Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Понятие правления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена, прежде всего, политико-правовым значением формы государственного правления, как ведущего элемента формы государства, лежащего в основе системы организации государственной власти. Форма правления позволяет определить характер государства с позиций организации верховной власти при осуществлении должного анализа форм правления прошлого и настоящего, поскольку в свете последних 5 лет формы правления подвергаются практически неконтролируемому изменению, связанному со сменой законодательства и конституции[1].
Современная организация государственной власти в России не может быть научным образом идентифицирована без выяснения формы государственного правления, весьма специфичной. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране[2].
Теоретическая база и степень научной разработанности. В различные периоды правовую природу форм правления прошлого и настоящего в своих работах исследовали российские авторы: Шестернина Д. С., Гришаева О.Н., Тынымсеитова С.М., Авдеев Д.А., Ахвердиев Э.А., Шпаков И.О. и др.
Значительную помощь оказал также анализ современных подходов ученых к пониманию сущности форм правления прошлого и настоящего, изложенных в работах Шестерниной Д.С., Червонюк В.И., Гасанов К.К., Демьяненко М.А., Осавелюк А.М. и др.
Объектом исследования теория государства и права.
Предмет исследования – являются форма правления прошлого и настоящего.
Цель исследования – в исследовании понятия и сущности форм правления прошлого и настоящего, а также обзоре ее основных теорий.
Достижение указанной цели обусловило постановку и последовательное решение целого ряда теоретических задач:
– исследовать понятие и сущность форм правления прошлого и настоящего;
– раскрыть понятие форм правления прошлого и настоящего;
– исследовать типы и формы государства;
– проанализировать основные теории.
Методологическую основу исследования составил универсальный диалектический метод познания как основа системного исследования объекта, выявления его специфических черты и общих закономерностей развития. Применение метода ретроспективного анализа позволило выявить политические, социально – экономические и идеологические детерминанты, определившие формы правления в прошлом и настоящем.
Сравнительный режим исследования, предопределенный целью курсовой работы, обусловил использование метода сравнительного анализа. Были также использованы частно-научные методы: системного, логического анализа, синтеза, индукции и дедукции, метод моделирования, метод правовой типологии и другие.
Структура работы. Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы: Введение; 1. Понятие и сущность формы правления в прошлом и настоящем; 1.1. Понятие формы правления; §2. Сущность формы правления; 1.3. Виды формы правления в прошлом и настоящем; 2. Формы государственного устройства; 2.1. Формы государственного устройства; 2.2. Политический режим: понятие, виды; 2.3. Нетипичные формы правления в современных государствах; Заключение; Список используемых источников.
1. Понятие и сущность формы правления в прошлом и настоящем
1.1. Понятие формы правления
Именно сложная многоплановая структура государства и его специфическая взаимосвязь с обществом, часто требует типологизации. В настоящий момент выработано два основных подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный. Данные подходы представляют типологии прежде всего обществ, а уже потом, в рамках выделенных типов обществ, типологии государств[3].
Помимо представленных, существуют и другие типы типологий, но все они имеют ряд общих преимуществ, в том числе включение неэкономических социальных факторов в процесс познания государства и права, более подробный анализ взаимосвязи между явлениями государственного права и культурными явлениями. В то же время можно выявить ряд недостатков, наиболее важные из которых представляют меньшую ценность для юристов, такие как государство и право, отсутствие определения и критериев типов государств и обществ, а также отсутствие раскрытых моделей развития и переходы одного вида во многих концепциях получают гораздо меньше внимания к другому[4].
В целом, рассматривая подходы к типологиям, следует отметить их высокую научную ценность и возможность увидеть развитие общества и государства с разных позиций, что, несомненно, полезно при исследовании таких сложных и комплексных явлений, как общество, государство, право.
Таким образом, прежде чем перейти к анализу темы курсовой работы необходимо дать определение понятию форм правления[5].
В юридической литературе формой правления является особенная система государственных органов, включающая в себя методы формирования, действенность всей системы, права и способы взаимодействия органов власти между собой и людьми. Форма правления также определяет силу влияния общественности на формирование органов власти[6].
Первоначально эту концепцию можно понять в узком и широком смысле: в первом случае это только государственная власть, а во втором - взаимодействие всех элементов государства[7].
Форма государственного управления позволяет проанализировать, как создается власть в государстве, какова структура государственных органов, какие принципы составляют основу взаимодействия государственных органов с простыми гражданами и в какой степени власти обеспечить права и свободы граждан и создать ли эффективный механизм[8].
Форма правления государством является старейшим элементом, характеризующим государственное устройство. Эта концепция стала изучаться в древней Греции[9].
