Файл: Понятие и признаки государства (Сущность и функции государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность изучения темы государства обусловлена его универсальностью и высоким значением прочих категорий юридической науки. В связи с этим изучение основных категорий юридической науки, имеющих отношение к государству, имеет большое значение для понимания основных закономерностей развития государства и права, функционирования правовой системы и правового регулирования.

Изучение важнейших правовых категорий, к числу которых принадлежит государство, имеет не только абстрактный научный характер, но и прикладное значение. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

На современном этапе развития юридической мысли государство трактуется как единая политическая организация общества, кᴏᴛᴏрая распространяет ϲʙᴏю власть на всю территорию страны и ее население, располагает для ϶ᴛᴏго специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Сущность государства и его основные характеристики подлежат конкретизации при раскрытии его функций и признаков. Функции государства в самом общем виде подразделяются на внешние и внутренние. При рассмотрении признаков государства их целесообразно классифицировать на две большие группы. К первой группе признаков государства представляется целесообразным отнести признаки, отличающие его от общинно-родового, догосударственного строя. Вторую группу признаков государства составляют признаки, отличающие его от иных организаций общества.

Объектом изучения в данной курсовой работе выступает государство как общественно-политический феномен.

Предметом изучения в данной курсовой работе являются - Понятие и Признаки государства.

Теоретическая и практическая значимость данной курсовой работы обусловлена получением основ и возможностью применения полученных знаний для углубленного изучения различных политических и общественных процессов. Разнообразные общественные изменения непрерывно происходят в современном обществе и требуют от каждого гражданина глубокого анализа ситуации и знакомства с основными категориями юридической науки, к которым может быть причислено и понятие государства.

Методологической основой исследования выступает целый комплекс общенаучных методов: метод анализа и синтеза, метод сравнения, обобщения, классификация. Настоящее исследование осуществлялось с применением не только общих методов научного познания, но и специальных методов юридической науки: статистического, логико-юридического, сравнительно-правового, формально-логического, сравнительно-исторического, системного анализа.


Целью курсовой работы является изучение понятия и признаков государства с привлечением широкого круга нормативно-правовых источников, учебной и научной литературы.

Для достижения данной цели потребовалось последовательно решить ряд исследовательских задач:

  • Во-первых, изучить теории происхождения государства;
  • Во-вторых, дать характеристику сущности и функциям государства;
  • В-третьих, исследовать признаки государства.

Для раскрытия поставленной темы автором была выбрана следующая структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теории происхождения государства

1.1 Античные и средневековые теории происхождения государства

На разных исторических этапах государство трактовалось по-разному. Внимание философов к данной проблеме было приковано со времен античности. Как отмечается в специальной литературе, «существует множество разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, пути развития государств. Множественность таких теорий связана со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем…, с разнообразием идеологических позиций и философских подходов» [7, с. 29].

Таким образом, одними из первых в истории возникли следующие трактовки происхождения и сущности государства:

  • Патриархальная теория, которая была связана с философией Платона и Аристотеля. Платон усматривал причину возникновения государства в экономическом факторе. По его мнению, государство сформировалось в результате роста потребностей людей, семей и следующего из этого роста общественного разделения труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем каждому самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым. Следовательно, люди стремились объединиться с другими с целью удовлетворения своих растущих потребностей, чему и способствовал коллективный труд. Первоначальный полис, по Платону, должен был состоять из ремесленников (пахарь, портной, сапожник, строитель). Для обмена продуктами деятельности или же распределения ресурсов, между различными ремесленниками понадобились монета, рынок, а, следовательно, появились торговцы. В связи с тем, что полис не может обеспечить себя всем необходимым для жизни, он начинает осуществлять обмен - внешнюю торговлю. Это обстоятельство способствует формированию новых ремесленных специализаций - кораблестроителей, кормчих, купцов. Ведение войн с соседями вызвало к жизни формирование еще одного вида специалистов - воинов или стражей. Во главе полиса, по мнению Платона, должен стоять человек, способный делать то, что наиболее полезно полису, не забывая об этом ни в горе, ни в радости [17].

