Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины ( Наука теории государства и права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права, так как в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука.

В-третьих, она более субъективна, чем наука теории государства и права, так как представляет собой позиции и взгляды разных авторов [41, С. 329-339].

Другими словами, если система теории государства и права как наука обусловлена системой изучаемых государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена, то как учебная дисциплина она во многом произвольна, зависит от усмотрения составителей учебной программы, конкретного преподавателя. Структура учебной дисциплины теории государства и права как учебной дисциплины формировалась на протяжении длительного времени.

Если обратимся к историческому опыту, то в русском дореволюционном (до 1917 г.) правоведении довольно четко разграничивались теория права, философия права и энциклопедия права, что не могло не сказаться на структуре преподаваемых учебных дисциплин. Полагаем, что в этом был заложен определенный смысл.

Вопрос состоял в том, что энциклопедия права главное внимание уделяла раскрытию основных правовых понятий и их сущности, то есть именно с этого должно собственно и начинаться юридическое образование [6, С. 91-94].

С этих позиций определялись задачи энциклопедии права: зафиксировать в первоначальном приближении основные элементы фундаментальных (теоретических) знаний о праве, общие для отраслевых юридических дисциплин, выраженные в связях целого (правовой теории) через систему юридических понятий, и на этой основе сформулировать логическую форму правового мышления, ее обобщающую направленность [11, С. 92–101].

Как отмечал еще в начале ХХ века Н.М. Коркунов: «Если человек ознакомится со значением отдельных терминов, с разделением науки на отдельные отрасли и с содержанием каждой из них, его изучение права не сделается от этого осмысленным. Получить краткое понятие о частях – не значит еще получить понятие о целом. Соединение частей в одно живое целое не есть вовсе такое легкое и простое дело, чтобы оно само собой давалось каждому, ознакомившемуся с частями» [9, С. 22-27].

«Именно постольку, поскольку система понятий может быть интерпретирована как одно целое (развитое) понятие сущности предмета, эта система понятий представляет собой теорию».

Таким образом, энциклопедия права по существу является первым шагом на пути к осмыслению права как целого социального феномена.


Термин «энциклопедия» в переводе с греческого означает круг общеобразовательных наук, систематизированное обозрение совокупности человеческих знаний. Именно так считали античные философы Пливий и Квинтилиан. В целом энциклопедия права в течение нескольких столетий преподавалась на юридических факультетах Западной Европы. Что же касается России, то данная учебная дисциплина была введена в XVIII веке в Московском университете [1, С.27-33].

Через некоторое время были подготовлены и изданы работы отечественных авторов в ее развитие. Отметим среди них работы М. Капустина «Юридическая догматика» (1868), «Очерки по энциклопедии права» П. Деларова (1878), «Очерки юридической энциклопедии» Н. Раннекампфа (1880), «Лекции по энциклопедии права» Е. Трубецкого (1909) и др.

Необходимо отметить, что энциклопедия права в течение длительного времени осуществляла поиск своего предмета, совершенствовала формы и методы осмысления правовой действительности и способствовала формированию на российской почве предметов таких обобщающих наук, как теория права, философия права, социология права [16, C. 74].

Главное ее предназначение состояло в том, что она стремилась представить право, по определению русского ученого XIX века Н. Зверева, как логическое единство понятий, как живое целое. Что же касается философии права, то сегодня это уже не разграничение философии и юриспруденции, а скорее выделение дисциплин в рамках юридической науки [8, С. 44-48].

Развитие правоведения неизбежно выводит на обобщающие представления о сущности и смысле права, в то время как теорию права мало интересуют умозрительные конструкции (свобода, равенство, справедливость), оторванные от реальных правовых процессов и явлений [15, С. 5-16].

Здесь на помощь в большей мере приходит философия права, которая основывается на фундаменте юридических знаний, базируется на них. В конечном итоге, говоря об идеальных основах права (например, право как свобода и справедливость), мы никогда не сможем оторвать их от сущности философского понимания мира.

Философию права можно определить как науку о познавательных, ценностных и социальных основаниях права. Эта проблематика еще не нашла своего достойного решения [8, С. 44-48].

И поэтому возвращение к философии права на более поздних курсах дает нам возможность остро обозначить эти проблемы, наметить пути их решения. Вот потому на юридическом факультете и принято решение ввести спецкурс философии права, читаемый студентам 4-го курса, студентам магистратуры в качестве постановки и исследования социальнофилософских проблем теории права, выяснения сущности и природы права как социального феномена, а также признаков и определений права, взаимосвязи права и личности, сущности правового государства [11, C. 92-101].


Теоретическая задача философии права заключается в создании логической модели генезиса права посредством системы абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде.

В целом, если мы хотим участвовать в подготовке способных юристов, основывающих свои знания на высоком теоретическом уровне, мы должны, на наш взгляд, построить следующую цепочку получения этих знаний: введение в юриспруденцию, теория государства и права, философия права, социология права, современные проблемы государства и права.

