Файл: Теории происхождения государства (Понятие, предмет и система прав и свобод человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из фундаментальных духовных свобод является свобода совести.

Свобода совести в этическом плане – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

К общим конституционным принципам гражданства относят: демократизм, гуманизм, законность, равноправие, подлинный суверенитет, защита и гарантии прав человека, единство прав, свобод и обязанностей граждан, сочетание интересов личности с интересами общества, государства, других людей.

Политические права и свободы - важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые она должна ориентироваться. В юридической литературе встречается деление прав:

1) на правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии;

2) правомочия по активному участию в жизни общества.

В отличие от политических социально-экономические права распространяются на определенную область жизни человека – социально-экономическую. Они касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социально защищенности.

Социально-экономические права и свободы закреплены международно-правовыми нормами. В основном они содержаться в общих принципах Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.


Правовой статус индивида различается в зависимости от того, выступает ли он в качестве гражданина, иностранца либо лица без гражданства.

Основные права человека – это права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека [4]. Они составляют стержень правового статуса индивида, основу для возникновения других многочисленных прав необходимых для номральной жизнедеятельности человека.

Обязанность - определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально-полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей, как элемент правового статуса, распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Включение обязанностей в правовой статус индивида не подрывает принципов свободы и основ правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут.

1.3. Политические права и свободы в России

Осуществление политических прав и свобод связано с наличием у человека гражданства Российской Федерации. Политические права и свободы дают возможность гражданину активно участвовать в общественной и государственной жизни страны, оказывать влияние на принятие решений, относящихся ко всем сторонам жизни российского общества [5].

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. В соответствии со ст.32 Конституции граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. Признавая за гражданами право на участие в управлении делами государства, само государство может рассчитывать на добровольное соблюдение гражданами его законов и нормативно-правовых установлений.

Важнейшим политическим правом граждан РФ является избирательное право. Выборы являются добровольными, всеобщими, равными и прямыми и проводятся при тайном голосовании [6].

Избирательные права граждан России гарантируются комплексом мер идеологического, организационного и юридического характера.

Право на равный доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия. Это право граждан России гарантировано ст.32 (п.4 и 5) Конституции РФ. Под государственной службой понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Государственная служба в РФ включает в себя: Федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и Государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.


Конституционный принцип равного доступа всех граждан РФ к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей [7]. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях: признания его не недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда; наличие подтвержденного медицинским заведением заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин связано с использованием таких сведений; близкого родства с государственным служащим; наличия гражданства иностранного государства за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от предоставления сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности.

Право на собрания, митинги и демонстрации. Конституция РФ (ст.31) предоставляет гражданам РФ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Российское законодательство устанавливает следующий порядок реализации прав граждан на собрания и демонстрации [8]:

- о проведении собрания, митинга, уличного шествия делается заявление власти;

- заявление подается в письменной форме не позднее чем за десять дней до намеченной даты проведения;

- исполнительный орган власти рассматривает заявление и сообщает о принятом решении не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия;

- мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными в заявлении, в определенные сроки и в условленном месте;

- государственные и общественные организации, должностные лица, граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам;

- исполнительный орган запрещает мероприятия, если цель его проведения противоречит Конституции либо угрожает общественному порядку и безопасности граждан.

Право на объединения. Глава 4, ст.30, Конституции РФ представляет каждому право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Общественные объединения имеют возможность непосредственного участия в политической, экономической и социальной жизни страны. Общественные объединения равны перед законом. Это проявляется в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ.


Право на обращения в органы государственной власти. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления (ст.33 Конституции РФ).данная статья Конституции обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства и органов самоуправления [9]. В демократическом, правовом государстве граждане не просто пассивно исполняют требования государства. Они выступают как активная, инициативная сила, стимулирующая реформаторские действия государства и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Конституционно-правовой контроль в России

Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правового характера законодательства и практики его применения.

К ведущим принципам конституционного контроля относятся [10]:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ;

2) принцип связанности государства правами и свободами;

3) введение прямого запрета антиправового закона.

Система конституционного контроля обеспечивает достижение следующих задач:

1) защиты основ конституционного строя;

2) защиты основных прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ.

Все три указанные в законе цели органически связаны с правами и свободами, защита которых становится не только важнейшей, но сквозной функцией Конституционного суда.

В условиях становления в РФ демократического правового государства права и свободы человека и гражданина являются в сфере деятельности Конституционного суда доминирующей ценностью. Они выступают основополагающим критерием в системе конституционного контроля. По данному критерию Суд оценивает соответствие законов и иных нормативных актов Конституции РФ.

Основанием жалобы по закону являлись нарушения, ставшие результатом:


1) неприменения нормативного акта, подлежащего применению по Конституции;

2) применения нормативного акта, не подлежащего применению;

3) не соответствующего Конституции истолкования нормативного акта;

4) неприменения соответствующей нормы Конституции, когда она может быть применена непосредственно (ч.1, ст.66).

Учитывая опыт использования формы конкретного контроля в других странах и ее эффективность в защите прав человека, Конституция РФ ввела в систему конституционного контроля новую форму проверки конституционности законов по запросам судов. Последствием внесения запроса по закону является то, что, с момента принятия судом решения обратиться в Конституционный суд и до принятия последним постановления, производство по делу или исполнение вынесенного судом решения приостанавливается. Эта новая, ранее не известная российской системе конституционного контроля форма имеет большое значение.

Форма конкретного контроля ориентирует суд при рассмотрении дела на поиск наиболее оптимальной с позиции прав человека оценки соответствующего закона. В условиях российских реформ всех отраслей права и соответствующих изменений законодательства значение конституционного контроля по запросам судов невозможно переоценить. Осуществляя разбирательство по конкретному делу, суд общей юрисдикции обязан следить за тем, чтобы подлежащий применению закон полностью соответствовал Конституции.

Осуществление права запроса о соответствии применяемого закона Конституции ставит перед любым судом и проблему различения права и закона [11]. В этом различении права и закона выявляется правовая сущность закона. Права человека выступают основанием правового пространства, т.е. вся сфера позитивного законодательства должны постоянно соизмеряться с правами человека, получать «человеческое измерение».

Важнейшим аспектом правозащитной деятельности органов конституционного контроля является конституционное ограничение и пределы таких ограничений. Практике известны, что конституции предоставляют законодателю полномочия при определенных условиях и в определенных границах регулировать права и свободы человека и гражданина. Для этого издаются законы, ограничивающие права и свободы, принимаются соответствующие им нормативные акты, в которых определяются условия, порядок осуществления, гарантии защиты и формы ответственности за их нарушения. Вводимые законодательством ограничения составляют важный аспект деятельности органов конституционного контроля.