Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Сущность, виды и структура местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1994 году общественными организациями была поддержана идея депутатов о разработке Стратегии деятельности областной Думы. С тех пор работа депутатов по определению основных стратегических целей и задач своей деятельности на протяжении всех созывов шла при активном участии и пристальном внимании институтов гражданского общества. Ежегодно проводятся совещания депутатов муниципальных образований с представителями региональных отделений политических партий и общественных объединений по вопросам реализации Стратегии.

В целях более широкого привлечения граждан к правозащитной деятельности введен институт общественных помощников Уполномоченного по правам человека в РФ.

Эффективной формой повышения информированности жителей области о деятельности муниципальных образований, осуществления прямого контакта депутатов с жителями муниципального образования, трудовыми коллективами, общественными объединениями зарекомендовали себя Дни областной Думы в муниципальных образованиях.

В ходе таких мероприятий депутаты посещают предприятия и объекты социальной сферы, организуются прием жителей района и встречи с общественными организациями, проводятся совещания с главами сельских поселений [11, c. 45].

Знакомство депутатов с особенностями социально-экономического развития территорий, промышленного и сельскохозяйственного производства, возможность вникнуть в проблемы муниципального образования позволяет учитывать их при разработке законов РФ.

Уровень явки на выборах представим на рисунке 6.

Рисунок 6 – Динамика уровня явки на выборы в РФ за 2015-2017г.г., % [29, c. 42]

Подтверждением эффективности работы с населением можно считать высокий уровень явки на выборах в муниципальных образований РФ в сентябре 2016 года – в них приняли участие более 81% жителей области.

В последнее время также наблюдается, что муниципальные образования РФ активно сотрудничают с органами законодательной власти других субъектов Федерации, с 9-ю из них заключены соглашения о сотрудничестве.

Важный действенный инструмент консолидации общественных сил – Общественная палата РФ, ей в 2016 году исполнилось 15 лет. Она приняла эстафету у Гражданского форума региона, который выстраивал конструктивные общественные отношения и был первой в Российской Федерации площадкой открытого диалога власти, бизнеса и общественности.

Общественная палата выявляет проблемные жизненные ситуации и болевые точки, оперативно ретранслирует их соответствующим службам жизнеобеспечения, передает в органы государственной власти и местного самоуправления, которые и делают все, чтобы снять и ликвидировать общественное напряжение. Все больше неравнодушных граждан привлекает Общественная палата к участию в управленческой работе.


Постоянной практикой стала общественная экспертиза нормативных правовых актов и важнейших управленческих решений, анализ и публичная оценка деятельности органов государственной власти области. В настоящее время мы формируем новый состав этого органа. Заслуженный авторитет завоевало региональное отделение Общероссийского Народного Фронта (ОНФ). ОНФ объединил активных и неравнодушных граждан, готовых действовать, принимать решения, отстаивать свои убеждения и менять жизнь на местах к лучшему.

Конструктивная критика, а главное – конкретные предложения по решению проблем, совершенствованию законодательства, которые выносят на общественное обсуждение «фронтовики», безусловно, приносят пользу, инициируют позитивные изменения.

Члены ОНФ проводят постоянный мониторинг и анализ наиболее актуальных тем, общаются с людьми на местах, поднимают острые вопросы, волнующие простых граждан. Считаю это необходимым и действенным инструментом не только для общественных организаций, но и для руководителей любого уровня.

Открытость, диалог, обратная связь – без этих важных составляющих невозможно обеспечить согласие в обществе, поступательное социальное и экономическое развитие региона. Именно такое взаимодействие позволяет принимать эффективные, а не популистские решения, планировать развитие региона, грамотно распределять финансовые ресурсы, добиваться того, чтобы они давали максимальную отдачу и результат, отвечающий запросам граждан.

Подводя некоторые итоги, можно выделить наиболее продуктивные сферы взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти.

Среди них – создание условий для реализации социальных и экономических проектов, укрепление в общественном сознании и социальных практиках политкультурности, формирование механизмов укрепления гражданского согласия и солидарности, а также обеспечение развития и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

С декабря 2015 года работает Координационный совет по вопросам развития и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в РФ, в его составе 33 человека, в том числе 20 членов Общественной палаты, общественных организаций РФ.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального района, а также имущественные права муниципального района. 

В подразделе 2.2 представим выявленные проблемы взаимодействия Правительства РФ с органами местного самоуправления.


2.2 Выявление проблем взаимодействия Правительства РФ с органами местного самоуправления

Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах законодательной власти на уровне органа местного самоуправления в РФ представим на рисунке 7.

Рисунок 7 – Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах законодательной власти на уровне органа местного самоуправления в РФ, тыс. чел. [29, c, 66]

Согласно рисунку видно, что количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах законодательной власти на уровне органа местного самоуправления в РФ увеличивается с каждым годом.

В настоящее время после кризисного периода тяжело размышлять об эффективности управления ресурсами муниципального хозяйства. Но при проведении анализа можно сказать, что процессы управления протекают удовлетворительно. Но при этом также можно отразить то, что если бы управление муниципальным хозяйством строилось бы на рациональных и эффективных условиях, то последствия кризиса и санкций США по отношению к России не коснулось бы таким бы такими неблагоприятными последствиями для всей экономики страны.