1.3. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

Теория государства и права – это фундаментальная юридическая наука. Общепринятым является деление всех юридических наук на такие группы, как:

1. Теоретико-исторические науки. К числу данных наук принято относить:

- теорию государства и права;

- отечественную историю государства и права;

- историю государства и права зарубежных стран;

- историю политических и правовых учений.

Теорией государства и права используются выводы и достижения, сделанные и полученные историческими науками, а также исторический материал в качестве опорных, базовых начал [28, C. 136].

2. Отраслевые юридические науки, перечень которых постоянно подвергается изменениям. К традиционным отраслям относятся:

- конституционное,

- уголовное,

- гражданское,

- административное,

- семейное,

- гражданское процессуальное право;

- уголовно-процессуальное право и др. [37, С. 191-195]

К достаточно новым отраслям права можно отнести, например, бюджетное право; атомное право, космическое право и др. [14, C. 57]

Касательно отраслевых наук теория государства и права выступает в качестве обобщающей, синтезирующей науки, а именно:

а) ею изучается государство и право в целом, проводится выяснение общих закономерностей их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан посредством границ определенных общественных отношений, рамок соответствующей отрасли права;

б) теорией государства и права проводится исследование общих для всех отраслевых наук вопросов (учения о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и пр.);


в) ей отведено выполнение методологической роли в юриспруденции [14, C. 57].

3. Прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии, кибернетики. К ним относятся: криминалистика; криминология; судебная статистика; судебная медицина; судебная психиатрия и др. В значительно меньшей мере теория государства и права имеет связь с прикладными науками. Данный факт обусловлен тем, что последние не в полной мере имеют отношение к числу юридических наук, что объясняется тем, что ими включаются в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Ею выполняется по отношению к ним методологическая роль [7, С. 17-21].

4. Так называемые организационные науки, рассматривающие и анализирующие факторы организации того или иного предмета. К примеру: судоустройство; организацию прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.

5. Международные науки – совокупность теоретических представлений о правовом регулировании международных отношений. К данным наукам принято причислять такие, как:

- международное публичное право;

- международное частное право;

- морское право;

- космическое право и др. [2, С.24-27]

Таким образом теория государства и права по отношению ко всем перечисленным выше юридическим наукам выступает, во-первых, в качестве обобщающей, межотраслевой науки. Она является фундаментальной по отношению к другим юридическим наукам, теория имеет методологическое значение, поскольку разрабатывает идеи и концепции для всех юридических наук, и, наконец, она является исходной, поскольку от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом [9, C. 22-27].

При всем этом данная наука и сама использует разработки отраслевых и иных юридических наук в целях формирования своих обобщений и выводов, выявления общих закономерностей развития государства и права, а также связанных с ними явлений, т.е. имеет двустороннюю связь с общественными, в том числе и с юридическими науками. В целях познания своего предмета она использует достижения и методы других общественных наук, в свою очередь сама предоставляет последним свои научные выводы и результаты.

Глава 2. Предмет, объект, функции и методы теории государства и права


2.1. Предмет и объект теории государства и права и проблемы его определения

Теория государства и права, как и любая наука, имеет объект и предмет своего исследования. Для обозначения места теории государства и права в системе юридического знания и юридической практики важно знать, что они собой представляют. При этом вопрос об объекте и предмете науки до сих пор является дискуссионным [17, С. 30-31].

Так, один из подходов гласит, что объект науки – это объективные законы бытия, которые образуют предмет, являющийся лишь частью объекта, определенным его аспектом, с которого становится возможным постичь этот объект.

Другими словами, как пишут А.В. Малько и Н.И. Матузов, предмет – это «конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой, сторона объективной действительности» (то есть часть объекта). Объектом же являются реальные процессы и явления, подлежащие научному исследованию. Но при более детальном исследовании утверждение «предмет не отделим от объекта и является его частью» приобретает более глубокий смысл [39, С. 18–25].

Так, в частности, тот же И.Л. Честнов отмечает, что объект науки – это независимая от воли, желания и поведения отдельных субъектов реальность, а предмет – это объяснение, описание, интерпретация «субъектом выделяемой из объекта его определенной части с последующей практической деятельностью по его использованию».

Следовательно, строго говоря, предмет нельзя признать частью объекта [30, С. 77-81].

Предмет, безусловно, зависит от объекта; являясь интерпретацией объекта, предмет отражает реальные аспекты (стороны) объекта и только в этом смысле может считаться его частью.

В то же время, содержание предмета науки определяется не только объектом исследования, но и субъектом, его способностями к познанию, взглядами, сферой интересов [13, C. 114].

Эту позицию выражает и В.М. Сырых. В «Логических основаниях общей теории права» он указывает, что предмет и объект исследования – это две различные, но тесно взаимосвязанные между собой категории. По его мнению, строгое «отличение» объекта от предмета науки необходимо именно ввиду потребности четкого отделения познанных закономерностей, признаков, которые составляют предмет науки, от самой изучаемой объективной реальности – объекта.