Файл: разработка повышения уровня мотивации трудовой деятельности персонала в ООО «ТД» «Русский Алкоголь - Северо - Запад»..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации в системе управления персоналом
1.1 Основные определения, действующие в теории мотивации
1.2 Общая характеристика материального и не материального стимулирования
Глава 2 Анализ мотивации на примере ООО «ТД«Русский Алкоголь-Северо-Запад»
2.1 Характеристика ООО «ТД«Русский Алкоголь-Северо-Запад»
2.2 Описание действующей системы мотивации на предприятии
Глава 3. Повышение уровня мотивации деятельности персонала ООО «ТД«Русский Алкоголь- Северо-Запад»
3.1 Разработка новой системы мотивации персонала
3.2 Экономические результаты реализации предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация персонала - актуальная и популярная тема на любом предприятии, так как она является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала и увеличением эффективности деятельности предприятия.
Организация, которая хочет быть конкурентно способной на рынке должна обладать инициативным, высококвалифицированным и ориентированным на результат персоналом.
В настоящее время, на предприятиях, руководители отодвигают на задний план вопросы мотивации и стимулирования персонала, не понимая их значимости. Хотя, актуальность данного вопроса очевидна.
Переход к социально ориентируемому рынку предполагает необратимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассмотреть на практике и предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения.
В практике и теории в управлении предприятием накоплен огромный опыт по вопросу мотивации работников, стимулирования их деятельности. Над этой областью работали многие ученые: Адашев А.У., Байриева М.Д., Гарфетдинов Р.А., Горощенко В.В., Достовалов А.С., Корзенко Н.И., Тимакова Т.В., Куликовская И.А.
Наряду с этим, в России не проводились исследования посвящённые изучению особенностей управления предприятием на основе совершенствования мотивации работников.
Именно по этому, разработка уровня мотивации на предприятии, индивидуальна, подстраивается под потребности сотрудников и отвечает надеждам работодателя. Разработка системы, которая выступает залогом успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и закрепления положения на рынке.
Объект исследования - ООО «ТД» «Русский Алкоголь - Северо - Запад».
Предмет исследования - совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала в компании ООО «ТД» «Русский Алкоголь - Северо - Запад».
Целью курсовой работы является разработка повышения уровня мотивации трудовой деятельности персонала в ООО «ТД» «Русский Алкоголь - Северо - Запад».
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение теоретических основ мотивации;
- дать общую характеристику предприятию;
- провести анкетирование сотрудников для выявления мотивирующих факторов;
- определить пути совершенствования мотивации на предприятии.
Структура курсовой работы состоит из таких частей: введения, трех
глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы мотивации в системе управления персоналом
1.1 Основные определения, действующие в теории мотивации
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. От качества их работы напрямую зависит товарооборот и прибыль компании.
Одна из важных задач стоящих перед руководством состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Как показывает практика это возможно с использованием грамотной системы мотивации.
Термин «мотивация» трактуется по разному, в зависимости от контекста и подхода автора к определению.
С философской точки зрения мотивация - это желания и выбор, который обуславливается проявления того или иного поведения личности.
Стартовая точка мотивационного процесса - наличие неудовлетворенности, которая ориентирует человека на достижение своих целей, в результате наступает завершающий момент - удовлетворение потребностей [3, С. 173].
Определяется несколько определений данного термина:
Мотивация - осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности [21, С. 52]
Мотивация - внутреннее побуждения к деятельности, исходящее от желания, позиций, интересов работника».
Мотивация - представляет собой внутреннее и внешнее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения определенных целей, наличие интереса к такой деятельности во имя достижения определённых целей наличие интереса к такой деятельности и способов ее инициирования, побуждения.
Таким образом, понятия мотивация имеет неоднозначный смысл. Однако общее во всех приведенных определениях является наличие в них таких характеристик, как: потребность, внешние факторы, внутреннее состояние, деятельность и побуждение.
Можно встретить две различные точки зрения на термины мотивации и стимулирование.
Большинство ученных склонны объединять эти два понятия, для них стимулирование, является способом мотивации и представляет собой более узкое понятие, чем первый термин.
В данном подразделе мы разберем разницу между мотивацией и стимулированием, и стоит ли отожествлять данные термины.
Стимулирование - это косвенное и прямое принуждение к совершенствованию нужного действия. [20, С. 98]
Косвенное принуждение - это применение и обещание применения различного материального вознаграждения за совершенное действие. Прямое - это применение или угроза применения непосредственного физического воздействия на человека.
Типичным стимулом можно считать материальное вознаграждение, заработок, хотя его зачастую определят как мотив, при глубоком рассмотрении этого стимула становится ясным, что работники стремятся получать больший заработок не ради самих денег, а ради возможностей, которые дают они: удовлетворение своих духовных потребностей, материальных, так же потребность во власти и признании[16, С. 87]
Стимулы являются внешними побудительными, а нередко принудительными причинами, заставляющие работника выполнять свои обязанности.
