Файл: Дидактическая игра как метод обучения детей младшего дошкольного возраста в педагогическом процессе по ознакомлению с окружающим миром.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДОШКОЛЬНИКА
4. Применение дидактических игр в процессе ознакомления младших дошкольников с окружающим миром
- Ноябрь -
Занятие-1: «Предметное окружение»
- Тема: ТЕРЕМОК
- Программное содержание: Знакомство дошкольников со свойствами дерева и структурой его поверхности.
Занятие-2: «Явления окружающей жизни»
- Тема: ВАРВАРА-КРАСА – ДЛИННАЯ КОСА
- Программное содержание: знакомство дошкольников со спецификой труда мамы; формирование представления о том, какую любовь и заботу проявляет мама по отношению к своему ребенку и к своей семье; формирование чувства уважения к маме.
- Декабрь -
Занятие-1: «Предметное окружение»
- Тема: НАЙДИ ПРЕДМЕТЫ РУКОТВОРНОГО МИРА
- Программное содержание: формирование у детей представления о различиях в предметах рукотворного и природного мира.
Занятие-2: «Явления окружающей жизни»
- Тема: ХОРОШО У НАС В ДЕТСКОМ САДУ
- Программное содержание: Формирование у детей умения ориентироваться в отдельных помещениях здания детского сада; воспитание уважительного и доброжелательного отношения детей к сотрудникам ДОУ и их труду.
Занятие-3: «Явления окружающей жизни»
- Тема: НАШ ЗАЙЧОНОК ЗАБОЛЕЛ
- Программное содержание: Продолжение формирования представлений о той заботе, какую проявляет мам по отношению к своей семье, как заботится о заболевшем ребенке; воспитывается уважение к маме и ее труду.
- Январь -
Занятие-1: «Предметное окружение»
- Тема: ДЕРЕВЯННЫЙ БРУСОЧЕК
- Программное содержание: Продолжения формирования у дошкольников представления о свойствах дерева.
Занятие-2: «Явления окружающей жизни»
- Тема: ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КОМНАТЕ
- Программное содержание: Продолжение знакомства дошкольников с трудом мамы дома (уборка, стирка, мытье посуды и т. д.); формирование уважительного отношения и желания помогать ей в работе.
Занятие-3: «Предметное окружение»
- Тема: РАДИО
- Программное содержание: обучение детей составлению рассказов с опорой на алгоритм (условные обозначения); навыкам обобщения (умению выделять обобщающие понятия для групп предметов).
- Февраль -
Занятие-1: «Предметное окружение»
- Тема: РИСУНОК
- Программное содержание: Знакомство дошкольников со свойствами бумаги и структурой ее поверхности.
Занятие-2: «Явления окружающей жизни»
- Тема: МОЙ РОДНОЙ ГОРОД
- Программное содержание: Формирование у детей первичных представлений о своем городе (или другом населенном пункте): название, улицы, дома, машины; воспитание уважения к нему.
Занятие-3: «Явления окружающей жизни»
- Тема: ВОТ ТАК МАМА, ЗОЛОТАЯ ПРЯМО!
- Программное содержание: продолжение формирование знакомства дошкольников с трудом мамы, а также бабушки; воспитание уважения к нему.
- Март -
Занятие-1: «Предметное окружение»
- Тема: ЗОЛОТАЯ МАСКА
- Программное содержание: Знакомство дошкольников со свойствами ткани, структурой ее поверхности.
Занятие-2: «Явления окружающей жизни»
- Тема: КАК МЫ С ФУНТИКОМ ВОЗИЛИ ПЕСОК
- Программное содержание: Формирование представлений о папином труде, о его заботе; воспитание уважения к нему и к его труду.
Занятие-3: «Явления окружающей жизни»
- Тема: ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ В ДЕТСКОМ САДУ?
- Программное содержание: Продолжение формирования у детей представления о работе сотрудников ДОУ; дети учатся различать их по имени и отчеству, обращаться на «вы»; воспитывается уважительное отношение к ним.
- Апрель -
Занятие-1: «Предметное окружение»
- Тема: ТАРЕЛОЧКА ИЗ ГЛИНЫ
- Программное содержание: Знакомство детей со свойствами глины и со структурой ее поверхности.
Занятие-2: «Явления окружающей жизни»
- Тема: НЯНЯ МОЕТ ПОСУДУ
- Программное содержание: Продолжение знакомства дошкольников с работой сотрудников ДОУ.
