Файл: Особенности коммуникаций в организации (на примере ООО "АИРСТОК").pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность коммуникации в современной организации
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса
1.3 Значимость коммуникации в организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО "АИРСТОК"
2.1 Характеристика деятельности организации ООО "АИРСТОК"
2.2 Анализ коммуникационного процесса в организации ООО "АИРСТОК"
Руководители всех уровней несут ответственность за работу людей, находящихся у них в подчинении. Но, тем не менее, любой приказ должен исполняться только при согласовании с генеральным директором предприятия. А значит, данная структура управления является централизованной, поскольку руководители высшего звена оставляют за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия управленческих решений.
За информационный процесс на предприятии отвечает отдел делопроизводства. Данный отдел состоит из двух работников: работника сектора делопроизводства; работника организационного сектора.
2.2 Анализ коммуникационного процесса в организации ООО "АИРСТОК"
В результате просмотра журнала регистрации в приемной организации и анализа полученной информации составлена таблица, в которой представлена сводная информация по каждому виду документа в динамике за 2014-2015 года таблица 5.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что наибольшая доля документов как в 2014 году, так и в 2015 году приходилась на внутренние документы.
Кроме того, их количество сократилось в течение года на 439 штук или 12,7 %. Данное снижение вызвано расширяющимся доступом в получении необходимой информации за счет локальной сети.
Рост количества приказов в течение 2015 года (6,3 %) вызван повышением доли рутинных вопросов, что указывает на то, что основная задача руководства предприятия - это поддержание уже существующего организационного порядка.
Таблица 3 - Анализ структуры документооборота ООО «АИРСТОК» по признаку документационного обеспечения
Наименование документа |
Период |
Абсолют. изм., шт. |
Темп роста, % |
|
2014 год, шт. |
2015 год, шт. |
|||
Входящие |
734 |
1140 |
406 |
55,3 |
Исходящие |
1344 |
1729 |
385 |
28,6 |
Приказы в том числе: по основной деятельности по командировкам по личному составу |
2045 842 650 553 |
2173 943 639 591 |
128 101 -11 38 |
6,3 12,0 -1,7 6,9 |
Внутренние |
3444 |
3005 |
-439 |
-12,7 |
в том числе: |
||||
- финансовые |
1622 |
1680 |
58 |
3,6 |
- служебные |
1822 |
1325 |
-497 |
-27,3 |
Итого в год: |
7567 |
8047 |
480 |
6,3 |
В среднем за день |
28 |
30 |
2 |
7,1 |
Возросла деловая активность предприятия, о чем свидетельствует рост потоков входящих (55,3 %) и исходящих (28,6 %) документов: возросло количество поступаемых заявок на деятельность предприятия в связи с привлечением новых потенциальных покупателей; возросшие требования к отчетности предприятия перед учредителями требуют более частой переписки и предоставления необходимого материала.
Ниже в таблице 4 представлена группировка видов документов по основным подразделениям, а также анализируется их динамика. Определив основные потоки информации на предприятии, станет очевидным: какие из них необходимо в первую очередь автоматизировать.
Критериями отнесения документов к тому или иному подразделению следующие:
для входящих документов и приказов – какому подразделению предназначается;
для исходящих и внутренних документов – каким подразделением составлено;
Как видно из таблицы 6 наибольшая доля документов приходится на бухгалтерию, производственно-сбытовой отдел, отдел материально- технического снабжения и комплектации, а также отдел делопроизводства. Очевидна высокая доля документов в бухгалтерии, так как практически каждый внутренний документ, а финансовый – обязательно, должен быть заверен в бухгалтерии для отслеживания движения финансово-материальных потоков предприятия.
Таблица 4 - Группировка видов документов ООО «АИРСТОК» по подразделениям
Подразделение |
2014 год |
2015 год |
||
Кол., шт. |
% |
Кол., шт. |
% |
|
Отдел делопроизводства |
1441 |
19 |
1520 |
16,3 |
Бухгалтерия |
1450 |
19,2 |
1435 |
17,8 |
Отдел организации труда и заработной платы |
587 |
7,8 |
610 |
7,6 |
Отдел материально-технического снабжения и комплектации |
720 |
9,5 |
759 |
9,4 |
Производственно-сбытовой отдел |
3369 |
44,5 |
3723 |
48,9 |
Итого |
7567 |
100 |
8047 |
100 |
Сокращение документооборота бухгалтерии в основном вызвано большой долей автоматизации ее работы.
