Файл: Финансовая политика(Понятие и сущность финансовой политики государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и сущность финансовой политики государства
1.2 Значение финансовой политики организации
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 Денежно-кредитная политика
Рисунок 6. Динамика изменения численности банков РФ, 2009-2018гг.[10]
В 2018 году темп прироста совокупных активов российских банков снизился до 3,5% по сравнению с 2017 годом, темп прироста активов увеличился до 6,9% (рисунок 7).
Замедление роста рисков находит отражение и в динамике резервов на возможные потери: с начала 2017 года онивозросли на 1358 млрд. руб., и с начала 2016 г. - на 188 млрд. руб. (рисунок 8).
Рисунок 7. Динамика активов российских коммерческих банков за 2012-2018 гг., млрд. руб.[11]
Рисунок 8.Финансовый результат банковского сектора за 2012-2018 гг., млрд. руб.[12]
Таким образом, в целом события последних лет в отечественном банковском бизнесе демонстрируют насколько значительными могут быть риски, которые в один миг приводят многомиллионные, когда-то процветающие банки к банкротству.
2.4 Валютная политика
Валютная политика – это совокупность мероприятий, проводимых как в рамках национальной экономики, так и вне ее для обеспечения экономического роста, поддержания платежного баланса, снижение безработицы и инфляции, осуществляемых через воздействие на национальную валюту, валютный курс, валютные операции.
Статус валюты определен в РФ Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле».
В 2018 году волатильность курса рубля уменьшалась благодаря адаптации экономических агентов к режиму плавающего валютного курса и изменившимся внешнеэкономическим условиям. Причем волатильность курса доллара к рублю из‑за сохранявшейся высокой волатильности международных цен на нефть оставалась больше значений, наблюдавшихся до 2014 года к режиму плавающего валютного курса (рисунок 9).
Рисунок 9. Динамика курса рубля и его волатильность в 2018г.[13]
По результатам 2018 года темпы обесценения рубля были меньше, чем в 2017 году. Относительно начала 2018 г. официальный курс доллара к рублю увеличился на 30%, до 72,9299 руб. за доллар на 1 января 2019 г., курс евро к рублю вырос на 16,5%, до 79,6395 руб. за евро, стоимость бивалютной корзины – на 23%, до 75,9492 рубля. Аналогичные показатели за 2018 г. увеличились на 72; 52 и 61% (рисунок 10).
Рисунок 10. Стоимость бивалютной корзины и границы плавающего операционного интервала курсовой политики Банка России (рублей),2018г.[14]
Рассмотрим современное состояние отечественного валютного рынка и российского рубля (таблица 2 и рисунок 11). Как видно из таблицы 2 и рисунка 11, подавляющее число сделок на российском валютном рынке осуществляется с долларом, а на второй позиции по значимости, но с очень огромным отрывом, расположено евро. Это непосредственно свидетельствует о том, что отечественный валютный рынок является бивалютным.
Таблица 2
Основные показатели внутреннего валютного рынка и рынка производных финансовых инструментов за месяц (в млн. долл.) [15]
Рисунок 11. Структура российского валютного рынка по объему сделок, 2018г. [16]
В операциях на валютных биржах доля доллара составляет 84% на 2018 г. (в 2010, 2013 и 2016 гг. она составляла 95%, 92% и 92% соответственно), а доля евро составила 16% на 2018 г. (данный показатель существенно вырос по сравнению с 2010 г., когда он составлял 5%), удельный же вес операций с иными валютами незначителен и составляет менее 1%.
Подводя итоги, можно заметить, что на сегодняшний день на отечественном валютном рынке наблюдаются те же структурные изменения, что и на международном:
- многие сделки осуществляются в двух основных валютах (евро и доллар), а преобладающее положение занимает непосредственно американская валюта (84 % операций на валютных биржах);
- главный объем сделок на отечественном рынке составляют валютные свопы и кассовые сделки (61% и 35% соответственно).
2.5 Таможенная политика
Таможенная политика - целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление определенного таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Анализируя динамику и структуру внешнеторгового оборота РФ за последние годы можно отметить, что снижение совокупного внешнеторгового оборота началось в 2015 году и достигло своего минимума в 2017, когда данный оборот составил 467,9 млрд. долл., что на 46% ниже показателя в 2014 году. Главными причинами уменьшения экспорта и импорта стали снижение уровня производства, девальвация рубля и действующее продовольственное эмбарго.
Динамика внешнеторгового оборота РФ (рисунок 12) также демонстрирует, что при снижении общего объема операций внешней торговли, начиная с 2015г., в 2018 году произошел переломный момент: общий товарооборот возрос по сравнению с 2017 годом на 25,6% и на 10 % в 2016 г.
Рисунок 12. Динамика внешнеторгового оборота РФ за 2011-2018гг., млрд. долл. [17]
В структуре внешнеторговых операций наибольший удельный вес занимают экспортные торговые операции. Исследуя динамику экспорта и импорта РФ (рисунок 13), можно заметить, что линии тренда по направлению фактически повторяют друг друга.