Мотивация - это деятельность по созданию условий для возникновения у человека потребности совершать те или иные действия в интересах компании вне прямой или косвенной связи с каким-либо вознаграждением с ее стороны.
Типичными примерами могут быть потребность в признании со стороны других людей, карьерный рост.
Мотивы в отличие от стимулов на прямую зависят от внутреннего мира человека, состоящего из эмоций, притязаний, желаний, творческих потребностей. Стимулы служат только внешним контекстом работы.
Итак, сделаем вывод, что принципиальное отличие стимулирования от мотивации заключается в том, что оно является одним из методов мотивации персонала, ее основополагающей, составной частью.
1.2 Общая характеристика материального и не материального стимулирования
Материальное стимулирование
Такое поощрение, всегда имеет денежное выражение и позволяет работнику получить дополнительный материальный доход.
Работодатель имеет право установить различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Чаще всего к материальным вознаграждениям относят - заработную плату. Деньги в виде зарплаты является наиболее очевидным поощрением.
Заработная плата является одним из важных поощрением работника за его труд. Деньги являются первопричиной того, что люди сегодня в нашей стране идут на работу. Ведь от размера заработной платы зависит условия жизни, степень удовлетворения потребностей, возможность сохранять работоспособность.
Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная. Повременная - это форма оплаты труда, при которой заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества выполненных работ. В зависимости от единицы учета отработанного времени применяются часовые, дневные и месячные тарифные ставки.
Повременная форма оплаты труда бывает двух видов - простой повременной и повременно-премиальной. При простой повременной оплате труда заработок рабочего определяют, умножая часовую или дневную тарифную ставку его разряда на количество отработанных им часов или дней. При определении заработка других категорий работников необходимо соблюдать следующий порядок. Если работник отработал все рабочие дни месяца, то оплата составит установленный для него оклад. Если в данном месяце отработано неполное число рабочих дней, то заработок определяется путем деления установленной ставки на календарное количество рабочих дней. Полученный результат умножается на количество оплачиваемых за счет организации рабочих дней.
При повременно-премиальной оплате труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию, которая устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке. Премии выплачиваются в соответствии с положениями о премировании, которые разрабатываются, утверждаются в каждой организации. В положениях предусматриваются конкретные показатели и условия премирования, при соблюдении которых у работника возникает право требовать соответствующую премию. К таким показателям относятся: выполнение производственных заданий, экономия сырья, материалов, энергии, рост производительности труда, повышение качества производимой продукции, освоение новой техники и технологии и другое.
Сдельная форма оплаты труда применяется тогда, когда можно учитывать количественные показатели результата труда и нормировать его путем установления норм выработки, норм времени, нормированного производственного задания. При сдельной форме труд работников оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (выполненной работы и оказанной услуги). [25, С. 173]
Сдельная форма оплаты труда имеет несколько систем:
- прямая сдельная - когда труд работников оплачивается за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации;
- сдельно-прогрессивная - при которой оплата повышается за выработку сверх нормы;
- сдельно-премиальная - оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных показателей: сдачу работ с первого требования, отсутствие брака, экономию материалов;
- косвенно-сдельная - применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков, комплектовщиков и др.). Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают.
Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется по документам о выработке (наряд на сдельную работу, в котором указывается норма выработки и фактически выполненная работа, распоряжение о премировании за перевыполнение плана, аккордное задание, цеховой наряд на выполнение задания цехом).
Так же в виде материального поощрения работник может получить:
- премию;
- надбавки и доплаты;
- проценты;
- бонусы и т.п. [14, С. 135]
Премия - это одна из форм поощрения, за успехи достигнутых в труде.
Премии могут быть нескольких видов:
- вклад сотрудника в общий результат деятельности фирмы;
- за качественное и своевременное выполнение работ.
Основанием для начисления премий может быть:
- по итогам работы за отчетный период;
- за достижение высоких результатов в работе;
- и другое (досрочное выполнение работ, перевыполнения плана и т.п.). [2, С. 93]
Размер премии работника определяет руководитель организации.
Надбавки и доплаты - это денежные суммы, выплачиваемые сверх основной заработной платы, с помощью которых обеспечивается индивидуальный размер оплаты труда и профессионального мастерства отдельного работника, его отношение к труду, а так же за труд в условиях, отличающихся от нормальных.
Устанавливая надбавки и доплаты, работодатель может самостоятельно определить основания для их выплаты, или воспользоваться «Перечнем доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства, на которые начисляются премии». [30, С. 139]
Процент - это денежное вознаграждение, определяемое как часть от значимого показателя деятельности сотрудника (например, в процентах от продаж - для менеджера по продажам).