Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Сущность, виды и структура местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сегодня без органов государственной власти не мыслима работа государственного аппарата нашей страны. Именно они являются центральным звеном, вокруг которого осуществляются полномочия.

Деятельность местного самоуправления имеет достаточно обширную сферу и способна охватывать огромное количество жизненных интересов.

В странах, где властвует демократия, все граждане имеют прямое право на участие в местном самоуправлении по собственному желанию. Они могут создавать политические партии, разнообразные общественные организации.

Всё это делается для защиты своих прав и подтверждения свободы деятельности. Естественно любая организация или партия должна соответствовать всем нормам закона и не нарушать его.  Действовать строго по конституции.

Эффективность работы местного самоуправления способна развивать граждан страны, находить себя в той или иной сфере деятельности, строить себя как личность в обществе. Некоторые действуют для решения глобальных проблем и достигают серьёзных целей, а некоторые просто не имеют нужных инструментов для того чтобы реализовать задуманное.

В связи с вышеизложенным, представляет интерес исследование организации местного самоуправления в Российской Федерации, тенденции и перспективы ее развития.

Целью курсовой работы является исследование организации местного самоуправления в Российской Федерации, тенденции и перспективы ее развития.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

– проанализировать теоретические основы организации местного самоуправления в Российской Федерации;

– определить особенности организации местного самоуправления в зарубежных странах;

– рассмотреть организацию местного самоуправления в Российской Федерации, тенденции и перспективы ее развития;

– описать недостатки организации местного самоуправления в Российской Федерации и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Объектом исследования является организация местного самоуправления в Российской Федерации, тенденции и перспективы ее развития.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, связанные с организацией местного самоуправления в Российской Федерации.

Методологическая и теоретическая основа курсовой работы основывается на принципах диалектической логики, исторического и системного анализа и синтеза.


Информационной базой исследования послужили действующие законодательные акты и нормативные документы, материалы правовых органов, статьи периодических изданий, финансовые отчеты органов власти РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

1.1 Сущность, виды и структура местного самоуправления

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта. В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан. Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа. Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти [11, c. 24].

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей.

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так, как представлено на рисунке 1.


Рисунок 1 – Иерархия местной власти [9, c. 87]

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам [16, c. 108]:

– созывается представительный орган;

– определяется, кто будет главой;

– формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;

– создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту [8, c. 21-22].

Состав представительного органа:

– председатель, заместители;

– комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости. Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам. На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования [21, c. 98].

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом.

Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера. Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.


Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет. В компетенцию главы входит несколько направлений [14, c. 57]:

– представительство;

– нормотворчество;

– контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр. Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

В подразделе 1.2 представим теоретические аспекты контрольного органа в местном самоуправлении.

1.2 Контрольный орган в местном самоуправлении

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена контрольного органа направлена на [10, c. 66]:

– на контроль того, как правильно расходуется,

– исполняется бюджет,

– соблюдается регламент,

– используется имущество.

Рассмотрим их более подробно:

1. Анализируются отчеты об исполнении. Контроль может выполняться следующими формами:

– инициатива граждан правотворческого характера;

– собрания;

– выборы;

– голосование;

– слушания;

– опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью [18, c. 22].

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.


Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.:

1. Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли.

2. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

3. Работает на основе имеющегося устава, государственных законов.

4. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде. Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много [19, c. 57].

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

– принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);

– решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);

– следить за порядком;

– издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;

– распоряжаться собственностью муниципалитета;

– распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;

– принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ. Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает.

Таким образом, представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.