Существенная доля во внешнеторговому обороту РФ приходится на страны дальнего зарубежья. Внешнеторговый оборот с государствами СНГ в 2014 году составлял 14,4%, а к началу 2019 года уменьшился до 13%, невзирая на то, что в абсолютных показателях в 2018г. в сравнении с 2017г. был замечен прирост на 25,8%.
Рисунок 13. Динамика экспорта/импорта РФ за 2011-2018гг., млрд. долл. [18]
Несмотря на введение санкций против РФ, величина экспорта в 2018г. увеличилась на 26% и достигла показателя в 359,1 млрд. долл. Причем рост был зафиксирован как в торговле с государствами СНГ (+ 32%), так и со странами дальнего зарубежья (+ 24,7%).
Если говорить об импорте, то наблюдалось увеличение показателей: общий внешнеторговый оборот по импорту вырос по сравнению с 2017г. на 25,3%, в том числе с государствами СНГ на 34,8%, со странами дальнего зарубежья на 24,4%. При этом сальдо торгового баланса является положительным: 130,6 млрд. долл.
Таким образом, проведя анализ сложившейся ситуации на мировом рынке, можно сказать, что РФ в современных условиях макроэкономической нестабильности и трансформации международных отношений, невзирая на введенные санкции, остается активным участником торговых отношений в мировом сообществе.
2.6 Социальная политика
Социальная политика представляет собой составляющую часть внутренней государственной политики, которая воплощена в его социальных программах и практике и регулирует отношения в обществе в интересах и благодаря интересам основных социальных групп населения.
Направления социальной политики в сфере эффективной системы социальной защиты представлены в таблице 3.
Формирование Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года смогло запустить реализацию важного национального проекта по выходу из демографического кризиса. Еще в 2006 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который стал предусматривать среди прочего выплату материнского капитала. Тогда он составлял 250 000 рублей. В настоящее время величина такой выплаты увеличилась и составляет сегодня 453 026 руб.
Таблица 3
Направления социальной политики в сфере эффективной системы социальной защиты[19]
Направления |
Описание |
1 |
Оказание поддержки бедным слоям населения, а именно тем, кто не в состоянии обеспечить минимальный уровень жизни (больные, старики, многодетные семьи, инвалиды) |
2 |
Обеспечение гарантии права на труд. Государство дает гарантию на равноправие участников трудового рынка, свободный выбор профессии |
3 |
Регулирование занятости граждан. К нему можно отнести формирование и реализацию государственных программ и проектов по созданию новых рабочих мест, программы занятости инвалидов |
Российская политика в области социальной поддержки населения должна быть кардинально изменена. В РФ в 2018 г. по уровню благосостояния 18,9 млн человек, или 12,7 %, имели среднедушевой денежный доход ниже величины прожиточного минимума. В 2018 году 12,7 % граждан России преобладают за чертой бедности.
Проблема бедности создает серьезную угрозу социально-экономической безопасности государства и независимости, что касается не отдельного человека, а общества в целом (таблица 4).
Таблица 4.Численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за 2013–2018 гг.[20]
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Числ.насел. РФ с денежными доходами ниже величина прожит.миним. |
Млн чел |
15,4 |
15,5 |
16,1 |
19,5 |
19,6 |
18,9 |
% от общей численности населения |
10,7 |
10,8 |
11,2 |
13,3 |
13,4 |
12,7 |
С середины 2018 года впервые за всю историю минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум сравнялись. Это сказалось непосредственно положительно на доходах около 4 млн российских граждан. Уровень МРОТ в 10 раз меньше, чем в более развитых европейских государствах. В 2018 году МРОТ составил 121,42 евро, в Германии данная сумма в 10 раз больше и составляет 1 473 евро.
В настоящее время РФ существенно отстает по уровню жизни от развитых государств. Население не может обеспечить себя даже минимальным набором продуктов питания, одежды, обуви. Наибольшая часть граждан страны находится на грани выживания.
Таким образом, сложившаяся ситуация в социальной сфере в России делает актуальной проблему выбора оптимальной модели социальной политики. В современное время усиливается противоборство двух альтернативных ее вариантов – политики социального и субсидиарного государства. Причем в последние годы в практической деятельности стала активизироваться реализация доктрины социального государства, о чем говорят выдвинутые Президентом РФ национальные проекты, непосредственно затрагивающие ключевые сферы социально-экономического развития: образование, здравоохранение, жилищное строительство, сельское хозяйство.
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель разработки финансовой политики организации состоит в формировании наиболее эффективной системы управления финансами, которая направлена на достижение стратегических и тактических целей организации.
Финансовая политика выступает важнейшей составляющей от общей политики развития организации, которая также содержит в себе: инвестиционную, инновационную, производственную политику, а также кадровую, маркетинговую политику и др.
Такая политика в основном нацелена на стабилизацию финансового состояния организации. Реализация финансовой деятельности производится благодаря анализу спроса на продукцию, также проводится оценка ресурсов и прогнозов результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия выступает той базой, на которой выстраивается сама разработка финансовой политики предприятия. Он основывается на показателях квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Главными элементами финансово-экономического анализа деятельности предприятия выступают:[21]