На производственно-сбытовой отдел в 2015 году пришлось 3723 документов или 48,9 %. Увеличение как количества обращающихся документов данного отдела, так доли в общем объеме документооборота вызвано, прежде всего, расширением штата сотрудников. Количество документов растет также по причине того, что рост объемов заказов требует работы с большим количеством покупателей.
Что касается отдела материально-технического снабжения и комплектации, то доля документооборота в течение года выроста с 720 до 759, что вызвано: во-первых, необходимостью дополнительной закупки материалов и комплектующих в связи с ростом производства; во-вторых, с полным отсутствием в отделе вычислительной техники по причине отсутствия работников, умеющих владеть персональным компьютером и нежеланием работающих обучаться.
Произведем анализ объема документооборота в течение одного года на примере 2015 года таблица 5.
Таблица 5 - Объем документооборота ООО «АИРСТОК»
Виды документов |
||||
Входящие |
Исходящие |
Приказы |
Внутренние |
|
Январь |
122 |
186 |
226 |
299 |
Февраль |
118 |
192 |
209 |
274 |
Март |
96 |
124 |
184 |
235 |
Апрель |
107 |
149 |
211 |
219 |
Май |
91 |
117 |
107 |
210 |
Июнь |
94 |
163 |
192 |
308 |
Июль |
102 |
195 |
168 |
312 |
Август |
43 |
101 |
185 |
175 |
Сентябрь |
90 |
109 |
132 |
243 |
Октябрь |
99 |
136 |
191 |
257 |
Ноябрь |
93 |
115 |
189 |
251 |
Декабрь |
85 |
142 |
179 |
222 |
Итого |
1140 |
1729 |
2173 |
3005 |
Наибольший поток входящих документов пришелся на январь, февраль апрель и июль.
Составим карточки-анкеты связей всех подразделений, включенных в спроектированную организационную структуру при выполнении функций планирования и оперативного учета.
Таблица 6 - Карточка-анкета связей «Начальник ПТО – главный бухгалтер»
Тип контактов |
Виды связей между подразделениями по критерию налаженности документооборота |
Итого |
||
Систематические, налаженные связи (7 - 10 баллов) |
Периодические, слабо налаженные связи (4 - 6 балла) |
Редкие, не налаженные связи (1 - 3 балла) |
||
Прямая связь: |
||||
1. Предоставление производственной программы в натуральных единицах |
10 |
|||
2. Предоставление сведений о поступающих заявках на покупку продукции |
8 |
|||
3. Предоставление данных о производственных мощностях предприятия |
6 |
|||
4. Предоставление данных о трудоемкости выпускаемой продукции |
5 |
|||
5. Предоставление данных о фактически выпущенной продукции в натуральных единицах |
9 |
|||
ИТОГО |
27 |
11 |
38 |
|
Обратная связь: |
||||
1. Предоставление производственной программы в стоимостном выражении |
10 |
|||
2. Предоставление цен на поступающие заявки |
9 |
|||
3. Предоставление сведений о фактической себестоимости |
9 |
|||
4. Предоставление данных о фактически выпущенной продукции в стоимостном выражении |
10 |
|||
ИТОГО |
38 |
38 |
Вес «прямой» связи – 38 / 50 = 0,76;
Вес «обратной» связи – 38 / 40 = 0,95.
