Файл: Реализация собственного стартапа в сфере страхования (Сущность стартапа).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы реализации стартапа
1.2. Развитие предпринимательской инициативы в страховой деятельности
Глава 2. Анализ реализации стартапа в сфере страхования
2.1. Ключевая бизнес-идея стартапа
2.3. Целевая аудитория продукта / услуги
2.5. Конкурентный анализ стартапа
2.6. Анализ рынка и его потенциала
2.9. Экономика стартапа и финансовые показатели
2.11. Маркетинговые коммуникации и привлечение первых клиентов
Введение
Сегодня рынок услуг развивается динамично, поэтому необходимо формировать механизм повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Управление конкурентоспособностью предлагается осуществлять на трех уровнях: стратегическом, тактическом и текущем, как совокупность мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности на уровне отдельных подразделений, функциональных областей деятельности и предприятия в целом.
Несмотря на то, что рынок стартапов в России развивается более медленными темпами, нежели за рубежом, он все же не стоит на месте. Определяющую роль при этом играет выбор перспективных направлений инноваций, источников и способов их финансирования. Как показывает практика, реализовать стартап проект собственными силами, без привлечения внешнего финансирования или иной помощи, довольно проблематично, что вынуждает стартапы к поиску и привлечению институциональных и частных инвесторов. Не менее важное значение отводится предупреждению возможных ошибок при их планировании и организации. Этим обусловлена актуальность данной темы.
Важным фактором минимизации рисков при открытии собственного бизнеса с нуля является окупаемость, возврат инвестиций, погашение издержек и повышение доходности проекта. Сфера услуг отвечает требованиям быстрого возврата инвестиций. 90% ресурсов, затрачиваемых предприятием – знания и время сотрудников или самостоятельно занятого специалиста, трудящегося в домашнем или арендуемом офисе.
Страхование выступает важным элементом функционирования финансовой системы государства, способного обеспечить непрерывность общественного воспроизводства, зависящую от негативных последствий, стихийных бедствий, аварий, природно-естественных и промышленных катастроф и других непредвиденных событий, которые обуславливают высокие риски потери имущества, а также гарантируют социальную защиту населения и стабилизируют процесс инвестирования в экономику.
Сейчас страховой бизнес в России не успевает за временем и не является клиентоориентированным. Главная проблема клиентов российских страховых компаний – сложности с получением компенсации после наступления страхового случая. Учитывая все проблемы страховой отрасли, для стартапов тут очень много возможностей.
Дело, связанное со страхованием, требует особого подхода в борьбе с конкуренцией, привлечении новых клиентов и экономии бюджета на рекламу.
Объектом исследования является стартап, а предметом – стартап в сфере страхования.
Целью курсовой работы является анализ реализации стартапа в сфере страхования. Для достижения поставленной цели исследования требуется последовательно решить взаимосвязанную совокупность задач, удовлетворяющих содержанию работы:
- рассмотреть сущность стартапа;
- изучить развитие предпринимательской инициативы в страховой деятельности;
- проанализировать реализацию стартапа в сфере страхования.
Практическое значение выбранной темы заключается в использовании материалов курсовой работы в практике работы структур управления предприятий сферы страхования.
Методами исследования, используемыми в данной работе, послужили: наблюдение, сравнение, классификация, обобщение.
Информационной базой послужили научные труды Батрашевой Т.О., Бакке Д., Береза А.И., Даниелян Э.А.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы реализации стартапа
1.1. Сущность стартапа
Термин стартап появился около 80 лет назад и все еще продолжает набирать популярность. Однако, до сих пор не все, не только простые обыватели, но и исследователи, а также бизнесмены, венчурные инвесторы и инвестиционные фонды, чья работа напрямую связана с деятельностью стартап-компаний, до конца не понимают сущность данного феномена.
В российской практике редко используется такой термин как «стартап». Многие исследователи чаще заменяют его такими понятиями как «малый инновационный бизнес», «венчурный проект», «инновационное предпринимательство», «инновационная деятельность».
Часто даже понятие «предпринимательство» в отечественных источниках лучше отражает сущность стартапа, чем то, что в России принято под ним понимать. Так Горфинкель, например, рассматривая сущность инновационного предпринимательства, опираясь на зарубежных экономистов и управленцев, говорит так: «Предпринимательство можно определить как творческую деятельность, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создания новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли»[1].
Другой исследователь, Антонец В.А. дает похожее определение понятию «инновационная деятельность», понимая под ним деятельность, направленную на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами[2].
Так или иначе, анализируя труды отечественных исследователей, можно заметить, что основной акцент делается на коммерциализацию, получение прибыли, конкурентное преимущество и т.д.
Отсутствие единого подхода к определению «стартап», отчасти обуславливает отсутствие точных рекомендаций относительно продвижения стартапов. Рассматривая свой проект как большой бизнес в миниатюре, руководители стартапов зачастую пытаются внедрить и соответствующие инструменты продвижения, поэтому терпят неудачу.
Различные аналитики и эксперты в описании основных характеристик стартапа зачастую уходят еще дальше в предпринимательство и бизнес. Одни считают основными особенностями стартапа возраст компании и количество ее участников, другие - наличие особого образа мышления руководителя стартапа и т.д.
Для экспертов эстонского Фонда содействия развитию предпринимательства основными отличительными особенностями стартапа являются такие как:
• высокий уровень неопределенности проекта;
• использование инновационной технологии с целью удовлетворения потребности клиента;
• высокий спрос на созданный на основе инновационной технологии товар или услугу;
• наличие проактивного мышления у руководителя (создателя) стартапа, непрерывное обучение в процессе развития проекта;
• низкий уровень расходов на создание минимально жизнеспособного продукта, короткие сроки его создания и тестирования;
• окупаемость проекта от трех до пяти лет.