Занятие-3: «Предметное окружение»
- Тема: ЧТО ЛУЧШЕ: БУМАГА ИЛИ ТКАНЬ?
- Программное содержание: Закрепление у детей представлений о материале бумаге и ткани, их свойствах и качествах, текстуре; установление связи между материалом изготовления предмета и способом его применения.
- Май -
Занятие-1: «Предметное окружение»
- Тема: ПОДАРКИ ДЛЯ МЕДВЕЖОНКА
- Программное содержание: Продолжение занятий по закреплению знаний о свойствах разных материалов.
Занятие-2: «Явления окружающей жизни»
- Тема: ПОДАРОК ДЛЯ КРОКОДИЛА ГЕНЫ
- Программное содержание: Развитие интереса дошкольников к труду повара и трудовой деятельности взрослых вообще.
Занятие-3: «Предметное окружение»
- Тема: ОПИШИ ПРЕДМЕТ
- Программное содержание: Развитие умений по выделению дошкольниками значимых признаков предмета; навыки установления элементарных причинно-следственных связей между отдельными предметами.
Таким образом, педагогический процесс по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проходит в несколько этапов, каждый из которых представляет собой комплекс элементарных знаний и навыков в определенной области (свойства предметов; профессии; семья и т.д.). Данные этапы не обязательно изолированы друг от друга – они могут иметь общие темы пересечения, позволяющие закрепить материал предыдущего этапа. Такая форма обучения имеет т. н. вид спирали: воспитатель начинает формирование представления у младших дошкольников в конкретной области с элементарных знаний, затем переходит к следующей области знаний, а через определенное количеств занятий снова возвращается к рассмотренной ранее теме, но на этот раз система знаний и навыков несколько усложняется.
При этом знания, сформированные младшими дошкольниками в процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром «интегрируются с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха»[25].
4. Применение дидактических игр в процессе ознакомления младших дошкольников с окружающим миром
Процесс проведения дидактических игр по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром начинается с прививания у детей интереса к игре.
Содержание дидактических игр для младшего дошкольного возраста в рамках раздела ознакомления с окружающим миром:
- знания о предметах, их качествах и назначении;
- знания о различных видах труда, о его общественной функции;
- знания об окружающих предметах и природных явлениях
- пространственная ориентировка.
Посредством данного содержания у дошкольников формируется правильная система представлений / отношений к объектам и явлениям окружающего мира.
Данный вид игр в своей основе имеет следующие задачи:
- формирование системы научных знаний дошкольников о природе и обществе;
- развитие умственной деятельности;
- развитие речевой культуры;
- развитие любознательности у детей.
Так, например, игра «Спрячь шарик» (ребенку надо прятать разные шарики в ладошку) имеет познавательную задачу – у дошкольников формируется представление о различной величине предметов (в данном случае шариков). Также дети в младшей дошкольной группе сравнивают предметы по форме и цвету, соотнося их друг с другом – например, прокатывая разноцветные мячи через соответствующие по цвету ворота; собирая мозаику, пирамиду (в определенной последовательности из колец разной величины и цвета пирамиду), пазлы и т. д.
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проводятся в различных формах:
- игры-загадки;
- игры-беседы (диалоги);
- игры-путешествия;
- игры-предположения («Что было бы.., если…»);
- игры-поручения, и т. д.
Например[26]:
● «ПОХОД В МАГАЗИН»: Ребенка просят запомнить все необходимые покупки и отправляют в «магазин». После возвращения ребенок рассказывает, что он купил. В качестве материала, можно использовать самый разный реквизит – мяч = арбуз, пузырьки из-под лекарств = бутылки с молоком, и т. д. Игра начинается с 1-2 покупок и постепенно увеличивается до 4-5. Ролями можно меняться (сын/дочка, папа/мама, продавец, который получает заказ от покупателя и идет его выполнять. Магазины могут быть самые разные – «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Хозтовары» и др.
● «ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК?»: Детям предлагаются рисунки, где допущены содержательные ошибки (в среднем, 4-5 ошибок). Например, на картине, изображающей детей, играющих зимой в лесу – цветы, мальчик в летних шортах и т.д. Содержание и ошибки рисунка должны быть прежде всего понятны ребенку. Ответы дети дают по очереди. Постепенно можно усложнять игру – увеличивать количество ошибок на рисунке, делать их менее очевидными.