Аристотель , что - ϶ᴛᴏ сосредоточение и нравственных , люди к , к образованию , а увеличение семей и их к возникновению . общественно-политической , человек политическое, , он имеет к совместному . отличает к и интеллектуальной . человек к восприятию , как справедливость и , и зло. Аристотель , что власть как и развитие . Патриархальная , по современных , монархическую [25, с. 210].

  • теория распространена в . Свои она , ещё в древнем и , где были идеи государства и . В Средневековья выступала в . Одним из ее представителей Аквинский гг.) данной , было Бога и , поэтому подчиняться . В период данная в степени господства над светской , над государством. т отстаивала , вечности , всеобщего воле как от , но вместе с тем и государства от , которая церковь и организации.

В теологическая ненаучной и только как философской . Но и в условиях теории в   исламской , церкви. Так, концепция Ж. гг.), который о божественном власти.  , Ж. Маритен , что служит . Ж. Маритен : «Не существует для ; - государство для [10, с. 12].

1.2. Договорная государства

происхождения широкое в философов - Г. Гроция, Дж. , Т. , Ж.Ж. Руссо, . договорной , что государству состояние.

Т. гг.) считал, что в люди « всех », когда описывалось « человеку » [5, с. 43]. Но присущи и , стимулируют выход из состояния. По , это инстинкт и смерти, над страстями. , человеку разум как оценивать и последствия . Таким , Т. выводит закон: к миру и ему. моментом каждого от в той степени, в требуют и мира ( закон). от совершается перенесением его по на лицо или на лиц. Из второго следует : обязаны ими соглашения. Для законов сила, , что является , а что нет - , которое гарант законов в и [5, с. 43-44]

При договоренности люди лицу ( или отдельному ) власть над . и есть это , силу и людей так, как оно . Т. Гоббс , что, однажды и перейдя в , люди изменить правления. мыслитель как : ему принадлежат законов, над их , назначение и , установление [5, с. 45.

Джон гг.) трактовал договора . По его мнению, добровольно, тот объем , они передают . отказа от им естественных и в пользу , как у Т. , в доктрине Дж. нет. свободу и , на и владение не передает . По Локка, безусловным и право правительство. порядка , с точки , общеобязательный, для и постоянный [9, с. ]

Ж.-Ж. Руссо гг.) придерживался происхождения , но естественное общества как свободы. представляет у по пути от естественного . разделение к неравенству.

При , на ряд отличий, все , что для обеспечения и люди , посредством часть прав и подчиняться , а государство волю и в интересах и основные .


1.3. Марксистская государства

происхождения создана К.Марксом гг.) и Ф. (1820-1895 гг.). , который за при объяснении и права, у К. и Ф. Энгельса материализма [7, с. 23].

В Ф. Энгельсом был труд « , частной и », где было происхождение . роль появления . В первобытном   связи не , находятся из жизни племен. упорядочение . С распространением , металлов, и , по мере , как росли, они, с давали влиятельное в , чем женщине, а с стремление это положение для , изменить . Это привело по отцовской . была семьи, в качестве не естественные, а . Марксистская , что основой экономический , всего – . «Согласно брак был » [29]

На низших человечества не для господства и .  крупное труда, , выделились . Это породило . Скот приобрел достижениями станок и  руд. Появился , затем . Разделение в обусловливало между и . 

Со вторым труда от земледелия. союз , а затем - их в общую народа.

, Ф. Энгельс важный - территориальную . На этапе вождь, завоевательная . войны верховного , основы власти.

из орудий трансформировались на в самостоятельные . Таким , по Ф. Энгельса, публичной , вторым государства, его от форм . « Государство есть машина угнетения народа до определенной степени, в обмен на социальные блага и защиту.»[30]

Далее Ф. : «Для власти граждан - . были не родовому . Но мы их знаем . С развитием и налогов ; выдает на , делает , долги»[29]. , возникает признак - сборы с .

, родовой был разделением и на классы, он был . Государство, теории, не , были , обходились без . Но на ступени становится , целью классов над .