Американский бизнесмен Деннис Бакке, как и многие управленцы, рассматривает стартап исключительно с точки зрения организационной структуры и выделяет следующие его характеристик:
• гибкий, ориентированный на человека подход;
• горизонтальная организационная структура;
• товарищеская атмосфера и допуск сотрудников к принятию важных решений.
Что касается российских экспертов и аналитиков, опираясь на мнение таких проектов и агентств как ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) и «Russian Startup Rating», можно сказать о полном непонимании сущности такого феномена как стартап и его отличий от других форм бизнеса. Вышеупомянутые компании считают важными такие характеристики как возраст, количество сотрудников и лицо, ответственное за принятие решений. По их мнению, компанию можно считать стартапом в том случае, если:
• ее возраст не более 6 лет;
• она способна удовлетворить запросы потребителей и занять значимый сегмент рынка;
• имеет менее 120 сотрудников в штате;
• полностью самостоятельна в принятии решений[3].
Проанализировав имеющие труды и опыт известных стартапов, являющихся на сегодняшний день одними из крупнейших мировых компаний, можем назвать еще одну важную особенность стартапов - это способность изменять будущее. Конечно, каждая компания в той или иной степени на него влияет, однако редким компаниям удается кардинально изменить привычки потребителей, их предпочтения, поведение и т.д. Примером такой кампании является Facebook.
Огромное количество людей сегодня имеет возможность создавать связи с другими людьми, находящимися от них на расстоянии тысяч километров; утро современного человека начинается с просмотра ленты новостей, фотографий друзей; с развитием социальных сетей появились образовательные курсы и платформы, позволяющие работать удаленно. Конечно, не все это происходит в пространстве Facebook, однако социальные сети и мессенджеры обязаны своим появлением именно этой компании. Конечно, Facebook терпит и негативные отзывы, обвинения в психической неустойчивости современных подростков, посягательстве на личную жизнь и т.д. Необходимо понимать, что эта социальная сеть - всего лишь инструмент, сам по себе не плохой и не хороший, хотя многие могут с этим поспорить. С тем, что распространение Facebook изменило способ коммуникации пользователей, что повлияло на их мировоззрение в целом.
Наиболее часто стартапы встречаются в высоко технологичных отраслях, а в их основе лежат какие- либо инновационные решения. Все чаще понятие стартапов применяется и по отношению ко всем вновь создаваемым с нуля компаниям. В основе стартапов лежит предпринимательство, поэтому все они отличаются высоко рисковым характером и требуют определенных капиталовложений. В приложении 1 представлены стадии развития стартапа. При этом, источниками инноваций могут быть
1. Неожиданное событие (неожиданный успех, неожиданная неудача), наталкивающее на размышление, поиск причин;
2. Несоответствие между реальностью и ее отражением во мнениях, оценках людей (между тем, что есть и тем, что должно быть);
3. Изменения потребностей процесса производства;
4. Демографические изменения;
5. Изменения в восприятии и ценностных установках[4].
Таким образом, стартап может использовать самые разные типы инноваций:
• научные открытия;
• новые версии существующих технологий;
• новые бизнес-модели, открывающие ценность, которая раньше была скрыта;
• уже существующие товары и услуги, предлагаемые на новых рынках и новым клиентам[5].
Однако, опираясь на имеющуюся теоретическую базу, а также опыт российских и зарубежных стартап-проектов, можно утверждать, что независимо от того, к какой сфере относится тот или иной стартап и какой тип инноваций он использует, его основные характеристики остаются неизменными. Поэтому, предлагается определять феномен стартапа следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1. Отличительные особенности, раскрывающие сущность феномена стартапа[6]
Инновационная идея, быстрые темпы роста и способность изменять будущее общества являются фундаментальными отличительными особенностями стартапов. Однако различия в подходах к определению сущности стартапа и типы инноваций, которые стартап может использовать, говорит о наличии классификации данного феномена.
Чаще всего стартап классифицируют по степени инновационности и технологичности, по характеристикам продвигаемого продукта, исходя из типа инвестиций, которые привлекает стартап и т.д.
Таким образом, единого подхода к определению понятия «стартап» нет. Совокупность перечисленных в работе определений способствует формированию более полного представления о сущности феномена стартапа. Стартапы могут развиваться в таких сферах как здравоохранение, образование, аграрная промышленность и многих других, что не позволяет говорить о стартапе как об исключительно IT-проекте.
1.2. Развитие предпринимательской инициативы в страховой деятельности
Объем страховой премии в расчете на одного жителя России составляет 8,7 тыс. рублей. Население и бизнес на текущий момент страхуются неохотно.
Недостаточно развита соответствующая нормативная правовая база, мало экономических стимулов. Требуется развитие институтов, призванных сбалансировать интересы страховщиков и страхователей, повысить уровень доверия к отрасли и внутри нее.
Для страхового рынка России характерен недостаточно высокий уровень доверия, причем как со стороны страхователей к страховщикам, так и наоборот. Среди ключевых причин подобной ситуации, наряду с невысокой финансовой устойчивостью ряда страховщиков и случаями ухода компаний с рынка без выполнения обязательств, следует отметить и недостаточную развитость инфраструктуры рынка. В ряде случаев это проявляется в нечеткости реализации прав и обязанностей как страховщиков, так и потребителей страховых услуг, что, как правило, трактуется в сторону защиты прав страхователей, отсутствии реально работающих механизмов досудебного урегулирования страховых споров[7].