Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций в структуре управления и среди персонала.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы коммуникационных каналов и сетей в структуре управления
1.1. Коммуникационные каналы: значение, виды и типы коммуникационного взаимодействия
1.3 Барьеры успешной коммуникации. Методы повышения эффективности коммуникационного процесса
2. Анализ персонала в организации ООО «MSG»
2.1 Краткое описание объекта исследования
2.2 Анализ персонала и организационной структуры
3. Анализ путей совершенствования в сфере управления коммуникациями
3.1 Управление социальными коммуникациями в ООО «MSG»
Введение
Управление человеческими ресурсами – это не что иное, как человеческий аспект в управлении компанией и отношениях сотрудников с руководством [8].
Основой управления человеческими ресурсами выступают достижения психологии труда и используемые технологии и процедуры, совокупно определяемые как «управление персоналом», в отношении комплектования штата компании, выявления и удовлетворения потребностей сотрудников и практических правил, и процедур, которые управляют взаимоотношениями между организацией и ее работником [9].
Коммуникация – очень важный, даже неотъемлемый момент общественных отношений. Каждый человек, у кого есть подчиненные или который сам находится в подчинении, так или иначе, связан с управлением человеческими ресурсами, при этом понимая роль и ценность коммуникаций [10]. Для менеджеров всех уровней власти выполнение данной функции попросту неизбежно. Можно наблюдать значимость благоприятности психологического климата коллектива как показателя эффективности работы отлаженных коммуникационных каналов и сетей.
Цель данной работы исследовать возможные барьеры эффективной коммуникации в организации и средства их устранения.
Для достижения это цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть теоретический аспект коммуникационных каналов и сетей в управлении.
- Изучить барьеры успешной коммуникации, обозначив пути их устранения и перспективы развития информационных технологий в рамках управленческих задач.
- На практике применить знания относительно проектирования социальных коммуникаций на примере конкретной компании ООО «MSG».
- Сформировать итоговое представление об изученном материале.
1. Теоретические основы коммуникационных каналов и сетей в структуре управления
1.1. Коммуникационные каналы: значение, виды и типы
коммуникационного взаимодействия
Коммуникационный канал – это то или иное средство, используя которое, можно передать сообщение от источника к получателю. Первый из них отправляет ту или иную информацию, а второй получает ее. При этом адресат может быть не один [14].
Примерами в деловой сфере могут служить следующие ситуации:
- Получатель информации один – переговоры с представителем контрагента, индивидуальная беседа с руководителем, беседа двух сослуживцев в неформальной обстановке и т.д.;
- Адресатов несколько – выступление Председателя правления на заседании Общего собрания акционеров, оратора на совещании, торгового представителя на презентации новой продукции и т. д.
Устные и письменные данные для наглядности может подкрепляться особыми выделяющими интонациями, указательной жестикуляцией, дополнительными фото- и видеоматериалами и т. д.
Обобщенно, каналы коммуникации можно охарактеризовать как реальные или воображаемые линии связи, по которым происходит перемещение информации. Естественно, обеим сторонам процесса (отправителю и получателю данных) необходимо наличие средств для восприятия сообщения: различные коды, языки, технические приспособления.
Значение коммуникаций в рамках управления компанией можно рассматривать разнопланово:
- Выступают основным условием существования и развития компании, в которой они функционируют;
- Поддерживают двустороннюю связь с внешней средой, при этом обуславливая уровень и качество принятия сопряженных управленческих решений.
- Характеризуют состояние внутренней среды компании через обеспечение функционирования и взаимодействия ее персонала, структуры, целей, технологий и задач.
- Вносят фактор неформальной структуры в процесс функционирования компании с пособничеством в сближении с ней формальной структуры.
В основу процесса коммуникации положено взаимодействие между элементами управленческой структуры - подразделениями, должностными лицами, осуществляемое с помощью соединяющих их коммуникационных каналов.
По своему содержанию коммуникационное взаимодействие разбито на информационное, административное и техническое.
Информационное взаимодействие следует описать, как обмен данными, необходимыми для принятия решений, между субъектами управленческой деятельности. Такая информация может быть официальной, то есть юридически закрепленной, или же неофициальной – не обладающей ни каким правовым статусом, но помогающей в качестве ориентира в той или иной ситуации.
При административном взаимодействии вышестоящие звенья управленческой структуры передают нижестоящим уровням управленческие полномочия и ответственность, различные распоряжения, инструкции, рекомендации, получают от них отчеты, осуществляя контроль. По назначению административное взаимодействие бывает координационным и интеграционным.
Техническое взаимодействие характеризуется участием субъектов управленческой структуры в практическом воплощении своих функций (подготовка и проведение заседаний, сбор данных и документов, обмен опытом, ведение делопроизводства и т. д.)
