Файл: Теории происхождения государства (Понятие, предмет и система прав и свобод человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу концептуальных установок для определения конституционности ограничений относятся:

1) отсылка к закону;

2) соразмерность или запрет чрезмерных ограничений прав и свобод.

Смысл данных принципов заключается в том, чтобы выяснить, действительно ли опасность для конституционного строя и правопорядка настолько велика и реальна, что законодатель обязан ограничить права и свободы человека, и соразмерны ли они возникшей угрозе. Главная проблема защиты прав и свобод человека состоит в том, чтобы не допустить злоупотреблений ограничениями. Поэтому средства защиты должны быть необходимы, оптимально пригодны и соразмерны совершенным действиям.

В условиях переходного периода проблема исполнения решений Конституционного суда стоит особенно остро. Исходя из необходимости обеспечения конституционной законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, Закон о Конституционном суде основывается на следующих принципах:

1) решения Конституционного суда являются общеобязательными;

2) решения Конституционного суда являются окончательными, обжалованию не подлежат;

3) юридическая сила решения Конституционного суда об антиконституционности закона или нормативного акта не может быть преодолена повторным принятием аналогичного акта;

4) решения Конституционного суда вступают в силу немедленно после провозглашения.

Выполняя важную юридическую роль, Конституционный суд обычно в своих постановлениях дает указания или рекомендации законодателю о необходимости внесения определенных корректив в действующее законодательство или принятия новых законов для устранения пробелов, возникших в результате признания правовых норм неконституционными.

С целью обеспечить неуклонное исполнение решений Конституционного суда Закон предусматривает необходимость установить юридическую ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного суда.

2.2. Зарубежный опыт защиты прав и свобод человека

Практика защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах показывает, что она осуществляется с помощью системы принципов, институтов, механизмов и процедурно-правовых правил и базируется на принципах конституционно-правовой и международно-правовой обязанности государства [12].


Эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном демократическом государстве и обществе является конституционное правосудие. Оно возложено на специализированные конституционные суды, которые наделены полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей деятельностью верховенство конституции и приоритет прав и свобод человека.

Защита прав и свобод человека осуществляется органами конституционной юрисдикции путем использования трех основных форм их деятельности:

1) абстрактной;

2) конкретной;

3) индивидуальной (коллективной).

Конституционные суды, осуществляя функции защиты, следят за соответствием Конституции законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений. Рассмотрим функции каждой из трех форм.

Абстрактный контроль предусматривает возможность подачи в Конституционный суд запроса о конституционности принятых законов и других нормативных актов, независимо от их применения в конкретных правоотношениях.

Цель этого вида контроля – соблюдение законодателем Конституции и ее положений, регулирующих права и свободы человека в процессе принятия нормативно-правовых актов.

Эта форма действует в странах с централизованной системой конституционного контроля. В порядке абстрактного контроля Конституционный суд устраняет законодательные нарушения прав и свобод человека. Такой контроль используется, в основном, в странах континентального права: Австрии, ФРГ, Италии, Испании, Португалии и др.

Конкретный контроль, часто именуемый инцидентным, предусматривает, что вопрос о конституционности подлежащего применению закона ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. Эта форма наиболее широко используется в странах с децентрализованной системой конституционного контроля, где все суды правомочны сами решать вопрос о конституционности применяемой ими нормы права. Данный вид контроля также действует и в ряде стран континентального права, где существует централизованная система конституционного контроля, осуществляемого специализированными органами квазисудебного характера. Централизованная система исходит из того, что суды общей юрисдикции не контролируют соответствий нормативно-юридических актов Конституции. Здесь общие суды могут только ставить этот вопрос перед Конституционным судом в виде запроса в связи с рассмотрением конкретного судебного дела и лишь в таких пределах обеспечивать соответствие закона Конституции. Конкретный контроль действует в следующих странах: Италии, Австрии, ФРГ и т.д.


Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида - это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегуманизирует его.

Широкие полномочия конституционного правосудия в защите прав и свобод человека обусловлены рядом принципов, утвердившихся в послевоенный период в системе национального, регионального и международного права. К их числу прежде всего относятся [13]:

1) признание прав и свобод человека в качестве естественных, неотъемлемых ценностей, их приоритетного значения в системе внутригосударственного и международного права;

2) закрепление на уровне Конституции и международных пактов принципа, из которого следует, что права человека обязывают власти государства (законодательную, исполнительную, судебную) соблюдать в качестве непосредственно действующего права;

3) признание индивида субъектом международно-правовых отношений.

