их суверенитет в государстве.
Советская власть уничтожила частную собственность на фабрики и заводы, передала крестьянам помещичьи, монастырские и другие земли, объявив их национализированными. Социалистическая система хозяйств и социалистическая собственность на орудия средства производства являются экономической основой суверенитета советского народа, в социалистическом государстве».
Интересно отметить, что первый пункт, обуславливающий «высшую власть как волю народа, создавшего власть диктатуры рабочего класса в лице советов. Диктатура рабочего класса ничем не ограниченная, никакими законами и правилами не стесняемая», может быть уравнена с характеристикой суверенитета, данная в той же работе, немецким теоретиком Карлом Шмиттом. «Что такое суверенитет по-фашистски? Сувереном, отвечает немецкий фашистский «теоретик» Карл Шмит является тот, кто окончательно решает в исключительных случаях. Не существует, говорит он, норм, которые могли бы быть применимы к хаосу. Всякое, право – это «ситуационное право». Сувереном будет тот, кто сумеет овладеть ситуацией в ее целом, в тотальности, тот, у кого окажется монополия последнего решения. Суверенитет – это право монополии не на верховенство власти, а на решение в исключительных случаях». Иначе говоря, в случае октября 1917 года, мы можем говорить о таком же «ситуационном праве», о котором говорит Карл Шмитт.
Подводя итог, проведенной работе, необходимо отметить следующее. Суверенитет, как приводилась цитата выше, является «политической идей, которая позднее обращается в юридическую». Исходя из подобной структуры, очень часто происходит акцентирование на одних элементах суверенитета, в ущерб другим.
Появление понятий «культурный суверенитет», «информационный суверенитет», то есть «суверенизация» различных сторон общественной жизни, как то, информация, культура, являются проявлением примитивного понимания суверенитета, как закрепленной неограниченной властной воли государства.
Подобные теоретизирования не приближают, к пониманию суверенитета, напротив, способствуют «размыванию» предмета исследования, способствуют превалированию политических факторов, в содержании суверенитета, над юридическими.
Можно констатировать, что российские правоведы, до 1917 года, придерживались достаточно дискуссионных взглядов, относительно самого понятия суверенитета.
После 1917 года, в связи с привнесением идеологии на правовую почву, присутствует одностороннее понимание суверенитета, лишь с точки зрения «состояния независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства», но при этом имели место и другие теории, как например, экономическое понимание суверенитета И.Д Левиным.
На сегодняшний день, можно констатировать возвращение плюрализма, в дискуссию о природе суверенитета, однако, вместе с тем, следует отметить, примитивное понимание самой природы суверенитета, которая рассматривается лишь с точки зрения неограниченности власти государства, во внутренней и внешней политике.
1.2 Понятие, признаки и правовое значение суверенитета
В классическом понимании понятие «суверенитет» это – верховенство государственной власти во внутренних делах и независимость в международных отношениях. В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти. Значительным шагом на пути обеспечения подлинного суверенитета Российской Федерации явилась Декларация «О государственном суверенитете РСФСР», принятая 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, на основе которой субъектом государственного суверенитета признается Россия[9].
Выражая волю народов России, Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории, предусмотрев политические, экономические и правовые гарантии суверенной России. По Конституции РФ 1993 года, «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории» (ст.4 Конституции РФ).
Государственный суверенитет России формируется по воле единого многонационального народа, а также по воле субъектов Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерацию народов (ст.5, ч.3 Конституции РФ).
Конституционная характеристика суверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственной власти пресечь любую попытку посягательства на единство и верховенство государства, защищать его целостность.
Государственный суверенитет Российской Федерации – категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий властных органов имеет большое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета.
Ниже перечислены суверенные права как неприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы, тот минимум, без которого не представляется возможным осуществление государственного суверенитета:
право самостоятельного осуществления учредительной власти;
право формирования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти;
право самостоятельного осуществления всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, контрольно-надзорной и др.);
право территориального верховенства;
право установления гражданства и определения правового статуса граждан;
право осуществления централизованного руководства хозяйственной и социально-культурной деятельностью;
право на политическое объединение с другими государствами и свободного выхода из объединений.
Достаточно изъять одно из перечисленных суверенных прав и политическая единица потеряет суверенный статус, перестанет быть суверенной. В федеративном государстве организация государственной власти имеет принципиальные отличия. Для такой формы государственного устройства характерны два уровня осуществления государственной власти, которые, с одной стороны, взаимосвязаны, а с другой – обладают самостоятельностью.
В силу этого возникает проблема определения принадлежности государственного суверенитета, потому как ни одна из властей каждого уровня в отдельности не может быть признана суверенной в строгом смысле этого слова. Малоудовлетворительным становится и объяснение, при котором оба уровня власти взаимно дополняют друг друга, так как это противоречит единству и неделимости суверенитета.
К вопросу о государственном суверенитете федерации и ее субъектов выделяют три основных подхода:
1) признание принадлежности государственного суверенитета только федерации;
2) сочетание государственного суверенитета федерации и государственного суверенитета каждого из субъектов;
3) рассредоточение государственного суверенитета по разным уровням управления в федерации.
