Файл: Финансовая политика(Понятие и сущность финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общепризнано, что глобальной целью и стратегической перспективой устойчивого и динамичного развития государства в современных условиях является социально-экономическое развитие, которое ориентировано на расширяющееся воспроизводство социального, экономического и инновационного потенциалов.

Действия госорганов, которые предпринимаются в интересах финансового обеспечения преобразований, а также находят свое отражение в государственной финансовой политике, которая непосредственным образом задевает большинство объектов и процессов финансово-экономической сферы на макро-, мезо- и микро-уровнях.

Проблемам, связанным с формированием финансовой политики посвящено множество научных публикаций российских исследователей. Задачи формирования финансовой политики также представлены в работах таких отечественных ученых, как Аслаханова С.А., Базуванова Д.М., Смыслов Д.В. и др.

Целью данного исследования является определение значения финансовой политики и проведение ее анализа.

Задачами для достижения поставленной цели выступают:

- определить понятие и сущность финансовой политики государства;

- определить значение финансовой политики организации;

- провести анализ направлений финансовой политики РФ;

- рассмотреть особенности формирования финансовой политики предприятия.

Объект исследования – финансовая политика.

Предмет исследования – особенности формирования финансовой политики.

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ документов, экспертный метод, экономико-математические методы, статистические методы, анализ, синтез.

Методологической и информационной базой исследования послужили: учебная литература, нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы, периодические издания, электронные ресурсы.

Теоретическая значимость работы состоит в определении значения финансовой политики.

Практическая значимость работы состоит в проведении оценки финансовой политики государства и предприятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ


1.1 Понятие и сущность финансовой политики государства

Финансовая политика государства представляет собой совокупность государственных мероприятий, которые направлены на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для осуществления государствомсвоих функций.[1]

Такая политика задевает все направления деятельности государства. Основной ее задачей выступает обеспечение определенными финансовыми ресурсами реализации какой-либо государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика преследует следующие особенно важные цели:[2]

- политические – подразумевают достижение конкретных целей во внешней и внутренней политике государства, заключаются в получении определенных политических преимуществ и выгод;

- экономические - состоят в стремлении достичь конкретных хозяйственных результатов или получить определенные экономические преимущества по сравнению с иными хозяйствующими предприятиями;

- социальные – заключаются в финансовых решениях проблем определенных классов и слоев населения, распределении и использовании социальных благ.

Таким образом, финансовая политика государства нацелена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, поскольку ониявляются материальной базой любых преобразований.

1.2 Значение финансовой политики организации

Финансовая политика организации представляет собой систему методов управления финансовыми ресурсами организации, которые направлены на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

Цель разработки финансовой политики организации состоит в формировании наиболее эффективной системы управления финансами, которая направлена на достижение стратегических и тактических целей организации.

Стратегическими задачами при ее разработке выступают (рисунок 1):

Рисунок 1. Стратегические задачи разработки финансовой политики в организации[3]

Тактические задачи в области финансов, в свою очередь, индивидуальны для каждой организации. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли организации на развитие производства и пр.


Финансовая политика выступает важнейшей составляющей от общей политики развития организации, которая также содержит в себе: инвестиционную, инновационную, производственную политику, а также кадровую, маркетинговую политику и др.

Такая политика в основном нацелена на стабилизацию финансового состояния организации. Реализация финансовой деятельности производится благодаря анализу спроса на продукцию, также проводится оценка ресурсов и прогнозов результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

К ключевым направлениям разработки финансовой политики предприятия можно отнести (рисунок 2):

Рисунок 2. Основные направления финансовой политики организации[4]

Анализ финансово-экономического состояния предприятия выступает той базой, на которой выстраивается сама разработка финансовой политики предприятия. Он основывается на показателях квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, чтофинансовая политика организации - это, прежде всего, разработка мероприятий, непременно позволяющих наиболее эффективно применять весь потенциал организации для достижения поставленных целей.

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Бюджетная политика

Бюджет, его доходы и расходы являются основным элементом национальной экономики. Государственный бюджет выступает важным инструментом достижения финансовой политики государства.

