Файл: Публичная власть (Общественный контроль: перспективы развития и современное состояние).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Что такое «Власть»?

Власть – это возможность и способность осуществление собственной воли даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме. Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Аналогом термина «Публичная власть» является «Государственная власть». Это понятие появилось еще в советское время, но на данный момент «Публичная власть» получило достаточно широкое распространение как в учебной и научной литературе, так и в официальных документах.

Публичной властью называют важнейший атрибут Государства, наделенными властными функциями по управлению страной.

Публичная власть основывается на принципе народовластия.

Источником публичной власти является суверенитет народа, который выражен в Конституции страны.

Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов, которые издаются органами и должностными лицами государства. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.

Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что Публичная власть представляет собой в настоящее время наиболее эффективный способ решения повседневных, насущных вопросов жизнедеятельности граждан, развивающих в них инициативу, политическую самостоятельность и ответственность.


Задачи данной работы:

- Изучить понятие и сущность Публичной власти

- Ознакомиться со структурой аппарата Публичной власти, а также с соединением и разделением властей

- Рассмотреть формы осуществление Публичной власти

Цель данной курсовой работы состоит в изучении понятия Публичной власти, рассмотрение ее функций, принцип работы системы органов во власти.

Структура данной курсовой работы представляет собой: введение, две главы и заключение. В первой главе изложены понятие и свойства Публичной власти. Во второй главе вы увидите взаимодействие Публичной власти с другими отраслями права.

Выше изложенное предопределяет характер данной работы: она является попыткой общего изучения понятия Публичная власть.

  1. Теоретические основы

Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны или государства, являющаяся одним из признаков, отличающих государство (страну) от общественного строя.

Обычно противопоставляется общественной власти, то есть власти общества. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Виды публичного управления

  • международное публичное управление.

Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями

  • публичное государственное управление.

Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).

  • особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях
  • публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.

Органы публичной власти

Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:

  • органы государства, в том числе:
    • государственные органы Российской Федерации;
    • государственные органы субъектов Российской Федерации;

Свойства и методы Публичной власти.

Публичная власть является разновидностью социальной власти, которая носит волевой характер, обладает общеобязательностью.


Императивное волнение – это проявление воли носителями публичной власти, общеобязательностью ее для населения составляет важнейшее свойства Государственной власти. Данную власть определяют, как силу, делающую политическую волю реальным фактором общественной жизни.

К особым свойствам Публичной власти относят:

- Государственная сила, на которой она базируется, является государство. То есть, какая-либо другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

- Публичной властью ( общественной) является всякая власть. Но в теории государства присутствует иной смысл, а именно Публичная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества, как объекта власти.

- публичная власть распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

Методом Публичного права является Государственно властное предписание одних участников отношений к другим.

Эффективность метода публичного права необходимо определять в зависимости о того, в какой мере удалось путем закрепления компетенции публичных субъектов в определенной сфере обеспечить правомерное поведение людей, предотвратить противоправные поступки, организовать и упорядочить сложную систему общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования.

Методы:

- Императивный метод (Государство наделяется государственно властными полномочиями).

- Диспозитивный метод (Право сторон использовать свои права)

Сущность методов заключается в упорядочении деятельности структурных подразделений, должностных лиц и работников органов публичной власти с целью их оптимального функционирования. Данные методы направлены в сам аппарат для повышения организованности органов публичной власти и на оптимизацию их властной деятельности.

Их целью является повышение эффективности практической реализации своих задач, функций и компетенций.

Среди методов Публичной власти следует выделять:

- Планирование

- Координация деятельности

- Инструктирование

- Информационное обеспечение

Планирование – это метод деятельности органов публичного права, сущность которого заключается в прогнозировании развития общественных процессов в соответствующей сфере и определении своих последующих действий.

Следует отметить что методы Публичного права имеют важное значение в правовом регулировании. Нам известно, что методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий, так как способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Применяются методы не изолированно одни от других, а в сочетании, комплексно, ибо в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия. Причем их использование должно происходить не эпизодически, а систематически, постоянно, в процессе целенаправленной деятельности.


Методы правового регулирования весьма многообразны, но при этом их разделяю на две большие группы, свойственные публичному праву. Чуть ранее было сказано, что выделяется  диспозитивный метод и императивный, для которого характерны централизованное осуществление и строгая субординация участников правоотношений. Нетрудно сделать вывод о диспозитивном методе как родовом, специфическом для отраслей частного права и об императивном методе как специфическом для отраслей публичного права.

Каждый из этих методов, предопределяется как объективными факторами, объектом регулирования (например, властеотношения между государственными органами, договорные отношения партнеров), так и спецификой субъекта права, действующего в той или иной сфере государственной и общественной жизни. Например, деятельность правительства, министерства всегда отличает эти субъекты возможностью использования властных полномочий и принятия, обязательных для исполнения актов. В то же время любое предприятие независимо от формы собственности вступает только в правопартнерские отношения, лишенные какого-либо ореола иерархичности.

Характеристика систем разделения властей в Российской Федерации

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.


Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу;

- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.