Файл: Теория менеджмента (Общая характеристика предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В календарных намерениях учитываются затраты на реконструкцию и подмену оснащения, сооружения свежих компаний, изучение рабочей силы. В намерения по сбыту продукции и предоставлению предложений подключаются характеристики по экспорту продукции, предоставлению технических предложений и обслуживанию.

Оперативные намерения реализуются сквозь систему бюджетов или же денежных намерений, которые оформляются по любому отдельному отряду, а вслед за тем намереваются в единственный бюджет или же экономический проект компании. Бюджет дает собой выражение оперативного намерения в валютных единицах. Он обхватывает все стороны работы компании и работает средством координационной работы всех звеньев компании. При его составлении до этого всего предусматриваются характеристики показатели, созданные в многообещающих и среднесрочных намерениях. Сквозь бюджет исполняется взаимоувязка меж многообещающими, текущими и др. обликами планирования.

Глава 1.2. Организация

Организация как функция менеджмента

Организация как функция управления обеспечивает упорядочение научно-технической, экономической, социальной и др. сторон деятельности любого предприятия. Она непосредственно направлена на упорядочение деятельности менеджеров и сотрудников. Позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, статус, задачи, полномочия и ответственность каждого должностного лица и структурного подразделения предприятия. Таким образом, если функция планирования отвечает на вопросы что делать, что предпринять, что предвидеть и т. д., то функция организации ставит вопросы, кто и как будет реализовывать планы предприятия. Данная функция является средством достижения целей организации. Организацию можно рассматривать в двух аспектах:

  1. организация как функция – это процесс упорядочения, посредствам которого создается, сохраняется и развивается структура предприятия;
  2. организация как образованный и функционирующий объект – это система структурных подразделений и должностных лиц, а также их взаимоотношений, полномочий, целей, ролей, видов деятельности, ответственности и других факторов, характерных для процесса совместного труда.

Основы организационной работы: целенаправленность, организация, ее отдельные звенья трудятся во имя заслуги совместной цели предприятия; упругость организации, при определении задач и ответственности обязан быть установлен оптимум меж свободой поступков отдельных сотрудников и административными предписаниями; стабильность, систему управления нужно возводить так, дабы ее конструкция не сносилась под воздействием наружной и внутренней среды непрерывное улучшение, ожидается надобность периодической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации управленческих решений; размер контроля, менеджер в состоянии квалифицировано гарантировать и


проконтролировать работу ограниченного количества подчиненных; соизмеримость ответственности с задачками и полномочиями; ценность функций, управленческая функция порождает орган управления, а не напротив. Выполнение функции организации подключает выполнение дел по делегированию, департаментализации, установлению спектра контроля, степени централизации и регламентированию. Делегирование – это предоставление задач и возможностей лицу, которое воспринимает на себя обязанность за их выполнение. Департаментализация (от англ. department – отдел) – это объединение схожих функций и ключевых обликов дел, приводящих к образованию структурных отрядов. Спектр контроля — это величина команды (количество сотрудников) окружающей в руководстве 1-го начальника. Централизация (децентрализация) — это уровень концентрации у менеджеров всевозможных иерархических значений возможностей по принятию и реализации управленческих заключений. Регламентация – завершающий период организационной работы. Она исполняется для разработки организационных регламентов, общепризнанных мерок, нормативов, руководств, правил и процедур, которые считаются ведущими документально оформленными итогами выполнения функции организации.

В целом результатом выполнения функции организации является система разделения и кооперации труда предприятия, которая базируется на следующих элементах: – организационной структуре управления предприятием (составе и взаимосвязях управленческих подразделений);

  • производственной структуре предприятия (составе и взаимосвязях подразделений основного и вспомогательного производств);
  • организованном процессе управления;
  • организованном производственном процессе.

Организация управления, таким образом, представляет собой единство

состояния (организационной структуры) и процесса (организационной деятельности).

Глава 1.3. Контроль

Контроль — это деятельность руководителей предприятий и вышестоящих звеньев управления, устанавливающих стандарты, нормы и нормативы, проверяющих и оценивающих соответствие им продукции и корректирующих работу исполнителей. Необходимость контроля обусловлена следующими обстоятельствами: потребностью организации процесса производства в соответствии с имеющимися резервами и ресурсами; требованиями потребителей к качеству, стандарту и сертификации выпускаемой продукции; изменяющимися внутренними и внешними условиями производства, необходимостью выявления тенденций меняющегося спроса и предложения продукции; формированием базы данных для дальнейшего планирования расходования материальных и финансовых средств, совершенствованием нормативных показателей по труду; своевременным вмешательством в производственный процесс при отклонениях от принятых норм и нормативов и др.


Контролю подлежит все, что принимает прямое и опосредованное участие в производительной деятельности работников. Бесконтрольность порождает целый ряд негативных последствий. В любой организации не должно быть работников, вышедших из-под контроля, какой бы высокий пост они не занимали, начиная от президента, председателя совета директоров, генерального директора и вплоть до рядовых исполнителей. Контролю подлежат все технические и технологические условия производства: здания, сооружения, коммуникации, машины, станки, оборудование, приборы и инструменты, техническая и технологическая документация, сырье, комплектующие узлы и детали и т. д. Обязательным и систематическим должен быть контроль финансовой деятельности предприятия, кадровых органов и всех других отделов, и служб.

В определенной степени контроль на предприятии осуществляют все работники, каждый в сфере своей компетенции. Ведущую роль в этой

деятельности играют отдел технического контроля (ОТК) и менеджеры. В своей работе они руководствуются рядом основополагающих требований.