В системе юридических гарантий прав и свобод человека трудно переоценить значение специальных процессуальных правил и процедур, с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека. Известно, что материальные права и свободы могут быть реализованы только посредством определенных процессуальных процедур, которые гарантируют особый порядок их защиты.

2.3. Реализация прав и свобод человека в современной России

Основным документом страны, в котором провозглашены и закреплены права и свободы человека и гражданина, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Впервые  в новейшей истории России правам и свободам человека посвящена специальная обширная 2-ая глава,   во 2 статье которой провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства [4]. Далее в статье 18 Конституции РФ говорится о том, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», определяющими «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».


Стоит отметить, что основополагающими для конституционных норм, определяющих основные права и свободы человека и гражданина, послужили международные принципы и стандарты, которые стали результатом достижений мировой цивилизации за всю многовековую историю. Первоначальным документом, подтверждающим высшую ценность прав и свобод человека и гражданина, является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, на основе которой в 1966 году был принят международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт в Российской Федерации вступил в силу в 1976 году. Значимым для данной темы документом является также Европейская социальная хартия 1961 года, которую Россия ратифицировала 30 июля 2009 года. Эти и ряд других документов стали базовыми для развития российского гуманитарного права, ставящего права и свободы человека во главу внутренней политики государства. Итак, значимую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Эти права и свободы касаются таких важных сфер жизни человека, как труд и отдых, образование и охрана здоровья, предпринимательская и иная экономическая деятельность. Право собственности, право на предпринимательскую деятельность, свобода выбора сферы приложения своих сил гарантируют удовлетворение физических, материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности. Под правами человека мы в первую очередь подразумеваем возможности и правомочия для удовлетворения потребностей и интересов индивида, для реализации внутреннего интеллектуального и физического потенциала человека. Без помощи государства и общества этого осуществить нельзя.

Как справедливо отмечает профессор Е.А. Лукашева: «для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантировать правозащитные, социальные, экономические и культурные права».

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся [14]:

- право каждого на свободное осуществление своих способностей в предпринимательской деятельности (ст. 34);

- право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36);

- свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, а также право на защиту от безработицы (ст. 37);

- право на отдых (ч. 5 ст. 37);

- охрана семьи, материнства и детства (ст. 38);

- право на социальное обеспечение (ст. 39);


- право на жилище (ст. 40);

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

- право на образование (ст. 43);

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);

- право пользования учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44).

Как отмечают С.М. Шахрай и А.А. Клишас: «экономическая свобода – необходимый элемент гражданского общества и правового государства» [15]. Провозглашенные в качестве основы конституционного строя многообразие  и равная защита всех форм собственности обуславливают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для осуществления предпринимательской деятельности субъект права – юридическое или физическое лицо (хозяйствующий субъект) – может создавать на свой риск и под свою имущественную ответственность предприятия, регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свободно вступать в договорные отношения с юридическими и физическими лицами, другими хозяйствующими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью. Хотя экономическая свобода для некоторых категорий лиц ограничивается рядом  федеральных законов социально-экономические права и свободы принадлежат каждому от рождения в равной степени. Но с другой стороны, учитывая известную недостаточность ресурсов, государство устанавливает отдельные ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства. К примеру, граждане Российской Федерации имеют приоритетное право на занятие вакантных рабочих мест в то время как иностранный гражданин, въехавший в Россию для осуществления профессиональной деятельности, вправе работать по найму на территории Российской Федерации только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По своей значимости личные права и свободы, бесспорно, занимают ведущее место в системе прав и свобод человека и гражданина. Данные права и свободы (личные) направлены в первую очередь на такой важнейший аспект человеческого существования как сама жизнь, неприкосновенность личности и жилища. Именно личные права и свободы даны человеку с самого рождения и до конца жизни. Для обладания этими правами не требуется иметь гражданство Российской Федерации. Например, политические права и свободы даются человеку с восемнадцати лет, а некоторые только при наличии гражданства Российской Федерации.