Файл: Роль мотивации в поведении организации. Значение, функции и методы мотивации в системе управления персоналом..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1 Значение, функции и методы мотивации в системе управления персоналом
1.2 Система мотивации персонала гостиничного предприятия
Глава 2 Анализ мотивации персонала на примере гостиничного предприятия SPA ОТЕЛЯ «АКВАМАРИН»
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Система мотивации персонала в Spa отеле «Аквамарин»
Глава 3. Совершенствование нематериальной программы мотивации персонала
Введение
Вместе с тем, эффективная деятельность любого предприятия зависит от высокой результативности совместного труда занятого в ней коллектива работников. От того, насколько мотивированы сотрудники, зависит их ориентация на цели предприятия и заинтересованность в достижении высоких результатов.
Поэтому основным направлением системы управления персоналом в современных сервисных организациях является совершенствование мотивационных методов воздействия на коллектив сотрудников. На сегодняшний день получают преобладание методы социальной мотивации, т.е. управление деловой карьерой сотрудника, профессиональное обучение, межличностные коммуникации, нематериальные стимулы к труду, что способствует достижению организационных целей, обеспечивают укрепление корпоративного духа и положительно влияют на общие результаты работы и качество предоставляемых услуг.
Но во многих современных российских организациях существует ряд проблем в мотивационном механизме управления персоналом, к которым можно отнести, например, использование исключительно материальных, финансово-экономических инструментов и систем вознаграждения и часто не учитываются внутренние побудительные мотивы сотрудников и их реальные потребности, что снижает стимулирующий эффект используемых систем вознаграждения. Как следствие, низкая удовлетворенность сотрудников трудом и недостаточная реализация их материальных и духовных потребностей определяют социологическую значимость изучения проблемы мотивационного аспекта управления персоналом.
Актуальность изучения социальной мотивации персонала в управленческой деятельности современного руководителя, определяется ее влиянием и взаимосвязью с другими социально-экономическими явлениями.
Предметом исследования курсовой работы является программы мотивации персонала гостиничного предприятия, объектом исследования.
Объектом исследования - АО «Аквамарин».
Цель курсовой работы - поиск путей совершенствования программ мотивации персонала гостиничного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд таких задач, как:
-выявить сущность понятия мотивационного процесса и методов мотивации;
-рассмотреть систему мотивации персонала гостиничного предприятия;
-дать организационно-правовую характеристику Spa отеля «Аквамарин»;
-проанализировать систему мотивации персонала в Spa отеле «Аквамарин»;
- усовершенствовать нематериальную программу мотивации персонала в Spa отеле «Аквамарин»;
В данной курсовой работе были использованы такие методы исследования, как: теоретический анализ, экономический анализ, сравнительный анализ, метод синтеза.
В структуру курсовой работы входит введение, три раздела, список использованных источников и заключение.
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1 Значение, функции и методы мотивации в системе управления персоналом
Социологический анализ мотивации сотрудников организации нацелен на обеспечение управленческой системы необходимыми инструментами воздействия на главные внутренние факторы человека, которое способно увеличить стремление и потребность работника трудиться эффективнее и с лучшим качеством.
Чтобы четко понимать различия мотива, мотивации и мотивирования (стимулирования), дадим определение каждого термина.
Мотив - это некий внутренний двигатель, который заставляет человека совершать определенные действия. Мотив основан на потребностях: в безопасности, материальном благополучии, общественном признании или самовыражении. До тех пор пока потребность не удовлетворена, человек стремиться достичь этой цели. Когда потребность реализована, уровень активности человека замедляется или прекращается вовсе, до того момента, когда потребность вновь не актуализируется. [8,С. 79]
Мотивация - это совокупность внутренних факторов индивида, активизирующих движение человека к реализации потребностей.