В разные периоды развития цивилизации форма правления приобретала разное значение[10].
Итак, в аграрном государстве форма правления позволяет определить, как глава страны отстранен от должности, как проводятся выборы или наследуется ли эта должность[11].
В форме государства выделяются три элемента:
1) форма правления, определяющая формирование и организацию высших органов государственной власти, их взаимоотношения и с населением, а также способы осуществление своих полномочий (фактически отвечает на вопрос о том, кто правит государством);[12]
2) форма государственного устройства (или территориального государства), характеризующая распределение власти по территории государства, отражает его территориальную структуру соотношение государства в целом и его составляющих территорий;[13]
3) государственный правовой (или политический) режим, который представляет собой систему средств и методов осуществления государственной власти[14].
Форма государства, характеристики его элементов в основном определяются историческим развитием государства, национальным менталитетом и потребностями общества на определенной стадии его развития[15].
Рассмотрим государственной формы более подробно.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что в настоящее время среди исследователей права не утихают дискуссии о форме правления в России, поскольку Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года (далее — Конституция РФ, КРФ), не определяет вид республики, к которой относится Российская Федерация (Статья 1 КРФ)[16]. Среди отечественных учёных установились две основные позиции по обозначенной проблеме. Сторонники первой утверждают, что Россия — президентская республика, так как само по себе наличие некоторых элементов парламентаризма не делает президентскую республику парламентской[17].
Так, например, доктор юридических наук О. Е. Кутафин и доктор юридических наук Е. И. Козлова в научных трудах указывают на то, что по мере становления России как конституционного государства, черты президентской республики усиливались, и что, в конечном счете, она стала по своему характеру полностью президентской, однако сохраняющей «некоторые внешние признаки парламентского государства»[18].
Иными словами, если говорить о сущности формы правления в РФ в настоящее время, то она (форма), является республикой. Однако в Конституции Российской Федерации даже на 2020 год такая форма не указана[19]. Отсутствие единого мнения по этому поводу и в научной литературе определенно усложняет характеризацию форм правления в РФ на данный период времени, и все же, именно это обстоятельство и предопределило предмет нашего исследования в данной курсовой работе[20].
Для начала следует определить особенности каждого вида республиканской формы государственного правления. Президентская республика представляет собой форму правления, при которой роль Президента в системе государственных органов является значительной[21]. При такой форме правления Президент является главой государства, главой исполнительной власти, также он выступает арбитром между различными ветвями власти и является Верховным главнокомандующим[22]. Все эти особенности присущи и форме правления Российской Федерации. Теперь рассмотрим характерные черты смешанной республики[23].
Смешанную республику не стоит называть полупрезидентской или полупарламентской республикой, так как данному виду республики присущ баланс полномочий между президентской и парламентской ветвями[24]. При такой форме правления наряду с президентом в формировании правительства участвует и парламент[25].
Правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом. Также возможен и другой вариант, когда правительство обладает повышенной самостоятельностью, но при этом президент не является главой государства и не ответственен за его действия[26].
Резюмируя изложенное следует подчеркнуть, что для смешанных республик характерно сочетание признаков парламентской и президентской республики[27].
1.2. Виды формы правления в прошлом и настоящем
В современном состоянии развития общества выделяются две основные формы правления: монархия и республика.
Монархия - это форма правления, при которой вся власть сосредоточена в руках человека: монарх, который выполняет функции главы государства, законодательного, судебного и исполнительного, контролирует местное самоуправление[28].
Признаки монархии:
1. Власть передается по наследству: монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее.
2. Власть монарха осуществляется пожизненно и бессрочно.
3. Монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа, государства («государство – это я»).
4. Монарх независим от избирателей и народа и не несет никакой ответственности за результаты своей деятельности[29].
Современность знает следующие виды монархий:
– абсолютные (Саудовская Аравия, Оман), в которых власть монарха ничем и никем не ограничена. Это классический тип монархий;
– ограниченные, где власть монарха ограничена представительным органом (Великобритания, Япония), причем можно выделить две основные разновидности ограниченных монархий[30]
– парламентарные, в которых правительство формируется и подотчетно парламенту, а монарх часто является номинальной фигурой (например, Великобритания, Дания, Япония) и дуалистические, в которых власть монарха существенно ограничена представительным органом, однако он остается главой исполнительной власти (например, Кувейт, Иордания)[31];
– выборные монархии, в рамках которой монарх избирается влиятельными кланами (например, Монгольская империя Чингисхана) или членами коллегиального органа власти (примером такой формы является Святой Престол Ватикана).