Файл: Управление организациями в современных условиях. Особенности и пути усовершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Современные организации в процессе своего функционирования сталкиваются с множеством различных проблем, однако часть таких проблем являются типовыми, которые могут быть с легкостью решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации путей решений. Естественно, для решения нестандартных проблем уже потребуются специальные разработки путей решения, но есть ряд проблем, решение которых невозможны как руководителями, так и специалистами. Существование набора таких проблем характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет сама система управления организации, а также возможность совершенствования системы управления.

Цель курсовой работы - исследование особенностей управления организациями в современных условиях и разработка направлений совершенствования системы управления.

Задачи, которые необходимо решить:

1. Рассмотреть теоретические основы управления организации, а также рассмотреть реальный пример на современных российских организации.

2. Провести анализ системы управления на конкретном примере;

3. Разработать основные направления по совершенствованию системы управления.

Методы исследования – это анализ и синтез, наблюдение, изучение теоретических материалов. Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии управления персоналом в организации или нет. Анализ организационной структуры - это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами.

В первой главе рассматриваются теоретические основы управления организации, проблемы, с которыми сталкивается каждая организация, а также сформулированы возможные решения проблем.

Во второй главе производится анализ управленческой структуры на примере крупнейшего металлургического комбината России – Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Выбор именно этой организации обусловлен несколькими факторами:

- Большая ресурсная оснащенность организации

- Многолетнее успешное развитие компании

- Производство товаров с помощью высокотехнологичного оборудования

- Большинство производимых товаров являются несырьевыми и неэнергетическими

- Высокая численность сотрудников организации.

Обзор литературы


За последние десятилетия многие ученые как зарубежные, так и отечественные посвящали свои исследования особенностям управления организаций, предлагали свои модели совершенствования управленческих мыслей.

Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф в своей книге «Основы менеджмента» дают характеристику организации, ее элементы, а также основные факторы, влияющие на успешное функционирование организации. Авторы Радченко, А.В., Смирнов, Э.А. рассматривают теорию становления организацию, ее историческое развитие.

Дизель, П.М., Мак-Кинли, Р.У. затрагивают такие важные аспекты менеджмента как поведение человека в организации. Зигерд, В., Лонг, Л. составили основные причины конфликта в организациях, а также предложили пути снижения риска возникновения таких конфликтов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Теория особенностей управления организациями в современных условиях

Понятие организации с точки зрения менеджмента

В современных условиях, понимание менеджмента подразумевает, что объектом управленческой деятельности являются организации. Понятие организации в современном менеджменте имеет два смысла:

Во-первых, это система как хозяйствующий субъект (предприятие, общество, фирма, объединение, банк, компания и другие юридические лица);

Во-вторых, это процесс создания самой системы, функционирования отдельных ее элементов (организация транспортного, складского, энергетического хозяйства, организация труда и т.д.). Данное определение понятия является более широким.

Э.А. Смирнов рассматривает организацию с точки зрения процесса и явления. Как процесс, организация представляет собой совокупность действий, направленных на образование и совершенствование взаимосвязей между частями целого. Как явление, организация представляет собой объединение реальных элементов для достижения определенных целей и задач. [1, с. 4-6]


Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. характеризуют организацию как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для общих целей. Авторы считают, что организация должна соответствовать некоторым обязательным требованиям:

- Наличие в группе как минимум двух людей, считающих себя частью этой группы

- Наличие как минимум одной целей, которой желают достичь все члены организации

- Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе для достижения общей цели [2, с. 20]

Таким образом, организацию можно описать как структурированную совокупность людей (персонала организации), реализующих цели и задачи путем взаимодействия между собой через призму организационных интересов.

Данное определение больше относится к формальным организациям. Однако в менеджменте принято выделять и неформальные организации, которые формируются спонтанно, однако люди в данных организациях регулярно взаимодействуют. Практически во всех формальных организациях присутствуют неформальные организации. В неформальных организациях также присутствуют цели, задачи и лидеры. Однако существенное отличие формальной организации от неформальной заключается в том, что в последней отсутствуют руководители и создание организации было спонтанно, а не по заранее запланированному плану. Неформальная организация как правилу формируется путем ответной реакции на внешние возникшие факторы.

