Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Сущность, виды и структура местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

В подразделе 1.3 представим характеристику взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в РФ.

1.3 Зарубежный опыт взаимодействия органов местного самоуправления и муниципальных предприятий

Принято считать, что местное самоуправление подвержено жесткому давлению со стороны властей, постоянно строящих препятствия на пути его развития.

Долю доходов общественных объединений в объеме внутреннего валового продукта в разных странах представим на рисунке 2.

Рисунок 2 – Доля доходов общественных объединений в объеме внутреннего валового продукта в разных странах в 2017г., % [19, c. 66]

Согласно данным рисунка видно, что наибольшая доля доходов общественных объединений в общем объеме внутреннего валового продукта на конец 2017г. наблюдается в странах: Нидерланды, Израиль, Ирландия, США.

В то же время, размышляя о проблемах общественных объединений в современной России, необходимо заметить, что те условия, в которых современные общественные объединения работают, очень часто не жестче, а гораздо мягче, чем во многих западных странах.

Оценивая ситуацию в сфере развития местного самоуправления в последние годы, даже невооруженным глазом можно увидеть тенденцию к ужесточению и без того достаточно жесткого национального законодательства, регулирующего активность организаций «третьего сектора» [21, c. 67].

Источники доходов местного самоуправления в России и других странах более наглядно представим на рисунке 3.

Рисунок 3 – Источники доходов местного самоуправления в России и других странах за 2017г., % [29, c. 75]

Таким образом, в сравнении с другими странами, Российское местное самоуправление получают наименьшие доходы от деятельности, наименьшее государственное финансирование, и при этом больше всего складывают свои капитал из пожертвований.


Усиление государственного регулирования деятельности общественных объединений имеет место во многих государствах, которые на Западе однозначно признают демократическими – Индии, Израиле, Бразилии, Турции, не говоря уже о таких странах, как США, Великобритания и Канада.

Такие ограничения связаны с ростом влияния современных общественных объединений в мире. Исследователи компании «Сигвотч» (Sigwatch) отмечают, что общественные объединения могут конкурировать с крупными бизнес-структурами по степени влияния на государство.

Они образуют коалиции и альянсы для коллективного давления не только на общественное мнение, но и на крупных политических игроков, имеют широкую региональную сеть, тесно работают с коммерческими компаниями.

Условно можно сказать, что статус любого современного общественного объединения строится исходя из определения следующих ее параметров:

– деятельность: политическая/не политическая;

– источники финансирования;

– возможности для влияния на общественное мнение;

– лоббирование инициатив.

Эти параметры в конечном итоге влияют на то, как общественное объединение будет облагаться налогами, какую информацию о себе и своих донорах она должна будет раскрывать, а также на степень контроля со стороны властей.

Нарушение, то есть расхождение между заявленной в целях получения финансовых и налоговых льгот деятельностью и практической деятельностью той или иной организации, включая правозащитные, является нарушением закона.

Законодательство любой страны не может относиться к таким вещам лояльно, в США и Индии, например, это классифицируется как налоговое преступление, влекущее за собой серьезные последствия.

Основополагающим критерием для размежевания общественных объединений является, безусловно, наличие политической компоненты в деятельности организации, заранее определенное на законодательном уровне в каждой стране.

Различие двух типов общественных объединений по отношению к их участию в политике позволяет в дальнейшем дифференцированно работать с разными некоммерческими организациями. Как правило, чем меньше правозащитная или любое другое общественное объединение занимается деятельностью, близкой к политической, тем больше налоговые льготы. В то же время степень определения политической компоненты – вещь трудноопределимая, что и приводит к различным коллизиям.

В США, например, несмотря на отсутствие четкого и однозначного определения термина «политическая деятельность» в законодательстве, существует определенный и весьма строгий порядок регулирования участия общественных объединений в лоббистской, в том числе политической, активности [25, c. 63].


Его главным неписаным принципом является обеспечение прозрачности собственно политической деятельности: чем больше общественных объединений участвует в политике и лоббистской активности, тем меньше у нее налоговых льгот и тем больший объем информации о себе и своих спонсорах она вынуждена раскрывать.

Очевидно, что эти решения не могут гарантировать прецеденты, при которых Комиссия, контролируемая одной или другой политической стороной, не будет нацелена на то, чтобы не вылавливать из всего этого информационного потока лишь заказы своих политических противников, а на публикации, оплаченные единомышленниками, смотреть сквозь пальцы.