● «ЗЕРКАЛО»: Ребенок и воспитатель становятся напротив друг друга (1 – 1,5 метра); воспитатель показывает определенные движения, задача ребенка – повторить их как можно точнее. Через определенное время, когда ребенок успешно воспроизводит движения взрослого, движения заменяются последовательностью нескольких движений. Затем игра постепенно усложняется (увеличивается темп, усложняются движения, к повторению движений добавляется новое задание – повторение выражения лица взрослого). Упражнение направлено на развитие процессов восприятия другого человека и внимательности.
● «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ»: Детям предлагается комплект картинок-вывесок, на каждой из которых изображен определенный предмет (письмо в конверте, сапожок, буханка хлеба и т. д.). Моделируется следующая ситуация: ребенок находится в незнакомо городе, где жители разговаривают на неизвестном ему языке. Ориентироваться ребенок может только по вывескам. Ему предлагаются картинки – необходимо определить, что они могут означать. Также можно использовать обратный порядок: детям предлагаются названия магазинов (мастерские, больницы, гостиницы и т. д.) – необходимо определить, как могут выглядеть их вывески.
● «ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ»: Знакомство дошкольников с противоположными характеристиками предметов (слова-антонимы). Например, ребенку надо пройти через ворота различной высоты: через высокие он проходит легко, а чтобы пройти через маленькие, ему необходимо пригнуться (понятия «высоко-низко»); надо принести сумку, пакет, игрушку и т. д., различающиеся по весу («понятия тяжело-легко»); пройтись с разной скоростью («быстро-медленно»). И т. д.
● «ВО ЧТО ЭТО МОЖНО ПРЕВРАТИТЬ?»: Детям предлагаются различные предметы (коробочки, палочки, камешки, шарики и т. д.); необходимо придумать, чем бы могли стать эти предметы и какие бы функции они тогда выполняли. Так, например, палочка могла бы «превратиться» в удочку, ручку или градусник. Обязательным условием игры является сходство воображаемых предметов с их реальными «прототипами». Также возможен и обратный порядок игры: детям предлагается самим определить, какие из предложенных предметов могли бы «стать», например, машинкой, кроваткой для куклы и т. д.
● «КТО Я?»: Воспитатель при помощи жестов и мимики показывает детям какой-нибудь предмет, который надо угадать. Через некоторое время ведущим становится кто-нибудь из детей.
● «УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ»[27]: Детям предлагаются карточки с изображением металлофона, бубна и угольника. Сами инструменты находятся за ширмой – так, чтобы дети не могли их видеть. Когда звучит один из инструментов, необходимо поднять карточку с его изображением. Также возможен следующий вариант игры: дети строятся в 3 колонны (по количеству музыкальных инструментов – их может быть и больше 3-х), каждой из колонн соответствует один инструмент. Когда начинает звучать какой-либо из инструментов, дети, чья колонна ему соответствует, начинают бегать по комнате. Как только звучит следующий инструмент, дети из предыдущей колонны останавливаются и начинают бегать дети из другой колонны. Бег можно чередовать с другими видами двигательной активности (прыжки, приседания и т. д.). Для усложнения задачи можно время от времени играть на 2-х инструментах одновременно.
● «ПЛАНЕТА В ОПАСНОСТИ[28]»: Дети отправляются в путешествие - знакомятся с основными географическими понятиями (Земной шар, океан, материк, лес и т. д.). Вдруг дети узнают, что планете угрожает опасность, так как ее природная среда регулярно загрязняется человеком. Детям предлагается придумать, что может спасти планету. Постепенно, при помощи воспитателя, они приходят к убеждению, что для спасения планеты необходимо бережное отношение к ней. Рассматриваются разные варианты проявления такого отношения к планете.
● «КРАСНАЯ КНИГА»: Принцип такой же, как и в предыдущей игре. Только объектом защиты выступают редкие животные и растения, занесенные в Красную книгу, а детям предлагается подумать, как можно защитить их от полного исчезновения с Земли. В процессе таких игр у дошкольников не только формируется общее представление об окружающей среде, но и начинает вырабатываться собственное отношение к ее проблемам, желание чем-то помочь, как-то защитить ее (основы этического воспитания).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно заключить, что дидактическая игра в педагогическом процессе является универсальным методом, затрагивающим не только познавательную сферу дошкольника, но также и эмоциональную, коммуникативную и нравственно-ориентационную. Особая атмосфера игры (в той или иной степени сохраняющаяся и в форме дидактической игры) позволяет ребенку почувствовать себя в наиболее знакомой и комфортной ему обстановке, так как игра является ведущей формой деятельности дошкольника.