Файл: Теории происхождения государства (Понятие, предмет и система прав и свобод человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конституции РФ гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина – большая социально-прикладная и научно познавательная проблема, требующая постоянного внимания науки и практики, особенно в Российской Федерации, где они, по существу, никогда не были приоритетными.

Трудности в реализации гуматистической идеи прав и свобод человека и гражданина в нашей стране обусловливаются множеством причин: исторически сложившимся негативным отношением к самой идее о приоритетности прав и свобод граждан, отрицанием человека как высшей ценности, изменениями, происходящими в социальной структуре общества, глубокими преобразованиями в политической, экономической и правовых системах, недостаточностью уровня нравственного воспитания, низкой правовой образованностью населения и правовым нигилизмом значительной части его населения и т.д.

Вместе с тем выход на достойный уровень обеспечения прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации возможен лишь при условии, когда государство возложит на себя обязанность реализовать эти права и свободы, установив определенные нормы поведения людей и обеспечивая контроль за соответствием деятельности всех граждан, учреждений, организаций и должностных лиц предписаниям этих норм

В настоящее время высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество анализируют права человека и их защиту как универсальный идеал, основу прогрессивного развития и преуспевания, фактор постоянства и устойчивости.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.

Таким образом, проблема личностных прав и свобод человека и гражданина является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество аспектов, а, следовательно, требует научной оценки.

Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права и свободы человека и гражданина представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой». Конституция России признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все остальные о6щественные ценности не могут противоречить.


Объектом исследования являются личные права и свободы человека и гражданина.

Предмет – общественные отношения, регулирующие права и свободы человека и гражданина.

Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина. Данную цель предполагается достичь путем последовательного решения следующих задач:

- дать общую характеристику прав и свод человека и гражданина в целом.

- изучить и проанализировать институт личных прав и свобод человека и гражданина.

- рассмотреть гарантии и защиту личных прав и свобод.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

1.1 Понятие, предмет и система прав и свобод человека

Права и свободы человека и гражданина являются важнейшим компонентом правовой системы любого государства, в котором гарантируется демократическая и правовая организация публичной власти. В России созданы определенные условия для регулирования, охраны и обеспечения правового статуса личности, функционирует ряд важных правозащитных институтов. Все это неоспоримо свидетельствует об устойчивой и необратимой тенденции движения Российской Федерации к цивилизованным формам взаимоотношений между государством, обществом и гражданами. Вместе с тем, провозглашение прав и свобод в Конституции Российской Федерации, их регулирование в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актах, сами по себе не создают действенных механизмов их реализации. Декларативность содержания прав и свобод, их недостаточная защищенность публичными и частными правовыми средствами представляет собой весьма актуальную проблему для современной России.

Это выражается в недостаточной эффективности функционирования правозащитных институтов, рассогласованности их взаимодействия, слабых материально-правовых и процессуальных гарантиях рассмотрения жалоб граждан на нарушения их прав, свобод и законных интересов, необходимости совершенствования контрольных механизмов в государственной и муниципальной деятельности. Несмотря на положительные результаты проведенных в России реформ, сегодня публичная власть и гражданское общество не могут полностью выполнить одну из основных своих обязанностей - защиту прав и свобод человека и гражданина. В условиях федеративного устройства государства обязанность защиты правового статуса личности возлагается не только на федеральный, но и на региональный уровень властеотношений.


Будучи приближенными к населению, его текущим запросам и потребностям, государственные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления имеют значительный правозащитный потенциал, который сегодня используется не в полной мере. В подобных условиях перед юридической наукой возникает задача поиска оптимальных моделей правового регулирования, которые бы обеспечивали достаточную вовлеченность субъектов Федерации в правозащитный процесс на основе принципа субсидиарности. Защита правового статуса личности в субъектах Федерации может быть более оперативной, своевременной и адекватной интересам граждан.

Права человека следует рассматривать как нормативную форму взаимодействия индивидов, общества, государства, как форму упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов.

Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством [1].

Теоретической основой деятельности государства и общества по обеспечению прав и свобод человека является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности его существования. Люди начали осознавать это еще на начальных этапах создания человеческого общества. Но потребовались века для того, чтобы сложились четкие представления о смысле свободы, соотношении свобод и обязанностей человека, его взаимоотношений с государством.

Как утверждает наука, слово «свобода» появилось в XXIV в. До н.э., когда правитель государства Шумера установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками.

Истоки развития идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, произошло в США.

Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном. Их идеи направлены не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. В 1776 году принимается Декларация прав человека Вирджинии. Данная Декларация провозгласила, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, которых они при вступлении в общественное состояние не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу посредством приоретения и владения собственностью, правом и стремлением к счастью и безопасности.


Естественное право – понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в писаном, юридическом оформлении.

Позитивное право - это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные, императивно-властные решения.

В правовой науке существуют разные подходы к оценке как естественных прав, так и прав позитивных. С таких противоположных позиций оценивались и оцениваются природа и сущность прав человека и взаимоотношения индивида и государства [2].

Резкая поляризация учений естественно-правовой школы и позитивизма имеет под собой основания. Такими основаниями являлись различные пути осуществления буржуазных революций в различных странах. Отсюда и цель естественно-правовой доктрины заключалась в ограничении притязания государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека.

Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие.

1.2. Современная структура прав человека

К основным личным правам и свободам в Конституции РФ относятся следующие:

- право на жизнь;

- право на свободу и личную неприкосновенность;

- право на свободу совести, и др.

Право на жизнь - это фундаментальное право человека, без которого все остальные теряют ценность и смысл.

В соответствии с Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Право человека на жизнь – основополагающее, естественное и неотъемлемое право; оно принадлежит каждому от его рождения до смерти, включая преступника, душевнобольного, инвалида и т.д. Никто не вправе лишить человека его жизни.

Право на жизнь имеет сложное содержание и обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции РФ, так и в текущем законодательстве. Важным показателем данного права является сохранение физического и душевного здоровья человека. Для обеспечения этой задачи Конституция РФ устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому обращению или наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам, а также предоставляет человеку такие права, как право на труд в условиях безопасности и гигиены; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на благоприятную окружающую среду и др. В данный комплекс правовых гарантий входят юридические нормы, определяющие границы применения опасных для жизни и здоровья людей препаратов, орудий, механизмов, физической силы.


Отдельная проблема в этой области – право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. В связи с вступлением в Совет Европы Россия должна будет подписать в течение одного года и ратифицировать не позднее чем через три года с момента всиупления Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человнка и оснтвынх свобод, касающихся отмены смертной казни в мироное время, и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров. В настоящее время в Российской Федерации смертная казнь как исключительная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона, реально обеспечивающего каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом. Указанное право должно быть обеспечено в равной степени всем обвиняемым на всей территории РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права на жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность одно из основополагающих прав человека – возможность делать все, что не нарушает прав других людей и общества в целом. Право на свободу, в частности, включает комплекс конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, половая свобода и т.д.), политической (свобода мысли, свобода слова и т.д.), профессиональной ( свободы труда, свобода творчества и т.д.) жизни.

Рабство признано преступлением международного характера. Право на свободу может быть ограничено (в большей или меньшей степени) в качестве уголовного наказания на определенный срок или даже пожизненно. Право на свободу не исключает также принудительного привлечения – лица к выполнению конституционных обязанностей, таких, как воинская.

Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности и личности и включает физическую психическую неприкосновенность [3].

Указанное право слагается из следующих компонентов:

1) индивидуальная свобода личности располагать собой по своему усмотрению;

2) физическая, нравственная и психическая неприкосновенность личности.

К основным принудительным способам ограничения свободы гражданина относят: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; временная изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми инфекционными заболеваниями; направление несовершеннолетних в интернаты, спецшколы.