Бюджетная политика – урегулированная финансовым законодательством деятельность государственных органов власти по установлению основных источников и количественных параметров формирования доходов, ключевых направлений расходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также по обеспечению сбалансированности бюджетной системы, управлению государственным долгом и межбюджетными отношениями.

Исполнение федерального бюджета в 2018 году проходило на основании Федерального закона«О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.»от 05.12.2017 №362-ФЗ.

Так исполнение основных показателей федерального бюджета за 2018г. представлено на рисунке 3.


Рисунок 3.Основные показатели исполнения федерального бюджета за 2018г.[5]

Так, в 2018 году государственный бюджет имел дефицит в размере 1331,4 млрд.рублей, или 1,4% к ВВП.

Структуру расходов в 2018г. представим на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура расходной части федерального бюджета в 2018г., млрд.руб.[6]

В 2018 году наибольшую долю в объеме расходной части федерального бюджета государства составили:

- межбюджетные трансферты (33,2% общего объема расходной части), включая:

а) бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (22,9%);

б) бюджеты субъектов РФ (10,3%);

- закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (20,6%);

- расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения исполнения функций государственными органами, казенными учреждениями (16,3%).

Динамику государственного долга РФ за последние 5 лет представим на рисунке 5.Так, по состоянию на 1 января 2019 г. величина госдолга РФ увеличилась до 8 689,6 млрд руб. Основная доля (83,4%) внутреннего долга государства относится на обязательства по государственным ценным бумагам. Объем государственного внешнего долга РФ на 01.01.2019 составил 49,8 млрд долл. (2 870,1 млрд рублей). За отчетный период государственный внешний долг РФснизился на 1,4 млрд долл. (236,2 млрд рублей).

Рисунок 5. Государственный долг России в 2014-2018гг., млрд. руб. / % к ВВП[7]

\Таким образом, наличие дефицитагосударственного бюджета приводит к увеличению госдолга. Так, если дефицит госбюджета не превышает 5 % ВНП страны, то он является допустимым. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

2.2 Налоговая политика

Налоговая политика – система экономических, финансовых и правовых государственных мер по становлению налоговой системы государства, где целью выступает обеспечение финансовых потребностей государства, определенных социальных групп общества, а также развития экономики государства за счет перераспределения финансовых ресурсов. [8]

Не смотря на сложившиеся экономические условия, отчетные показатели Налоговой службы РФ демонстрируют позитивную динамику. На сегодняшний день НДФЛ выступает одним из основных по объему поступлений в консолидированный бюджет России налоговых доходов. Формирование всех доходов в 2018 году на 78% обеспечено за счет поступления налога на доходы физических лиц – 21%, налога на добычу полезных ископаемых – 20%, налога на прибыль – 19% и налога на добавленную стоимость – 18%.


Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет России представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет за 2018 год, млрд. руб.[9]

Налоги

Поступление

Удельный вес, %

НДПИ

2904,20

22,92

НДФЛ

2688,70

21,22

Налог на прибыль организаций

2372,80

18,73

НДС

2181,40

17,22

Акцизы

999

7,88

Имущественный налог

955,1

7,54

Прочие налоги сборы

568,8

4,49

Итого

12670

100

Второе и третье место отводится НДФЛ и налогу на прибыль. Прежде всего, это говорит об увеличении числа организаций, чтонепосредственно увеличивает базу налога на прибыль в консолидированный бюджет России и в связи с этим растет численность рабочей силы, а значит и величина поступлений НДФЛ.Доля НДФЛ в бюджете государства напрямую зависит от степени развития экономики. В развитых государствах этот налог нередко составляет главную часть всех доходов государства.

Таким образом, ключевой задачей в настоящее время для правительства России становится формирование эффективной и эластичной налоговой системы, которая сможет обеспечить экономическую стабильность на среднесрочный и долгосрочный период. Основными целями такой политики должны быть поддержка вложений, улучшение человеческого капитала, увеличение значения активности предпринимателей.

2.3 Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика представляет собой действия специализированных государственных организаций на денежном и валютном рынке, которые направлены на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста.

В России денежно-кредитную политику, согласноФедеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ, определяет и проводит Центральный банк.

В России после 2008 г. наметилась тенденция постоянного снижения количества коммерческих банков и относительно быстрого ослабления позиций иностранных банков (рисунок 6).