К важнейшим объективным причинам такого разделения относятся и конкретные исторические условия развития федеративных отношений, и попытки построения единой концепции суверенитета в федеративном государстве.
Таким образом, суверенитет – это качественное свойство государственной власти, выраженное в ее верховенстве и независимости как внутри страны, так и по отношению к другим государствам. В государстве с федеративной формой государственного устройства объективно существуют два уровня государственной власти – государственная власть федерации, а также государственная власть субъекта федерации.
Однако сформулированные выше представления о государственном суверенитете позволяют нам определить, что в федеративном государстве может быть лишь один суверенитет, которым обладает федерация. Верховенством и независимостью обладает только государственная власть федерации, что, в свою очередь, является основным признаком суверенитета государства.
1.3 Законодательное обеспечение государственного суверенитета
В реалиях современного мира перед каждым государством в целом и перед Российской Федерацией в частности, стоит задача защиты незыблемости своего государственного суверенитета, сохранение территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ и национальных интересов. Основным законом, обеспечивающим защиту государственного суверенитета России, является Конституция РФ. Так, например, преамбула Конституции РФ указывает на то, что многонациональный народ России принимает Конституцию «возрождая суверенную государственность России». В пункте 1 ст. 3 Конституции РФ сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Так же в пункте 3 той же статьи говорится, то «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Рассматривая положения данной статьи Конституции РФ, стоит отметить, что, так как носителем суверенитета России является её народ в целом, а не население, которое проживает на территориях отдельных субъектов Федерации, суверенитет Российской Федерации является неделимым. Высшим национальным интересом Российской Федерации является сохранение суверенитета и государственного единства, чему соответствуют такие нормы Конституции РФ как ст. 4, ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ст.ст. 11 и 12. Так, например, статья 4 Конституции РФ указывает на то, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» и что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Согласно пункту 3 ст. 5, федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве государственной власти. Чему так же соответствует пункт 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации так же указывает, что одним из национальных интересов России является необходимость сохранения незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.
Последняя редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации содержит информацию о «технологическом суверенитете в энергетической сфере», «суверенитете финансовой системы», «культурном суверенитете». Однако не содержит информации о таком важном на сегодняшний день понятии как «информационный суверенитет». В то время как всеобщая глобализация и всевозрастающая роль информационных технологий изменяет саму сущность содержания такой категории как «государственный суверенитет»[10]. В условиях современной реальности «экономический суверенитет государства уже не может находится только в ведении государства, а смещается по отраслевому принципу на региональные, надгосударственные или мировые уровни».
Закономерные последствия глобализации и ее последовательное углубление размывают государственный суверенитет и создают высокие и порой непреодолимые риски на пути развития и сохранения государственной целостности стран мира, включая и российскую государственность. Стоит отметить, что в российском законодательстве формирование правовых норм регулирования информационного и киберпространства только начинается. Достаточно длительное время документы стратегического планирования, затрагивающие развитие информационных технологий в стране, не содержали никакой информации об обеспечении государственного суверенитета. Общие положения о взаимосвязи суверенитета государства и его интересов в информационном пространстве сдержатся в Доктрине информационной безопасности РФ[11]. Сам термин «кибернетическое пространство» в нормах российского права не употребляется, однако встречается в некоторых международных документах, таких как Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации[12] и Окинавская хартия глобального информационного общества[13].
Стоит отметить, проблемой обеспечения информационного суверенитета России является высокая зависимость принятия документов стратегического планирования на уровне государственного управления от иностранных и международных рейтингов. Так, например, оценка развития информационного общества в РФ проводится с помощью контрольных значений показателей, основанных именно на международных рейтингах, в то время как методика их составления и сам процесс оценки не является максимально прозрачным и проводится без участия представителей всех оцениваемых государств. На сегодняшний день развитие российского законодательства и международно-правовых документов определен необходимостью учета характера документов различных международных организаций, что, в освою очередь, обусловливает необходимость непрерывного анализа соответствия принимаемых норм документам международного права и дальнейшей корректировки российских национальных документов стратегического планирования, а так же углубленного анализа вводимых норм в контексте сохранения государственного суверенитета. В данном случае формирование российского законодательства происходит по схеме «документы международных организаций – национальные концепции, стратегии и доктрины – законодательство», что в свою очередь противоречит нормам конституционного права (ч. 4 ст. 15, ст. 79 Конституции РФ), согласно которых международное право является составной частью правовой системы страны, а участие в межгосударственных объединениях и передача им части полномочий Российской Федерации осуществляется только на основании международных договоров, в случае если это не противоречит основам конституционного права России. Не применяются в данном случае и, действующий в отношении международных договоров, механизм ратификации и конституционного контроля. В то время как Конституция и конституционное законодательство Российской Федерации, принятые на основе истинных гуманитарных и демократических мировых стандартов, обладают бесспорным верховенством, в том числе в отношении к нормам международного права, что находит свое отражение в самом тексте данных документов. Указанное несоответствие обязательно должно быть решено посредствам гармонизации российского законодательства с учетом соблюдения национальных интересов России не только в рамках межгосударственной коммуникации, но и с помощью реализации данного законодательства в практике внутригосударственного регулирования всех или почти всех сторон общественной жизни населения России.