Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы «Финансы коммерческих организаций» обусловлена тем, что в современных условиях рыночной экономики финансы занимают важное место в регулировании экономических процессов. Финансы коммерческих организаций являются основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном выражении.

Объектом исследования являются финансы коммерческих организаций.

Предметом – финансы ПАО «М.Видео».

Целью курсовой работы является изучение финансов коммерческих организаций.

В соответствии с целью, основными задачами являются:

  1. Изучить теоретические аспекты финансов коммерческих организаций: сущность, особенности, функции.
  2. Познакомиться с деятельностью и организационной структурой управления компании ПАО «М.Видео».
  3. Проанализировать финансы коммерческой организации ООО «М.Видео».
  4. Предложить пути совершенствования финансов коммерческой организации ООО «М.Видео».

При написании курсовой работы были использованы литературные источники и периодические издания различных типов, а также интернет – ресурсы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Именно такая структура позволяет последовательно изучить тему курсовой работы, сделать определенные выводы и предложить методы совершенствования в данном вопросе по рассматриваемой компании.

Первая глава курсовой работы посвящена теоретическим аспектам финансов коммерческих организаций.

Вторая глава посвящена анализу организационной деятельности коммерческой организации ПАО «М.Видео», изучению ее организационной структуры управления, а также анализу финансового состояния.

В третьей главе предложены пути совершенствования финансов коммерческой организации «М.Видео».

Всего в курсовой работе использовано 9 таблиц, 6 рисунков, 6 источников литературы. Общее объем работы составляет 28 страницы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сущность финансов коммерческих организаций

Финансы организаций представляют собой финансовые отношения, которые возникают в процессе предпринимательской деятельности в ходе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.


Финансовые отношения можно классифицировать по следующим направлениям:

1) между учредителями в момент создания организации — связаны с формированием собственного капитала;

2) между организациями — возникают в процессе производства и реализации продукции

3) между организацией и ее подразделениями (филиалами, цехами, бригадами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования оборотных средств и прибыли;

4) между организацией и ее работниками — при распределении и использовании доходов, выплате процентов, дивидендов;

5) между нижестоящей и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является организация. Эта группа отношений связана, как правило, с перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие организации.

6) между коммерческими организациями — возникают в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, долевого участия в создании совместных организаций;

7) между организацией и финансовой системой государства — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8) между организациями и банковской системой — при хранении денег в коммерческих банках, получении, погашении банковских ссуд, уплате процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

9) между организациями и страховыми компаниями — при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и финансовых рисков;

10) между организациями и инвестиционными институтами — в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Основные принципы финансовых отношений коммерческих организаций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы финансовых отношений коммерческих организаций

Принципы

Описание

Принцип хозяйственной самостоятельности

Коммерческие организации независимо от форм собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли, хотя государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие организации всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амортизации происходит по нормам, которые также устанавливаются законодательно.

Самостоятельность в области финансовой деятельности проявляется в том, что организация самостоятельно решает, куда вкладывать свои финансовые ресурсы:

на собственное развитие;

- в ценные бумаги;

- в уставный капитал другой организации;

- на банковские счета и т.д.

Однако самостоятельность возникает только после выполнения обязательств перед обществом и государством.

Принцип самофинансирования

Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

Самофинансирование - это полная окупаемость затрат по производству и реализации продукции, инвестированию и развитию производства и расширению производственно-технической базы. Каждая организация покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При этом возможно использование заемных средств на условиях возвратности, срочности и платности.

Принцип материальной заинтересованности

Объективная необходимость подобного принципа диктуется основной целью предпринимательской деятельности — максимизацией прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам организаций в целом и отдельным работникам. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Для этого экономическая среда должна быть такой, чтобы было выгодно производить продукцию, сокращать расходы, получать прибыль.

Принцип материальной ответственности

Этот принцип предполагает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. Для руководителей коммерческих организаций принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случае нарушения договорных обязательств, несвоевременности возврата ссуд, погашения векселей, нарушения налогового законодательства. В случае неэффективной деятельности к данной организации может быть применена процедура банкротства. В конечном итоге организация отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Этот принцип реализуется в случае возникновения убытков и неспособности организации расплатиться с кредиторами. В этом случае организация может быть объявлена банкротом, ее имущество продано и за счет этого покрыты долги.

Кроме того, этот принцип проявляется и на уровне работников организации — штрафные санкции, лишения премий, компенсация за брак, увольнение.

Принцип обеспечения финансовыми резервами

Необходимость формирования финансовых резервов связана с риском, который всегда сопровождает предпринимательскую деятельность.

Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других форм собственности по своему усмотрению.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Необходимость контроля вытекает из сущности финансов. В производственно-хозяйственной деятельности организации заинтересованы различные стороны: собственники; государство; работники; кредиторы; хозяйственные партнеры. Контроль включает анализ финансовых показателей и применение различных мер воздействия.


Финансы организаций выполняют ряд функций (рисунок 1).

Функции финансов коммерческих организаций

Обеспечивающая

Стимулирующая

Распределительная

Контрольная

Рисунок 1 Функции финансов коммерческих организации

1. Обеспечивающая (воспроизводственная) функция заключается в том, что организация должна быть полностью обеспечена в оптимальном размере необходимыми денежными средствами. Должен соблюдаться принцип: «все расходы покрываются доходами».

2. Распределительная функция связана с обеспечивающей, заключается в том, что доходы организации должны быть оптимально распределены.

3. Стимулирующая функция основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С ее помощью определяются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.

4. Контрольная функция финансов организации способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения. Контрольная функция связана с использованием различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Контролируют заинтересованные стороны.

Факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих организаций

На организацию финансов коммерческих организаций влияют два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности. Рассмотри их подробнее.

  1. Организационно-правовая форма хозяйствования.

Финансовые отношения возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта, который с экономической точки зрения представляет собой имущество хозяйствующего субъекта на дату его создания. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента его регистрации.

В России коммерческие организации могут быть созданы в одной из следующих организационно-правовых форм (рисунок 2).

Рисунок 2 Организационно-правовые формы коммерческих организаций

Характеристики организационно-правовых форм коммерческих организаций приведена в таблице 2.

Таблица 2

Характеристики организационно-правовых форм коммерческих организаций

Организационно-правовая форма

Характеристики

Хозяйственные товарищества

«Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу»[1] (ст.66 ГК РФ).

Полное товарищество

Учредителями и одновременно участниками полного товарищества являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, при этом количество участников (полных товарищей) должно быть не менее двух. Главный признак этой формы организации предпринимательской деятельности — неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества, т. е. при недостаточности имущества товарищества для погашения требований кредиторов взыскание может быть обращено на личное имущество полных товарищей.

Товарищество на вере

Товарищество на вере отличается от полного товарищества тем, что в нем наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участие в предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

«Общество с ограниченной ответственностью – объединение лиц, участвующих в деятельности фирмы, в котором ответственность каждого из них по ее обязательствам ограничивается его вкладом в одинаковом для всех участников кратном отношении к сумме вклада каждого участника»[2]

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - коммерческая организация, с числом участников не менее двух и не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. В целом на ОДО распространяются положения законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью. Исключением является особенность данной организационно-правовой формы (ОДО), которая заключается в том, что при недостатке имущества общества для удовлетворения потребностей кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего имущества, как в полном товариществе, а только его части – одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (трехкратный, пятикратный и т.д.).

Акционерное общество (АО)

«Акционерное общество (АО) - организация, созданная гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Акционерное общество является юридическим лицом. Образование его начинается с выработки учредительного устава общества, который должен быть юридически оформлен. Размер фонда акционерного общества определяется его уставом (поэтому он называется уставным).

Акционерное общество закрытое (ЗАО) – общество, акции которого не поступают в свободную продажу, а распределяются лишь среди учредителей. Акционерное общество открытое – объединение нескольких граждан и/или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам акционеров.

Акционерное общество открытое (ОАО) – объединение нескольких граждан и/или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам акционеров.

Акционер – владелец акций, член акционерного общества. Несет ответственность по обязательствам акционерного общества только в пределах стоимости приобретенных им акций. Акционер имеет право участвовать в распределении прибыли акционерного общества; принимает участие в общем собрании акционеров; пользуется преимущественным правом на приобретение дополнительно выпущенных акций»[3]

Хозяйственные партнерства

Число участников хозяйственного партнерства строго лимитировано — не мене двух, но не более 50 граждан и (или) юридических лиц. Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства, при этом законодательством не установлено требование к минимальному размеру собственного капитала. Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Предполагается, что хозяйственное партнерство создается с целью осуществления инновационной (в том числе и венчурной) деятельности.

Производственные кооперативы

Производственные кооперативы — это добровольные объединения граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом; при недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия создаются и действуют только на основе государственной или муниципальной собственности. Их учредителями могут быть лишь Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, которые не утрачивают права собственности на имущество унитарного предприятия после его создания. Имущество унитарных предприятий неделимо и не распределяется на вклады или долевое участие его работников.

В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия двух видов:

1) государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного владения. Они подразделяются на государственные предприятия (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальные предприятия;

2) казенные предприятия на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ и муниципальные казенные предприятия).


  1. Отраслевые технико-экономические особенности.

Технико-экономические особенности напрямую связаны со спецификой отрасли. Они оказывают свое влияние при определении характера развития процесса производства. Концентрирование на отраслевых особенностях позволяет более ответственно подходить к осуществлению производственного процесса, более рационально осуществлять его, и как результат, добивать более высоких результатов в экономической эффективности.

В сельском хозяйстве на финансы оказывают свое влияние природно-климатические условия. Они диктуют необходимость формирования финансовых резервов как в денежной, так и в натуральной формах. От природных условий зависит развитие растений и животных, а следовательно, и финансы организаций, занимающихся сельским хозяйством. Возникает необходимость их концентрации к определенным периодам, что, в свою очередь, вызывает необходимость привлечения заемных средств.

Организации и учреждения транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Готовой продукцией, подлежащей реализации, на транспорте является непосредственно транспортный процесс. Затраты общественного труда, связанные с перевозкой продукции, увеличивают ее стоимость на величину транспортных издержек, которые, помимо дополнительной новой стоимости, содержат и прибавочный продукт.

Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов и т.д.) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т.е. непосредственно с реализацией продукции. В составе затрат торговых предприятий отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговая организация закупает уже произведенные товары, осуществляя затраты лишь на доведение их до потребителей. Особенностью отраслевой структуры основных средств является сочетание собственных и арендованных основных фондов. Все эти особенности учитываются при формировании финансовых ресурсов и их использовании.

Финансы строительных организаций также имеют ряд существенных особенностей, обусловленных технико-экономическими особенностями строительного производства. Для строительного производства характерен длительный производственный цикл по сравнению с промышленностью, большой удельный вес незавершенного производства в составе оборотных средств. Потребность в оборотных средствах имеет большие колебания как по отдельным объектам, так и по технологическим циклам, что оказывает влияние на структуру источников финансирования оборотных средств. Осуществление строительства объектов в различных климатических и территориальных зонах определяет индивидуальную стоимость объектов и приводит к неравномерному поступлению выручки.


АНАЛИЗ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «М.ВИДЕО»

Деятельность компании и организационная структура управления

Публичное акционерное общество «М.видео» (ПАО «М.Видео») является коммерческой организацией. Компания осуществляет свою деятельность с 1993 года. На сегодняшний день «М. Видео» является одним из лидеров розничных продаж бытовой техники и электроники в Российской Федерации.

Компания имеет сеть собственных и арендованных магазинов. Всего по состоянию на 31 декабря 2016 года насчитывалось около 398 магазинов в 135 городах России. Кроме того, общество имеет собственный интернет-магазин, услугами которого можно воспользоваться на всей территории Российской Федерации.

«Целью деятельности ПАО «М.Видео» является удовлетворение существующих общественных потребностей в товарах, продукции, работах и услугах и получение прибыли в интересах акционеров.

Миссия компании - быть лучшим местом для встречи людей и электроники»[4]

В компании богатый товарный ассортимент. «М.видео» торгует, как отечественными, так и зарубежными марками товаров. Большой ассортимент продукции разных марок и брендов позволяет покупателем найти все, на любой вкус и кошелек.

«М.видео» предлагает своим покупателям порядка 20000 наименований товаров. Основными видами продукции являются: аудио/видео и цифровая техника, мелкая и крупная бытовой техники (холодильники, посудомоечные и стиральные машины, газовые, электрические и комбинированные плиты, стеклокерамические панели, водонагреватели и т.д.), медиа-товаров и товаров для развлечения и многое другое.

На витринах магазинов «М.Видео» представлена продукция известных брендов, таких как Samsung, LG, Sony, Philips, Apple, ASUS, Lenovo, Canon, HP, Xerox, Epson, Fujitsu, Dell, ViewSonic, Huawei, HTC, Microsoft, Moto, Alcatel, Fly, YotaPhone, Nokia, Sony, Nikon, GoPro, Djl, FujiFilm, Olympus, Panasonic и многие другие современные бренды.

За время существования организации ПАО «М.Видео» с учетом необходимости различных специалистов была сформирована следующая организационная структура управления (рисунок 3).

Президент ПАО «М.Видео»

Отдел логистики

Отдел маркетинга

Коммерческий отдел

Отдел розничных продаж