Поведение человека в достаточно сложной быстроизменяющейся среде (чем и характеризуется организация) подчиняется определенным законам, принципам, и нормам. Без должного понимания данных законов никакой речи об эффективности управления идти не может. [3, с. 46-75]

Ключевым моментом в этом случае является определение собственных интересов каждого члена организации (через исследование актуальных существующих потребностей и степени мотивации) и организационных интересов (которые выражаются в миссии, цели, задачах всей организации в целом). Совпадение или полное противопоставление целей организации и индивидуальных целей определяет в конечном итоге эффективность организации.

Любая организация в зависимости от ее размеров и характера деятельности - это сложная система, состоящая из отдельных элементов. Каждый элемент системы стоит рассматривать как подсистему, состоящую из своих элементов.

Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяет необходимость учитывать в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности фирм специфические особенности методологических принципов системных исследований.


Ресурсы, используемые организациями (предприятиями)

Каждая организация использует ресурсы для достижения своих результатов. Традиционно в экономике выделяют такие ресурсы как труд, земля, капитал, хотя в последнее время этот список дополняют также технология, информация и предпринимательские способности.

Разберемся более подробно с каждым из ресурсов.

Капитал -сюда как правила относят средства, которые позволяют существовать организации. Источниками капитала могут быть собственные средства, средства от кредитования, инвестиционные средства, средства выделенные из государственного бюджета.

Материалы - это средства производства, то из чего изготавливают конечный продукт.

Технология - сочетание квалификационных навыков сотрудников, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах информации или людях. Другими словами, машины, оборудование, сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом, несомненно, является процесс, с помощью которого исходные материалы преобразуются в желаемый на выходе продукт.

Труд. - работники, персонал. Люди являются индивидуальными, со сложными психофизиологическими свойствами. Каждый человек обладает определенным набором знаний, умений, складом ума, физическими данными. Именно поэтому для достижения целей организации нужно правильно подбирать персонал исходя из требуемых навыков для определенной специальности. Со стороны управленцев важно не только грамотно подбирать персонал, но и создавать благоприятный климат в коллективе. Работники должны не только выполнять свои обязанности, но и постоянно совершенствоваться под динамически изменяющуюся среду. [4, с 67-92]

Информация. Информационные ресурсы используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования. Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает определить наиболее перспективный вид продукции. Общение с рабочими дает информацию, которая необходима для качественного выполнения поставленной задачи. Скорость и объем реализации продукции позволяет руководству решать, насколько успешно действует компания на пути достижения желаемых результатов. Информация приобретается и распространяется в процессе коммуникации [5, с. 17-23]

Организационная структура фирмы

Организационная структура фирмы чаще всего представляется в форме схемы, показывающей связи и разделение ответственности в рамках организации. В организации важно грамотно выстроить структуру, ведь структура должна исходить из основных целей предприятия и быть гибкой в зависимости от среды.


Рис.1 – Гибкость структуры в зависимости от постоянства среды

Каждая организация должна сначала определиться насколько изменчива ее среда, а уже потом выстраивать свою структуру, наиболее подходящую под условия ее обитания.

Для подготовки структуры необходимо определить следующее:

- потребности компании, которые возникнут в ближайшее время, а также необходимые инструменты для ее развития;

- Определить сотрудников и их способность выполнять отводимые для них задачи и функции;

- Оценить взаимоотношения между сотрудниками, а также каким образом будут формироваться задачи для них.

Это создает основу для определения организационной структуры компании, которая должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивать наиболее эффективное выполнение поставленных задач. Решение вопроса, каким образом будет разделена ответственность и, что еще важнее, власть, должно быть определено на самой ранней стадии развития фирмы. В организационной схеме находит отражение стратегия и методы бизнеса.

Разумеется, обособление в рамках фирмы отдельных структурных подразделений (независимо от их названия - цехи, отделы, филиалы и т.п.) имеет смысл при:

- достаточно большой численности работающих, при которой, эффективное управление их деятельностью из одного центра становится затруднительным;

- если персоналом фирмы выполняются работы различного технологического характера, что вынуждает организовать управление технологическими процессами специалистами различного профиля.

Важный аспект управления организацией - изучение и анализ внешней среды и внутренних проблем организации. Анализ внешней среды позволяет ответить на следующие конкретные вопросы:

- Где в настоящее время находится предприятие?

- Где, по мнению высшего руководства, оно должно находиться в будущем?

- Что должны сделать менеджеры, чтобы организация из того положения, в котором она находится сейчас, перешла в рыночную позицию, на которой ее хотело бы видеть руководство?

Структура - один из важнейших компонентов системы, который придает ей определенную направленность.

Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию. [6, с. 305]