марксистской , в своем несколько . К. Маркс и Ф. , на материалистического процесса, концепцию , которая конкретный тип , обусловленный в его основе .

В рамках пять и, соответственно, : первобытнообщинная, , , капиталистическая и . общество не к - организованным . марксистскому , в социальных сменяют , происходит низкого государства к . Смена типа в качестве , в котором должна более , чем [11, с. 59].

Концепция К. и Ф. отличается , разработанностью, . Но с тем современные и ряд недостатков относительно – однолинейность, , классового при вопросов и , игнорирование политического, .

1.4. Иные государства

В осмысления государства множество теорий.

  • получила в XIX - начале XX в. и в К.Каутского, Е. и др. В с данной , возникает в и завоевания другим ( ), или в результате части над (внутреннее ). На этапе , что теория насилия и , духовные и [25, с. 210].
  • Органическая и понимания (Г. , О. Конт, Р. , А. др.) утверждала, что вместе с и творением сил . концепция в XIX и была с в области . теории Ч. к тому, что (эволюция, и т.п.) стали на социальные .  органической , возникает как животного от к высшему. приводит к в процессе (борьба с ) в организм - , в правительство мозга, организмом. считают, что « имеет проявления, и распространять на развитие » [7, с. 102].
  • Экономическая ( которой , , А. Сен-Симон) , что представляет исторического и преобразований, оно при от потребления к . теория , подтверждается свидетельствами, она значение [12, с. 16].
  • Ирригационная (К. ) является и объяснить государства в регионах. Она на фактах, , , как тот факт, что в и ряде с жарким при на оседлое необходимость . Эти работы сложности и , объединения и [16, с. 110]
  • теория в государстве невозможности без (Л.И. Петражицкий), от власти (). считал, что  - это не чья-либо , а , вытекающая из граждан об их от . Власть в Н.М.Коркунова , не волей , а зависимости [25, с. 211].
  • теория, с государство на права на и права ей лицами, на этой . патримониальной А. Галлер [16, с. 111].

, изучив происхождения , сделать ряд . трактовки и государства в разные . Начиная с , предлагали данной . широко в мире патриархальная , в трудах , и других . В одной из концепций (Фома и др.). В время, в с в общественном , знания, буржуазии в и факторами, получила происхождения , в творчестве Г. , Т. , Дж. Локка, . Классовая (К. , Ф. Энгельс) выступала в концепции в . Согласно , возникновение связано с собственности. В также , , органическая, , теория, и ряд других.

2. Сущность и функции государства

2.1. Сущность государства

на сущность , в первую , , сложностью и этого . взглядов на во многом зрелости на определенном общества, подходов к .

Представляется сформулировать государства, бы все ϲʙᴏйства и , для всех государства в , и будущем. Но при обладает и признаков, на этапах характерными общественно-политического .

любого - это внутренних и свойств, без теряет , своеобразие всего , что человечеством, в его роли, в . Следовательно, является его , в обществе.

совокупности и сущности возможность определение :« - ϶ᴛᴏ единая общества, ϲʙᴏю на всю страны и ее , для ϶ᴛᴏго управления, для всех и суверенитетом» [16, с.

На этапе говорят о преобразования , о формировании государства [6].

В процессе мероприятий , направленных на общества при формированию и идеи как способа государственной . рассматривают эти политики в « интегративной , которая единство и социальных , обществом и в права» [6].

В Российской в подобных :

  • права и , гражданский мир и ;
  • историческое России;
  • государственное , принципы и народов;
  • , передавших любовь и к ,
  • вера в и ;
  • возрождение России и ее основы;
  • и процветания , за Родину и будущим ;
  • участие в сообществе [1].

Как , идея в исторические и уровень морали. Это не какой-либо или официальной, что бы принципам и строя , имеющего .

Следовательно, на развития, признаками можно характер , публично-правовое с целью справедливости и .

2.2. Функции государства

о функциях широко в истории. На современном юридической государства как « направления его , сущность и в обществе» [7, с. 25].