  1. Контроль должен быть всеохватывающим, но немелочным, неназойливым, не тотальным н не вызывать у подчиненных чувства неприязни к контролирующим.
  2. Контроль должен быть тщательно спланирован, в планах необходимо определить приоритеты и четко выразить стратегическую направленность контроля.
  3. Контроль осуществляется не ради самого контроля или

«подсиживания» сотрудников, а ради получения результатов, важных для улучшения работы или показателей, снижения издержек производства и улучшения качества продукции.

  1. Контроль необходимо осуществлять своевременно и эффективно, что подразумевает получение сведений об объекте или субъекте контроля ко времени и месту, а также конкретные предложения по его итогам. 5. Система контроля не должна быть дорогостоящей, нельзя отвлекать на его проведение большое количество работников от их непосредственной деятельности.

Менеджер, осуществляющий контроль, обязан учитывать человеческий фактор. Он должен стремиться к объективности, доброжелательности, избегать скрытости и заботиться об улучшении морально-психологического климата в коллективе. Контролирующий всегда должен помнить, что лучше самих работников данного отдела, цеха или службы дело никто не знает, поэтому важно привлечь на свою сторону всех, имеющих отношение к контролируемому вопросу. Организуя контроль, менеджер обязан стремиться не мешать основной деятельности предприятия, если контроль не предполагает остановки процесса производства. Перед менеджерами всегда стоит задача: как использовать полученные данные и результаты для повышения эффективности работы предприятия, роста производительности труда и снижения издержек? Кроме руководителей данного предприятия, ОТК и его работников, контроль может осуществляться контролирующими


службами государства (ГИБДД, налоговая инспекция, судебные исполнители, пожарная инспекция, организации охраны окружающей среды и др.). К работе по контролю и анализу хозяйственной деятельности могут привлекаться независимые эксперты, аудиторские фирмы, специалисты из других организаций и предприятий.

Глава 1.4. Мотивация.

Организация как социальная система

Одна из основных задач менеджера — создать побуждающие стимулы для человека, при которых у него возникает желание работать так, чтобы способствовать достижению целей организации. Принцип менеджмента: управлять — значит приводить к успеху других.

Управленцев всегда интересовало, при каких условиях человек имеет мотивы к работе по чужому заданию, что им движет, что заставляет приносить большие жертвы и напрягать все силы, делая свое дело, и что даже при благоприятных условиях приводит к упрямству, скуке и равнодушию.

Эффективность производственно-хозяйственных процессов определяется не только такими факторами, как реальные и понятные цели, тщательно составленные планы, качественно разработанные решения и совершенная организационная структура, а зависит и от людей, которые претворяют в жизнь эти планы. Если фактическую работу в организации никто не выполняет, то все предварительные усилия

ничего не стоят.

Обеспечить выполнение работы персоналом в соответствии с планами и делегированными полномочиями – задача функции «мотивация». Мотивация как функция менеджмента чаще всего обозначает два психических явления:

совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, определяют ее границы и формы и придают этой деятельности направленность, ориентированы на достижение определенных целей;

Процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем соответствующих мотивов. Что такое мотивация? Понятие мотивации. Эволюция этого понятия.

Мотивировать сотрудников — значит нарушить их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе труда. Мотивация — это процесс побуждения человека или группы людей к достижению целей организации и включает в себя мотивы, интересы, потребности, увлечения, мотивационные установки или диспозиции и т.д. Стимул в управлении персоналом — это воздействие на работника извне с целью побуждения его к деятельности.

Стимул также рассматривается как принуждение к действию, но в отличие от мотива, он вызывается внешними факторами, которые делятся на материальные (вознаграждения за труд) и моральные стимулы (признание заслуг индивида, справедливое отношение к нему, создание у человека чувства собственной причастности к успехам организации и др.).


Причина в том, что у различных людей в разнообразном соотношении находятся движущие силы и регуляторы поведения:

инстинкт; интересы; потребности.

Инстинкт — представляет собой первую, самую нижнюю форму принуждения человека к действиям (пищевой, оборонительный, половой и стадный).

Интересы — избирательное отношение личности к определенному объекту, целенаправленное стремление, потребность, вызванная совокупностью социально-экономических условий жизни человека, коллектива, общества.

Потребности — это необходимость, потребность, которую чувствует человек при определенных условиях жизни и развития. Они проявляются в форме мотивов поведения. Потребности возникают с рождением человека, развиваются по мере его роста и развития, соответственно, видоизменяют его поведение.

Самым первым средством мотивации трудовой деятельности людей был метод “кнута и пряника”. Суть этого метода проста: вознаграждение за выполненную работу и наказание за невыполненную. Метод давал результат, когда люди находились на грани голодного существования. Людей можно заставить выполнять те или иные решения, ту или иную работу, однако принудительное исполнение имеет определенные границы, зависящие от системы организации труда и контроля.

Современная философия менеджмента утверждает, что в основе влияния на людей – не принуждение, а мотивационные регуляторы, построенные на учете психологических особенностей людей.

Мотивация как функция менеджмента включает ряд таких взаимосвязанных действий менеджера:

общение с подчиненными и разъяснение им цели организации; определение правил и норм деятельности;

подготовка подчиненных до желаемого профессионального уровня; своевременная и объективная оценка деятельности подчиненных; поощрение и наказание работников;

создание благоприятной мотивационной среды.

Мотивация также предусматривает формирование и воспитание здоровых и разумных потребностей, высоких идеалов людей, разработку нетрадиционных способов побуждения к высококачественной работе.

Согласно теории Маслоу (Рис1) пять основных типов потребностей физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой[2]