Развитие социально-экономических показателей муниципального образования г. Нефтекамск отражает снижение развития данных показателей, а следовательно, управление ресурсами муниципального хозяйства муниципального образования г. Нефтекамск в большей степени за анализируемый период было направлено на поддержание всей бюджетной системы России, но никак не для развития социально-экономического развития страны в целом.

Внедрение бенчмаркетинга в местное самоуправление РФ и прочие государственные органы позволит:

  • внедрение ответственного звена для обеспечения решения задач между государством и обществом; 
  • как инструмента территориального маркетинга на службе государственных структур; 
  • достигать эффективных результатов в долгосрочных обдумываниях стратегий на региональных уровнях; 
  • передача передового опыта на всех уровнях государственного управления.

Отразим эффективность от внедрения бенчмаркетинга в местное самоуправление РФ на рисунке 8.


Рисунок 8 – Эффективность от внедрения бенчмаркетинга в местное самоуправление РФ [28, c. 61]

Важное информационное значение бенчмаркетинга реализуется только в случае полноты информации о деятельности администраций.

В этой связи важна прозрачность отчетности и возможность ее корректной интерпретации. Это требует, как заинтересованности граждан в качестве работы властных структур, так и наличия давления со стороны институтов гражданского общества, прежде всего политических партий, противостоящих чиновникам.

Одна из главных функций местных финансов – поддержание (создание) высокого уровня социальных стандартов. Данный показатель представляет собой минимально допустимый уровень соцзащиты, способный обеспечить минимальные потребности гражданина.

При внедрении выше предложенных мероприятий с целью снижения фактов коррупции со стороны государственных служащих муниципальных хозяйств местного самоуправления РФ будут достигнуты результаты, представленные на рисунке 9.

Рисунок 9 – Эффективность внедрения мероприятий по снижению фактов коррупции в местном самоуправлении РФ [27, c. 42]

Достаточно затратный, с точки зрения, издержек процесс должен быть оправдан лишь в том случае, если результаты анализа дадут необходимую информацию для принятия решений об аллокации ресурсов, совершенствования системы стимулирования оплаты труда и т. д. Также в данном контексте важно не допустить как «работы на показатель», так и обеспечить корректность предоставления данных, т. е. противодействовать оппортунизму агентов и минимизировать трансакционные издержки.

Исследуются составные элементы и характеристики процессов производства и распределения (продукции и услуг), также используется мониторинг, способный наиболее достоверно определить проблемные аспекты и нивелировать их, адаптируя к внутренним и внешним воздействиям.

Этап поиска наиболее приемлемых вариантов типового поведения в других рыночных объектах, схожих по профилю деятельности, размерам рыночного охвата. Также проводится анализ бизнес-интеллектуальных процессов, технологии конкурентов [22, c. 45].

Этап «схематичного наложения процессов наиболее успешных конкурентов» (или иных, избранных для анализа рыночных объектов) в сравнении с собственными результатами. На этом этапе, если организация не обладает собственным научно – исследовательским аппаратом специалистов, следует обратиться к услугам иных профильных институтов.


Подводя итоги, стоит отметить, что бенчмаркетинг с теоретической точки зрения является, положительным примером стимулирования конкуренции и усиления ситуации с правами собственности. Он позволяет представить значимую для принятия решений информацию о работе организаций общественного сектора, понять причины того, почему организации, обладающие схожими задачами, работают по-разному.

В связи с этим возможности по развитию данного инструмента оценки эффективности важны и в общественном секторе [15, c. 58].

Применение бенчмаркетинга в рамках системы регионального развития конкурентных отраслей хозяйства можно научно обоснованно представить в виде четырех этапов. Этап осознания и системно-аналитического исследования организации собственных бизнес-процессов.

Методология бенчмаркинга заключается в ряде поступательных действий, производимых поэтапно. Процесс определения, понимания и адаптации эффективного функционирования лидирующих компаний с целью повышения качества собственной работы условно подразделяется на восемь этапов. Кратко охарактеризуем каждый из них [16, c. 27]:

Этап 1. Выявление функций и бизнес-процессов, нуждающихся в совершенствовании в местном самоуправлении РФ.

Чтобы выявить собственные недостатки, достаточно посмотреть на себя со стороны. Эту прописную истину все знают с детства. Аналогично следует действовать и в поисках нуждающихся в улучшении функций и бизнес-процессов в организации. Здесь уместно применить методы конкурентной разведки. Менеджеры-бенчмаркеры зачастую не обращают внимания на информацию, которая «лежит под ногами», а планируют масштабные исследования.

На этом этапе важно расставить приоритеты над функциями. В первую очередь определяются процессы, играющие главную роль в формировании себестоимости продукции. Затем выявляются функции с большим потенциалом корректировки. Также следует систематизировать позитивно мотивирующие стимулы. И в заключение определить наиболее успехообразующий фактор-показатель.

Этап 2. Определение анализируемых показателей в местном самоуправлении РФ.

На втором этапе следует изучить бизнес-план на предмет выявления набора количественных и качественных переменных.

К ним относятся:

– трудовые показатели (накладные расходы, оплата труда)

– отличительные факторы (качество и разнообразие продукции)

– данные о доли рынка, занимаемой компанией

финансовая стратегия и её результаты.

Этап 3. Идентификация наилучших экономических субъектов внутри и вне исследуемой отрасли в местном самоуправлении РФ.