В ЕС организации, критикующие основные направления политики Европейской комиссии, не получают от Брюсселя практически никакой помощи.

Таким образом, говоря о положении общественных объединений в мире, можно отметить две тенденции: увеличение влияния общественных объединений, их возможность манипулировать общественным мнением и сознанием и, в то же время, жесткие попытки ограничения этого влияния со стороны государства [25, c. 48].

Другими словами, кроме финансового и налогового регулирования, которое является в целом вполне традиционным, в последние годы в США и в мире стали проявляться попытки влиять на содержательную деятельность правозащитного движения, а также усилить контроль над ним со стороны определенных спецслужб и государственных агентств.

В этой связи критика в адрес российских властей применительно к их работе с общественными объединениями на фоне общемировых трендов звучит, мягко говоря, странно. Особенно учитывая тот факт, что российское законодательство в сфере общественных объединений, как показали многочисленные сравнения, является куда более мягким. Кем используется эта критика и в чьих интересах – предмет уже совершенно другого разговора.

Таким образом, деятельность местного самоуправления имеет достаточно обширную сферу и способна охватывать огромное количество жизненных интересов. Всё это делается для защиты своих прав и подтверждения свободы деятельности. Естественно любая организация или партия должна соответствовать всем нормам закона и не нарушать его.  Действовать строго по конституции, как лежачий полицейский купить для того чтобы, как то тормозить демократию, когда она переходит меру дозволенного.

Во втором разделе представим тенденции и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации.


2 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

2.1 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в РФ

Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти области и органов государственной власти осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами и договором между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, который может являться составной частью настоящего Устава и Уставов автономных округов.

Динамику количества социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее СОКНО) в РФ представим в таблице 1.

Таблица 1 – Динамику количества социально-ориентированных некоммерческих организаций в РФ, тыс. ед. [29, c, 82]

Содержание

2015г.

2016г.

2017г.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Количество СОКНО

130

130

130

100,00

Количество приоритетных проектов, в которых участвовали СОКНО

10

10

40

400,00

Количество мероприятий с участием СОКНО

200

200

90

45,64

Количество СОКНО, которым оказана финансовая поддержка

10

10

40

400,00

Количество СОКНО, которым оказана имущественная поддержка

10

10

30

300,00

Согласно данным таблицы видно, что общее количество мероприятий с участием СОКНО значительно уменьшилось, но при этом их участие в приоритетных проектах увеличилось.


Доля электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления в общем объеме межведомственного документооборота представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Доля электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления в общем объеме межведомственного документооборота в РФ за 2012-2017г.г., % [29, c. 17]

Согласно данным рисунка видно, что наибольшие объемы документа оборота имелись кризисные периоды внедрения санкций США по отношению к России. После чего наблюдается спад доли документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления в общем объеме межведомственного документооборота

Количество сделок продажи земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления в РФ представим на рисунке 5.

Рисунок 5 – Количество сделок продажи земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления в РФ, тыс. ед.

Взаимодействия государственных и местных органов власти в РФ регулируется законом № 444 РФ «О местном самоуправлении в РФ (с изменениями на 25 октября 2018 года)»

В сфере молодежной политики приняты законы «О поддержке деятельности студенческих отрядов в РФ» и «О патриотическом воспитании граждан в РФ».

Успешное преодоление регионом возникших в последнее время трудностей во многом стало возможным благодаря консолидации общества, сотрудничеству общественных и государственных институтов. Представительный орган власти региона играет здесь важнейшую роль.

В феврале 2016 года принят Закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в РФ», определены виды деятельности социально ориентированных НКО и формы их государственной поддержки.

Члены общественных объединений, некоммерческих организаций регулярно участвуют в заседаниях областной Думы, депутатских слушаниях, «круглых столах», семинарах, конференциях и других проводимых нами мероприятиях.

Думой проводятся общественные слушания при рассмотрении проекта закона об областном бюджете и его исполнении. Регламентом предусмотрено участие представителей гражданских организаций в разработке и совершенствовании законодательства области, в подготовке общественной экспертизы по основным направлениям деятельности областной Думы.

При Думе созданы совещательные органы, такие, как Совет муниципальных образований РФ и Совет по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения.