Файл: Дидактическая игра как метод обучения детей младшего дошкольного возраста в педагогическом процессе по ознакомлению с окружающим миром.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДОШКОЛЬНИКА
4. Применение дидактических игр в процессе ознакомления младших дошкольников с окружающим миром
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного возраста включает в себя огромный спектр новообразований в психической структуре ребенка. Как отмечает В. С. Мухина «В возрасте с 3-х до 7-ми лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности»[1].
Также в период дошкольного возраста закладывается первоначальный общественный опыт ребенка, определяющий, наравне с другими факторами, характер психического развития ребенка. В силу возрастных особенностей дошкольника, игра является одним из основных видов его деятельности. В связи с этим «успешное решение задач дошкольного воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра, как важнейшая специфическая деятельность ребенка, должна выполнять общевоспитательные социальные функции»[2].
Для проведения общевоспитательных функций посредством игры необходимо грамотное соединение в процессе игры как собственно игровой, так и образовательной целей. Только в этом случае игра будет, с одной стороны, поддерживать интерес ребенка, а с другой – способствовать его социально-психологическому развитию. Примером, соответствующим данным условиям, являются дидактические игры. Применение дидактических игр в педагогическом процессе позволяет не только разнообразить обучающий материал и повысить интерес ребенка к данному материалу, но и способствует формированию более комфортной атмосферы для ребенка, что позволяет ему чувствовать себя более уверенно, а, соответственно, и лучше проявить свои умственные способности.
Кроме того важнейшим компонентом дидактических игр является коммуникативная сфера. При оптимальной организации воспитателем процесса дидактической игры ребенок приобретает коммуникативные навыки, закрепленные положительным опытом общения как со сверстниками, так и с самим воспитателем. Также в процессе дидактических игр ребенок учится исследовать свой собственный внутренний мир, прислушиваться к своим мыслям и чувствам, формировать первичные ценностные отношения к объектам окружающего мира. И в данном случае особенно важна воспитательная роль взрослого, позволяющая вовремя предотвратить закрепление нежелательного негативного либо индифферентного отношения ребенка к окружающему миру.
В связи с этим, исследования дидактических игр в педагогическом, а также в социально-психологическом контексте не утрачивает своей актуальности.
В нашей работе предметом исследования стала дидактическая игра и ее специфика в педагогическом процессе по ознакомлению ребенка с окружающим миром; в качестве объекта рассматривались дети младшего дошкольного возраста.
Целью работы стал анализ специфики дидактической игры по ознакомлению с окружающим миром у детей младшего дошкольного возраста, как метода педагогического процесса.
В процессе анализа перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
- дать основную характеристику дидактической игры как метода педагогического процесса (структура, содержание, цели, функции, основные проблемы проведения и т. д.);
- охарактеризовать возрастную группу младшего дошкольника, выделить его психолого-педагогические особенности (коммуникативная сфера, познавательная сфера и т. д.);
- охарактеризовать процесс ознакомления дошкольника с окружающим миром (рассмотрение алгоритма образовательных программ, направленных на формирование у дошкольника общей системы первичных представлений об окружающем мире);
- исследовать опыт проведения дидактических игр среди дошкольников в современных психолого-педагогических работах (формы, цели, программное содержание, ход проведения и т. д.).
1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Для дошкольного возраста характерными являются два вида игр: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами (отличаются строго определенным программным содержанием и дидактическими задачами). Ко второму виду относятся подвижные игры и дидактические игры.
Дидактическая игра представляет собой разновидность игры, направленной на процесс обучения; способ повышения эффективности данного процесса. В процессе данной игры ребенок не просто приобретает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Дидактические игры по своему характеру отличаются как от упражнений, так и от других видов игр: «Если преобладает обучающая задача – игра превращается в упражнение, а если игровая – то деятельность теряет свое обучающее значение»[3]. В отличие от других видов игр, игры дидактические не могут носить полностью спонтанный характер – они не возникают сами по себе, а организовываются воспитателем (педагогом) и сопровождаются конкретными правилами. Воспитатель сначала обучает детей, а потом уже они действуют самостоятельно.
Методы руководства дидактическими играми определяются возрастными особенностями ребенка. В период младшего дошкольного возраста детей необходимо учить играть. Для этого воспитатель формирует игровую обстановку, создает воображаемую ситуацию, используя методы прямого воздействия на детей. Также используются методы опосредованного влияния – через игрушки, инсценировки и т. д. Чем дошкольники старше, тем сложнее и разнообразнее методы формирования дидактических игр и характер взаимодействия детей друг с другом в процессе игры.
Психологическим обоснованием дидактических игр является стремление ребенка «примерить» на себя воображаемую ситуацию и следовать ее правилам – выражение возрастной потребности дошкольника. Содержание дидактических игр заключается в решении ребенком определенной умственной задачи, подающейся ему в игровой форме. Данную задачу сам ребенок не воспринимает как обучающую – он видит в ней прежде всего задачу игровую (что-то собрать, кому-то помочь, о чем-то рассказать и т. д.), что, в свою очередь, повышает его интерес к игре и активность его участия.
