Файл: Публичная власть (Общественный контроль: перспективы развития и современное состояние).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Общественный контроль: перспективы развития и современное состояние.
Формирование гражданского общества в России, построение правового государства, тесно связано с обеспечением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Многонациональный народ Российской Федерации реализует свою власть через специальные формы – непосредственную и представительную демократии. Развитая демократия предполагает не только наличие этих форм и механизмов их взаимодействия, включая сдержки и противовесы, но и требует наличия действенных механизмов участия граждан в ее осуществлении (в том числе – механизмов гражданского контроля), совершенствования институтов публично- правовой ответственности представительных органов и должностных лиц, развития инноваций.
Принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Конституции РФ, а также меры и средства реализации данного принципа актуализируют вопросы осуществления общественного контроля над деятельностью органов публичной власти. Факты негативных последствий бюрократической деятельности органов государственной власти, коррумпированность процессов управления, заинтересованность общества в контроле над должным исполнением принятых решений властными структурами - явили собой необходимость создания института общественного контроля, путем принятия Федерального закона от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее Закон об общественном контроле).
Согласно ст.4 Закона об общественном контроле под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки и издаваемых ими актов и принимаемых решений. Действенный контроль как одна из фундаментальных и важных функций управления призван обеспечить эффективность контролируемой деятельности, выявление отклонений, причин их возникновения, путей достижения целей и исправления допущенных ошибок. Данный институт работает в России чуть больше полутора лет и говорить о его эффективности преждевременно, однако, на сегодняшний день мы можем сделать промежуточные выводы о его состоянии, качестве функционирования и о проблемах, выявленных в ходе реализации Закона об общественном контроле.
В соответствии с п.1 статьи 9 Закона об общественном контроле одним из субъектов, имеющим право осуществлять контрольные функции в рамках данного Закона об общественном контроле, являются общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Процесс формирования общественных советов не теряет своей актуальности и на данный момент. Так Президент РФ в августовских поручениях 2014 года к Правительству РФ по итогам встречи с членами Общественной палаты РФ, которая также является субъектом общественного контроля, акцентирует внимание на эффективности правового регулирования отношений, связанных с порядком образования и деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Еще Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" была предусмотрена необходимость отказа от формирования общественных советов при органах государственной власти этими же органами. На данный момент запущена череда формирования общественных советов по новому принципу: «двух ключей», где 75% - составляют кандидатуры, отобранные Общественной палатой РФ на конкурсной основе, остальные 25% определяет экспертный совет при Правительстве РФ. Таким образом, обеспечивается прозрачность деятельности советов, в состав которых теперь могут войти лидеры общественного мнения, эксперты и специалисты нужной области, исключительно по представлению общественных объединений и иных негосударственные некоммерческие организаций (согласно ст. 13 Закона об общественном контроле). Однако процесс обновления советов еще не завершен. И однозначно сказать об эффективности нового принципа, можно будет спустя некоторое время.
В ходе реализации Закона об общественном контроле был выявлен недостаток - отсутствие ответственности и обязанности проверяемых государственных структур реагировать на результаты проверок. Таким образом, результаты по итогам проверок общественного контроля, в отличие от результатов проверок государственных структур, носят рекомендательный характер. В связи с этим, необходимо закрепить в Законе об общественном контроле обязанность и ответственность государственных и муниципальных органов принимать соответствующие меры по итогам общественных проверок, что позволит решить проблемы в разных сферах деятельности государства. Еще одной проблемой в ходе осуществления общественного контроля является коррупциогенный фактор: фактический подкуп и шантаж лиц, непосредственно осуществляющих контроль, с целью сокрытия ими истинной информации о проверке и дальнейшего неразглашения выявленных фактов нарушения. Согласно п.5 ч.2 ст. 10 Закона об общественном контроле итоги проведения общественного контроля, не зависимо от их формы, подлежат процедуре обнародования, что и обеспечивает смысл и цель осуществления общественного контроля. Так, важным политическим актором общественного контроля выступает общероссийский народный фронт (далее ОНФ), который полноценно обеспечивает общественный мониторинг и общественный контроль за деятельностью властей различного уровня и способствует обеспечению общественной подотчётности деятельности власти и оценивает эту деятельность с точки зрения справедливости. Например, по итогам регионального «Форума действий» Вологодский штаб ОНФ направил губернатору области предложения. Так, по итогам рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» активисты рекомендовали разработать механизм общественного контроля за областными и муниципальными расходами, превышающие 50 млн. руб.
Помимо проблем в ходе реализации общественного контроля можно выделить ряд положительных моментов. Например, несмотря на корруциогенный фактор, общественный контроль – в первую очередь инструмент независимой и открытой экспертизы всех решений и действий различного уровня власти. Примеров честной, прозрачной и открытой деятельности общественных контролёров достаточно много. Таким образом, общественный контроль позволяет выстроить открытый диалог между представителями власти и обществом, что позволяет решать насущные проблемы государства.
Актуальность общественный контроль приобретает из-за экономического кризиса. Так, в Правительстве РФ обсуждался вопрос о сокращении расходов бюджета, а применение функции общественного контроля позволит с максимальной выгодой сохранить бюджетные средства. Например, выполнение региональными общественными палатами функций общественного контроля, позволяющей разобраться по итогам проверок в целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств главами регионов и городов. Таким образом, реализация общественного контроля позволит оказать неоценимую помощь и поддержку в реализации государственной политики.