Например, к мотивации работников можно отнести такие цели: сотрудник хочет работать в компании, так как может в данной компании профессионально развиваться и занять определенный социальный статус, а также построить собственную карьеру, или работает, чтобы обеспечить обучение своих детей в частном садике или школе. В каждом примере присутствует направление к цели (мотивация) и сама потребность, которую человек хочет удовлетворить (мотив). [20,С. 83]
Мотив и мотивация - это, прежде всего внутренняя движущая сила человеческих действий. А стимул - это внешний побудитель, подвигающий человека к выполнению действий. Главная задача стимулирования - это воздействие на работника, в результате которого увеличивается скорость или качество выполнения работы. Руководители при разработке методов стимулирования должны учитывать взаимосвязь стимула и мотивации работников. Стимул обязательно должен соотноситься с движущими мотивами работника и его моти- вационным типом. Если человеку важна спокойная и размеренная работа, но ему предлагают повышение по карьерной лестнице и передачу в подчинение штата сотрудников, то, скорее всего такое назначение не будет мотивировать сотрудника работать дальше.
Определив понятия таких терминов, как мотивация и стимулирование, необходимо сказать о функциях управления персонала.
Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения работников. Основными целями системы управления персоналом в организации являются:
-повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях ранка;
-повышение эффективности и производства труда, и как следствие достижение максимальной прибыли;
-обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива организации. [13,С. 841]
Зависимость от качества рабочей силы и степени ее вовлеченности в дела фирмы - отличительная черта современного производства. Мотивационный аспект управления приобретает все большую значимость.
С позиции научной дисциплины - социологии управления, исследование трудовой мотивации берет начало из понимания процесса, определяемого взаимодействием внутренних и внешних побудительных влияний.
Смысл мотивационного процесса определяется через его основные функции:
-объяснительно обоснованную и аргументированную рациональность поведения субъекта;
-направленную, блокирующую одни действия и допускающую другие;
-коммуникативную, прогнозирующую и раскрывающую общение в трудовой сфере;
-функция социализации, посредствам понимания своей социальной роли в микро и макросреде в коллективе;
-функция корректирования, посредствам уточнения предшествующих и создания новых ценностных ориентаций, норм, идеалов. [3,С. 86]
Основные задачи мотивационного процесса управления заключаются в следующем:
- Стимулирование работников к эффективной работе;
- Создание у сотрудников благоприятного настроя;
- Удовлетворение базовых потребностей сотрудников;
- Сокращение издержек;
- Снижение «текучести» кадров;
- Повешение лояльности работников. [14,С. 300]
Приоритетные задачи развития системы мотивации, менеджер (руководитель) определяет самостоятельно, основываясь на стратегиях развития и целей организации.
Существует множество классификаций методов мотивирования персонала, но условно можно классифицировать на две большие группы:
-Материальные методы;
-Нематериальные методы.
Первая группа методов характеризуется использованием преимущественно денежных средств и других материальных благ, как основным стимулом положительного воздействия на работников. К первой группе методов относятся:
-Повышение заработной платы (считается наиболее эффективным методом воздействием на сотрудников, так как является основной выплатой);
-Начисление всевозможных премий (данные виды выплат начисляются сотрудникам, достигшим или перевыполнившим поставленных планов, а также наиболее отличившимся работникам);
- Процент от прибыли (процент от проданных услуг или товаров сотрудником, предприятием или подразделением);
- Денежные выплаты за достигнутые цели (например, при успешном завершении какого-либо проекта, может награждаться сотрудник в отдельности или вся команда);
- Подарки сотрудникам (как правило, подарки дарят работникам и их детям в преддверии праздников и на день рождения);
— Корпоративные скидки сотрудникам.
Неудовлетворенность работниками уровнем оплаты труда является наиболее распространенной причиной увольнения. Поэтому, внедрение в систему управления материальных методов мотивации, является наиболее эффективным способом добиться более высокой производительности труда. Данные методы имеют ряд преимуществ: высокая эффективность; материальное мотивирование положительно сказывается на работе практически каждого сотрудника; простота внедрения.