Относительно характера коммуникационного взаимодействия в компании можно выделить прямое (базируется на непосредственном контакте сторон) или косвенное (одна из сторон создает условия, при которых другая, несмотря на отсутствие каких-либо команд выполняет требующиеся от нее действия) взаимодействия.
Организационные коммуникации представляют собой совокупность коммуникаций, построенных на платформе общения, опосредованного информацией о самой компании, ее целях и задачах.
Межличностные коммуникации – заключаются в устном общении сотрудников. Уровень эффективности межличностных коммуникаций крайне важен в вопросе успеха управленческой работы, поскольку именно на подобном непосредственном взаимодействии персонала различных эшелонов власти строится решение многих управленческих задач. Сама по себе межличностная коммуникация – лучший способ обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.
Внешние коммуникации – это связи, функционирующие между компанией и внешней средой, факторы которой способны очень сильно влиять на работу хозяйствующего субъекта. Коммуникации с своим внешним окружением оснащены разнообразными средствами, например, реклама и программы продвижения товаров на рынке – для действительных и потенциальных потребителей. При формировании отношений с общественностью – важно создание определенного образа, имиджа компании на различных уровнях сотрудничества.
Внутренними коммуникациями называются связи внутри компании, на различных уровнях и подразделениях.
Формальные коммуникации – установленные коммуникации, согласно организационной структуре компании, обладающие непосредственной связью уровней управления и функциональных отделов. Здесь можно проследить такую тенденцию, как зависимость количества уровней власти и величины искажения данных. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, поскольку каждый уровень власти может корректировать и отфильтровывать сообщения по своему усмотрению.
Неформальные коммуникации – иными словами, канал распространения слухов. Здесь информация передается гораздо оперативнее, по сравнению со скоростью по каналам формального сообщения, руководство часто готово воспользоваться уловкой в виде запланированной утечки и распространения определенных данных из разряда «только между нами».
Вертикальные коммуникации. Этот вид обмена информацией составляет основную часть коммуникационного процесса у руководителя.
Составляющие вертикальных коммуникаций следующие:
- прояснение задач, приоритетов, ожидаемых результатов;
- обеспечение вовлеченности подчиненных в решение задач;
- обсуждение проблем эффективности работы;
- достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствование и развитие способностей у подчиненных;
- сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме;
- оповещение подчиненных о грядущих изменениях;
- получение сведений об идеях и предложениях.
Интерактивные коммуникации в организациях возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению. Они обеспечивают человеку необходимую социальную поддержку.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.
Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным.
Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными.
Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.
Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети [3].
1.2. Коммуникационные сети: сущность в управлении, модель коммуникационных связей, ее элементы и феномены
Коммуникационная сеть представляет собой соединенные определенным образом участвующие в коммуникационном процессе индивиды через информационные потоки.
В рамках коммуникационных сетей важно не рассмотрение сторон процесса как таковых, а непосредственно отношение к коммуникации между ними, включая потоки сообщений или сигналов.
Коммуникационная сеть, как правило, концентрируется на выработанных в компании образцах информационных потоков, без акцента на качестве передачи смысла сообщений. При этом коммуникационная сеть может оказать влияние либо на сокращение, либо на рост разрыва между отправленными и полученными данными.
Позиции членов группы в коммуникационных сетях неоднозначны. Роль одних – в основном только восприятие информации, других – ее накопление, третьих – создание или обработка. Таким образом, можно говорить о наличии коммуникационных ролей у членов коллектива или подразделения компании.
Анализ ролевого набора дает платформу для понимания причин нарушения связей или перегруза коммуникационных каналов в той или иной части коллектива, а значит и своевременные сигналы для дополнительного ввода определенных должностей (ролей), как инструмента устранения дефектов систем сообщения данных.
При практическом рассмотрении коммуникационных сетей, можно составить следующую схему (см. рис. 1):
Виды коммуникационной сети
открытая
закрытая (замкнутая)
комбинированная
движение данных может остановиться при попадании в тупик - к элементу структуры управления в конце канала
сочетают в себе оба принципа построения и характерны для более крупных многоуровневых компаний
тупики либо отсутствуют, либо их можно обойти
змея (цепочка)
колесо
звезда
шпора
сеть типа Y
тент
кружок
вертушка
всеканальная сеть
палатка
соты
Рис. 1 – Основной видовой состав коммуникационных сетей
И.А. Ричардс, считал коммуникацию саму по себе феноменом, который воплощает в себе процесс воздействия сознания одного индивида на сознание другого так, что порождает в нем опыт, подобный своему собственному [12].
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента [5]:
1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов;
3. Канал, средство передачи информации;
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Перейдем к моделям коммуникационных сетей. В простейшей модели коммуникации в качестве действия источник коммуникации посылает сигнал, который принимает адресат.