Структура дидактической игры включает в себя следующие компоненты:
1. Основные:
- дидактическая задача (зависит от воспитательной программы);
- игровая задача (зависит от цели конкретной игры);
- правила игры;
- игровые действия;
- результат игры (ее итог).
2. Дополнительные (не обязательны):
- сюжет и роль
Необходимым условием успешного проведения дидактических игр является четкое соблюдение детьми установленных правил игры:
- действовать по очереди;
- признавать свои ошибки;
- отвечать, когда спрашивают, самому, и уметь слушать других участников;
- не мешать другим участникам игры, и т. д.
Если в сюжетно-ролевой игре правила не всегда осознаются, то в дидактической игре они носят открытый и осознанный характер. При этом правила должны идти не только со стороны воспитателя, но и стать внутренним мотиватором самого ребенка. Для оптимального соблюдениями дошкольниками правил в процессе дидактической игры необходимо выполнение следующих условий:
- согласованность действий детей в игре, контролирование выполнения правил игры друг другом;
- разновозрастная дифференциация участников игры – старшие дети обучают правилам младших, что помогает им «осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности»[4].
Функции правил в дидактической игре:
- поддержание последовательности и направленности игровых действий;
- объединение игровой и дидактической задач;
- повышение интереса к игре;
- активация межличностного взаимодействия в детском коллективе
- косвенное поддержание контролирующей роли воспитателя.
Также значимую роль выполняет игровой замысел – он определяет интерес и активность детей. Одна из сложностей в процессе проведения дидактических игр заключается в том, что они быстро «тускнеют» - дети быстро теряют к ним интерес, в связи с чем утрачивается их оживление и активность. Удачные варианты дидактических игр похожи друг на друга «своей всех и все захватывающей радостной импровизационностью, неожиданностью, азартом», неудачные – «своей дежурной предсказуемостью всего и для всех»[5].
Осознание и принятие замысла дидактической игры, ее правил и действий требует активного слушания и осмысления предложения воспитателя: «Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения»[6]. В то же время педагогическая цель дидактической игры, раскрытая детям, лишает игру привлекательности. Особенно это в случае неприятия детьми воспитателя или его цели. Перед детьми «как бы возникает выбор: овеществиться и безропотно выполнять задуманное учителем или показать прорезающиеся зубки своей субъектности»[7]. Однако для младшего дошкольного возраста данное упрямство менее характерно, в силу возрастных особенностей. Поэтому при грамотной организации дидактической игры главная, обучающая, цель скрыта от детей игровой целью: «Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению это процесс непреднамеренного обучения»[8].
Отказ от участия в игре может быть вызван в случае повторного (либо слабо измененного) проведения дидактической игры. Выделяется 4 вида реакции детей на данный повтор:
- радостная реакция на знакомую ситуацию (принцип: если в прошлый раз было интересно и весело, то и в это раз должно быть так же);
- любопытство (так как определенный элемент новизны всё-таки присутствует, и ребенок концентрирует свое внимание на нем);
- настороженность и отказ от участия;
- принятие и послушание.
В последних двух случаях ребенок демонстрирует свою прозорливость, так как он заранее знает, в чем суть предлагаемой дидактической игры. Отказ от игры вызван неприятием данной предсказуемости либо неприятие цели; принятие и послушание – расчетом, что имеющиеся знания помогут выполнить необходимые действия лучше, чем другие дети.
Дидактические игры могут прививать как новые знания, так и закреплять уже усвоенные знания, экстраполировать их на новые условия.
В процессе проведения дидактических игр выделяется т. н. режим «парной педагогики»: «весь класс как бы разбивается на многочисленные изолированные пары общения – "ученик-учитель"»[9]. Для младшего дошкольного возраста данная форма является ведущей формой педагогического общения, удобной как для ребенка, так и для взрослого. Чтобы не было злоупотребления данной формой в педагогическом процессе, в дидактические игры было внесено условие необходимости обращения ребенка к другим детям за ответом, помощью и т. д., а не к воспитателю.
Отдельный интерес представляют возможности дидактических игр как средства формирования и стимулирования мыслительной культуры дошкольников (общий кругозор, осведомленность, эрудированность, представления и т. д.). Дидактические игры представляют собой «прямое средство умственного воспитания»[10]. Вопросы и споры, возникающие во время дидактических игр, способствуют расширению кругозора ребенка и расширению его познавательных интересов, направленных на окружающий мир.
Дидактическая игра, так же, как и сюжетно-ролевая, носит социальный характер, но если во втором случае речь идет о формировании смысла человеческой деятельности, то в случае с дидактической игрой ведущей является мыслительная деятельность
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст определяется возрастным периодом от 3-х до 7-ми лет[11]. Младший дошкольный возраст — 3-4 года; средний дошкольный возраст — 4-5 лет; старший дошкольный возраст — от 5-7лет. Данный период является одним из самых ответственных в системе психического развития ребенка, так как происходит заложение основ системы познавательных процессов, психических свойств и качеств личности, различных видов деятельности.
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина[12], дошкольный возраст входит в период детства (Таблица-1):
Таблица-1.
Возрастной период |
Ведущая деятельность |
Сфера действительности, которая осваивается ребенком |
|
Детство |
Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Ролевая игра |
Сфера отношений |
Младший школьный возраст |
Учебная деятельность |
Сфера способов действий с предметами |