Таблица 7 - Карточка-анкета связей «Главный бухгалтер – главный инженер»
Тип контактов |
Виды связей между подразделениями по критерию налаженности документооборота |
Итого |
||
Систематические, налаженные связи (7 – 10 баллов) |
Периодические слабо налаженные связи (4 – 6 балла) |
Редкие, не налаженные связи (1 – 3 балла) |
||
Прямая связь: |
||||
1. Предоставление сведений о поступающих заявках на покупку продукции |
10 |
|||
2. Предоставление производственной программы в натуральных единицах |
10 |
|||
3. Предоставление данных о трудоемкости выпускаемой продукции |
9 |
|||
4. Предоставление данных о фактических затратах на производство |
8 |
|||
5. Предоставление бухгалтерской отчетности |
9 |
|||
6. Предоставление данных о фактически выпущенной продукции в натуральных единицах |
10 |
|||
ИТОГО |
56 |
56 |
||
Обратная связь: |
||||
1. Предоставление цен на поступающие заявки |
9 |
|||
2. Предоставление производственной программы в стоимостном выражении |
10 |
|||
3. Предоставление расчета фактической себестоимости реализованной продукции |
9 |
|||
4. Предоставление статистических расчетов |
10 |
|||
5. Предоставление финансового анализа деятельности предприятия |
9 |
|||
6. Предоставление данных о фактически выпущенной продукции в стоимостном выражении |
10 |
|||
ИТОГО |
57 |
57 |
Вес «прямой» связи – 56 / 60 = 0,93;
Вес «обратной» связи – 57 / 60 = 0,95.
Таблица 8 - Карточка-анкета связей «главный инженер– мастер и бригадиры»
Тип контактов |
Виды связей между подразделениями по критерию налаженности документооборота |
Итого |
||
Систематические, налаженные связи (7 – 10 баллов) |
Периодические, слабо налаженные связи (4 – 6 балла) |
Редкие, не налаженные связи (1 – 3 балла) |
||
Прямая связь: |
||||
1. Предоставление расчета фактической себестоимости реализованной продукции |
4 |
|||
2. Предоставление производственной программы в натуральных единицах |
3 |
|||
3. Предоставление данных о фактически выпущенной продукции в стоимостном выражении |
10 |
|||
ИТОГО |
10 |
4 |
3 |
17 |
Обратная связь: |
||||
1. Предоставление данных о фактически выпущенной продукции в натуральном выражении |
10 |
|||
ИТОГО |
10 |
10 |
Вес «прямой» связи – 17 / 30 = 0,57;
Вес «обратной» связи – 10 / 10 = 1,00.
Таблица 9 - Карточка-анкета связей «Бухгалтерия – отдел делопроизводства»
Тип контактов |
Виды связей между подразделениями по критерию налаженности документооборота |
Итого |
||
Систематические, налаженные связи (7 – 10 баллов) |
Периодические, слабо налаженные связи (4 – 6 балла) |
Редкие, не налаженные связи (1 – 3 балла) |
||
Прямая связь: |
||||
1. Предоставление сведений о ценах на выпускаемую продукцию |
5 |
|||
2. Предоставление производственной программы в натуральных единицах |
1 |
|||
3. Предоставление данных о трудоемкости выпускаемой продукции |
1 |
|||
4. Предоставление данных о фактических затратах на производство |
2 |
|||
5. Предоставление бухгалтерской отчетности |
1 |
|||
ИТОГО |
5 |
5 |
10 |
|
Обратная связь: |
||||
1. Предоставление производственной программы в стоимостном выражении |
1 |
|||
2. Предоставление расчета фактической себестоимости реализованной продукции |
1 |
|||
3. Предоставление финансового анализа деятельности предприятия |
0,5 |
|||
ИТОГО |
2,5 |
2,5 |
Вес «прямой» связи – 10 / 50 = 0,20;
Вес «обратной» связи – 2,5 / 30 = 0,08.
Таблица 10 - Карточка-анкета связей «Главный бухгалтер – генеральный директор»
Тип контактов |
Виды связей между подразделениями по критерию налаженности документооборота |
Итого |
||
Систематические, налаженные связи (7 – 10 баллов) |
Периодические, слабо налаженные связи (4 – 6 балла) |
Редкие, не налаженные связи(1 – 3 балла) |
||
Прямая связь: |
||||
1. Предоставление сведений о фактических затратах на производство |
9 |
|||
2. Предоставление бухгалтерской отчетности |
9 |
|||
3. Предоставление прочих данных для статистических расчетов |
9 |
|||
ИТОГО |
27 |
27 |
||
Обратная связь: |
||||
1. Предоставление статистических отчетов |
10 |
|||
2. Предоставление финансового анализа деятельности предприятия |
10 |
|||
ИТОГО |
20 |
20 |