Подводя итог, выделим следующее: общественный контроль начинает набирать обороты. Так как в отдельных случаях он самостоятелен (нет срока проверок, нет регламентации количества проверок, самостоятельность в плане выбора объекта контроля и т.д.), а в некоторых выступает в качестве дополнения к контрольной деятельности государственных органов (использование общественного контроля в качестве надзора за бюджетными средствами в регионах). Реализация общественного контроля позволяет задействовать демократические механизмы, тем самым привлекая и побуждая гражданское общество к участию и диалогу.
Общественный контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти
Общественный контроль рассматривается в современной науке как базовая форма реализации принципа народовластия и способ привлечения граждан к управлению обществом и государством. Права граждан на участие в государственном управлении и доступ к информации о деятельности публичной власти являются фундаментальными правами, признанными международными соглашениями и конвенциями. Открытость информации о деятельности публичной власти является безусловным ключевым элементом демократического государства.
Специфика развития российского общества связана с тем, что Россия остается страной развивающейся демократии. И, как свидетельствует история народовластия, его развитию, как и любому развитию вообще, в полной мере присущи внутренняя противоречивость, неравномерность, чередование фаз поступательного и попятного движения.
Между тем в современном обществе все более отчетливо осознается необходимость создания эффективного общественного контроля за деятельностью публичной власти. Медленно, но неуклонно в обществе формируются механизмы общественного контроля, направленные на повышение открытости и подотчетности публичной власти.
Потребность в эффективном общественном контроле обусловлена реформированием (модернизацией) государственного управления, сопровождающимся постоянным ростом бюрократии, рисками должностных злоупотреблений, борьбой с коррупцией, повышением качества реализации государственных функций и оказанием государственных услуг.
Современному государству все сложнее реагировать на множество общественных запросов, что приводит к обострению социальных конфликтов. Решить эту проблему могут лишь эффективные обратные связи. Общественный контроль может и должен стать той внешней опорой, рычагом и системой обратной связи, который обеспечит целостность, сбалансированность процессов преобразования и конечный успех проводимых государством реформ.
В связи с этим сегодня для юридической науки особенно актуальна задача формулирования современной теории общественного контроля за деятельностью публичной власти, отражающей тенденции усиления влияния институтов гражданского общества на государство. Необходимо отметить, что современные научные исследования, посвященные общественному контролю, проводятся
не только юридической наукой, но и политической, социальной,экономической, при этом в юридической науке они носят многоотраслевой и многоаспектный характер.
Наблюдается несколько основных концептуальных направлений рассмотрения данной категории. Общественный контроль рассматривается как вид социального контроля; как конституционно-правовой институт; как функция гражданского общества, реализуемая в деятельности граждан и институтов гражданского общества в отношении органов публичной власти; как способ обеспечения законности и правопорядка, а также противодействия коррупции1 и др. Многообразие существующих подходов в изучении понятия общественного контроля объясняется широкой сферой правового регулирования данного института и наличием особого признака общественной контрольной деятельности — универсальности.
По своей природе общественный контроль обособлен от контрольной власти государства и осуществляется на основе самоорганизации граждан и по их собственной инициативе. В перспективе данная специфика развития российского общественного контроля содержит потенциальный риск их чрезмерного огосударствления и формализации, что, возможно, приведет к профанации сути общественного контроля и, как следствие, может вызвать негативную реакцию в обществе. Только экономически и политически свободные граждане и их объединения способны обеспечить эффективный, независимый и реальный контроль за деятельностью публичной власти.
Заключение
Интерес к выбранной теме обусловлен целым рядом факторов и, в первую очередь, недостаточной разработанностью проблем публичной власти в современном обществоведении. Необходимо также отметить и разобщенность исследований как в рамках различных обществоведческих наук, так и разобщенность данных отечественных и зарубежных наук о власти. Диссертация представляет собой одну из первых в российской науке попыток исследования политологического аспекта публичной власти, с одной стороны, синтезирующих достижения отечественной и зарубежной наук; с другой стороны, синтезирующих данные различных обществоведческих дисциплин.
Принимая во внимание, что вопросы, рассмотренные в основной части работы, уже нашли свое отражение во введении, ограничимся кратким указанием на наиболее существенные, на наш взгляд, моменты.
Несмотря на то что смыслоконцепт власти является предметом изучения как политологической, так и юридической наук, он не является ни сугубо политическим, ни чисто юридическим. Исходя из этого, в данном исследовании разработки юридической науки используются в качестве методологической основы для политологического анализа публичной власти. В соответствии с соотношением общего и частного, в работе предпринята попытка рассмотреть феномен публичной власти сквозь призму концептуального исследования признаков публичной власти.
В связи с пониманием власти как асимметричных отношений, проявляющихся в возможности субъекта вызывать подчинение объекта сообразно своим целями с использованием соответствующих ресурсов, под публичной властью понимается институционализированная легальная социальная власть, реализующая артикулированные общественные интересы территориально-организованного сообщества, консолидирующая данное сообщество в качестве целостной системы в соответствии с господствующими в обществе ifemto-стями. Публичная власть является единственной в обществе властью, реализующей публичные интересы. Последующее исследование позволило выделить перечень субъектов, а также функции и принципы публичной власти и дать их развернутую характеристику.