Но не смотря на ряд преимуществ, у материального мотивирования есть также и отрицательные стороны: высокие финансовые затраты для компании (начисление премий и других поощрительных выплат, требует немалых денежных средств); привыкание сотрудников к поощрениям; как следствие, снижение эффективности командной работы. Работодателям следует ответственно подходить к вопросу разработки и внедрения данной мотивационной системы.
Основные цели второй группы методов являются: повышение лояльности сотрудников, при условии снижения компенсации трудозатрат сотрудников; улучшение рабочих условий; поддержание здоровой атмосферы в коллективе; повышение продуктивности труда; поднятие корпоративного духа. Под нематериальными методами понимается такое вознаграждение труда, которое не требует выдачи денежных средств на руки сотрудникам, но требует финансовых вложений в систему мотивации и повышения производительности труда. Иными словами это целый комплекс социальных методов, направленных в первую очередь на удовлетворение личных интересов работников к трудовой деятельности.
Анализ рассмотренных в предыдущей главе теорий потребностей человека позволяет выделить следующие виды нематериальных личных интересов:
- Любовь к профессии;
- Содержательность труда;
- Профессиональный и карьерный рост;
- Стремление к творческому росту;
- Стремление к коммуникации;
- Уважению;
- Признание и доверие в коллективе;
- Признание и доверие между работником и руководителем;
- Самостоятельность и ответственность в работе;
- Престиж;
- Хорошие условия труда;
- Интерес безопасности и здоровья; [11,С. 57]
К методам социального мотивирования относятся:
- Оплата питания работников за счет предприятия, приобретение спецодежды;
- Оплата больничных, путевок, медицинское страхование;
- Корпоративные мероприятия;
- Обучение, повышение квалификации за счет предприятия;
- Обеспечение социальных льгот, скидок, кредитов, займов и т.д.;
- Страхование;
- Предоставление помощи сотрудникам, оказавшимся в тяжелом положении (получили заболевание, стал инвалидом и т.д. связанное с работой);
- Публичное вынесение благодарности, поздравление, награждение
- и т.д. [18,С. 34]
Методы нематериального (социального) мотивирования, безусловно, являются базой кадровой политики предприятия. С их помощью, организация может добиться высоких финансовых показателей. Социальное мотивирование обеспечивает инициативность, творческий подход, новаторство, рациональность действий персонала, а правильная комбинация социальных и материальных методов могут принести значительные успехи в деятельности предприятия.
Помимо положительных методов мотивирования, существуют и отрицательные, основой для применения которых является конфликтная ситуация. К методам наказаний относятся: штрафы, депремирование, выговор и т.д. Применяя методы наказаний, руководитель должен учитывать индивидуальные и психологические особенности подчиненного, и анализировать причины их проступков.
Подводя итог, можно сказать, что мотивация занимает центральное место в системе управления предприятия. Мотивация персонала - одна из функций управления основной задачей, которой является установление мотивов деятельности каждого сотрудника и координирования этих мотивов с целями и стратегиями организации. Стимулирование работников как управленческий процесс, предполагает формирование системы стимулов, усиливающих мотивацию сотрудника к выполнению трудовых обязанностей, как руководителю.
Эффективная работа любой организации в наибольшей степени обусловлена качественной и продуктивной работой ее сотрудников. Но для того, чтобы предприятие оставалось конкурентоспособным и достигало поставленных целей и приносило максимальную прибыль, в стратегии управления персоналом должны использоваться эффективные методы мотивирования. Для этого руководителю, специалисту по управлению персоналом необходимо проводить исследования персонала и выявлять индивидуальные потребности и мотивы каждого сотрудника, а так же подбирать подходящие способы мотивации и разрабатывать эффективные системы дополнительных социальных стимулов. Социологические исследования и методы оценки мотивации, выявляют внутренние причины, влияющие на эффективность работы сотрудников, которые отражают социальные аспекты мотивации или другие социальные проблемы, существующие в организации.