Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Понятие правления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторитарно-тоталитарный режим, объективно являясь антиподом демократии, всегда выступает ее противником, хотя на словах – в программах, заявлениях, призывах – широко использует демократическую фразеологию, лозунги свободы и всеобщего равенства.

При этом следует указать на весьма распространенный, но всегда завуалированный факт: никто и никогда открыто не обосновывает естественность и правомерность тоталитаризма[66].

. Он предполагает, как правило, исключительную концентрацию исполнительной власти, а зачастую и законодательной, в руках главы государства при ограничении или сведении на нет роли парламента в контроле за государственной политикой[67]. Авторитарный режим лишен некоторых признаков тоталитаризма, власть здесь не имеет тотального характера. Методам авторитарного режима присуще сочетание прямого насилия политической власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием[68].

Причем если главным в характеристике либерального политического подхода является свобода для граждан, общества в решающих сферах жизнедеятельности, не говоря уже о частной жизни, то при демократическом режиме самое существенное – это вовлечение населения, граждан в государственные дела посредством их разнообразного участия в осуществлении власти[69].

И, конечно, в соответствии с этим государство использует совершенно другой арсенал средств и методов в своей деятельности.

Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества. Таким образом, демократический режим характеризуется:

1) признанием народа источником власти государства;

2) официальным признанием легитимности власти большинства при учете и обеспечении власти меньшинства;

3) осуществлением выборности центральных и некоторых других органов власти;

4) утверждением верховенства закона, регулирующего реализацию государственной власти, ее взаимодействие с населением;

5) обеспечением свободы и равенства граждан между собой и по отношению к самому закону;

6) гарантией определенного (необходимого) набора жизненно важных прав граждан, а также фиксацией перечня основных обязанностей индивида перед государством. Демократический режим подразделяется на два подтипа – парламентский и президентский. Основные особенности парламентского типа демократического режима: – законодательная и исполнительная власть находится в руках парламента;


Данная проблема не только теоретическая, но и практическая, она непосредственно затрагивает нашу страну.

Сложившийся в последние годы политический режим в России вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии.

Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками иных политических режимов.

В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Как будет происходить движение России от тоталитарных структур к демократическим, может показать только время.

2.3. Нетипичные формы правления в современных государствах

.

В настоящее время основной концепцией в теории государства и права рассматривается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти.

В целом это является обоснованным и справедливым решением, так как государство было создано обществом. Организация и устройство государственной власти понимается как форма государства, которая находится в неразрывной связи с сущностью государства[70].

Каждая форма правления зависит от многих факторов. Сильное воздействие на формы правления оказывает культурный уровень населения, их национальные особенности, традиции, религиозное мировоззрение, природные условия, субъективные факторы и т.д[71].

Таким образом по статье 59 Конституции 1979 года Исламской Республики Ирана: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно ниже следующим статьям Конституции. Указанные власти независимы друг от друга»[72].

Главой государства является Высший руководитель «Рахбар». Он определяет внешнюю и внутреннюю политику, а также общее развитие страны. Рахбар избирается советом экспертов, который в свою очередь избирается населением среди списка кандидатур из духовенства. Исполнительную власть в стране осуществляет президент, который избирается всенародным голосованием[73].

Полуабсолютная монархия, это монархии которые сочетаю в себе черты абсолютной и ограниченной монархии[74].


В современном мире нет абсолютных монархий в чистом виде, когда вся власть безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют.

Фактически, существуют страны, где монарх властвует безраздельно при наличии парламента и конституции (монарх может приостановить действие конституции, отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Примеры таких стран: Бахрейн, Свазиленд, Кувейт[75].

Полудуалистичесские (полупарламентарные) монархии, это монархии, которые сочетают в себе как черты дуалистической, так и парламентарной монархий. Если сильнее влияние парламента, то монархия полупарламентарная, а если преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической[76].

Полупрезидентская (полупарламентарная) республика — это республика, сочетающая в себе черты президентской и парламентарной республик. Для полупрезидентской республики характерен дуализм исполнительной власти. Образцом полупрезидентской республики является Франция, а также бывшие социалистические страны (Польша, Болгария, Литва и др.) [77]

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что «чистых», то есть традиционных форм правления остается все меньше. Это вызвано различными причинами: стремление к устранению недостатков предыдущих форм правления, влияние гуманистических идей, борьба и давление прогрессивных сил общества и многие другие причины[78].

Заключение

Таким образом, проведенное нами исследование в рамках курсовой работы, позволяет сделать следящий вывод: государство - это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутриправовую жизнь народа в целом, защищает права его граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти - законодательных, исполнительных и судебных, контролирует его территорию.

Оно сохраняет в себе опыт предыдущих лет правления разных политических деятелей и режимов и как показывает опыт всемирной истории, самое прочное основание всех государств заключается в материальном и нравственном благополучии народа.

Именно поэтому, как уже говорилось выше, задача юридических наук - разработать эффективные инструменты национального руководства для управления государством.

Несмотря на то, что современная политическая система России достаточно стабильна, в том числе благодаря закреплению основополагающих принципов ее построения в Конституции, научные и общественные дискуссии о форме правления в России не теряют своей актуальности. Ведь пока государство живет, оно должно развиваться, реагировать на вызовы интерьера и экстерьера. Вопросы, связанные с формой правления, актуальны не только для России, но и для многих стран мирового сообщества, частью которых оно является.


Вот почему современная Россия уже не может в полной мере защищать или обеспечивать достаточную правовую и политическую поддержку не только народу в нутрии страны, но и государствам, с которыми сотрудничает, поскольку отстает от них в своем развитии. Именно поэтому нами сделан вывод, о необходимости новых, свежих реформ, относительно более свободного управления страной, развитого и свежего взгляда на старые режимы и избрание президента.

Список используемых источников

Учебники и учебные пособия

1. Под ред. Бабаева В.К.-ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-582-Высшее образование-978-5-534-12003-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-447200

2. Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С. 13-14.

3. Дмитриев А. Особенности республиканской формы правления в России // Юридическая мысль, 2011. № 6. С. 13-19.

4. Зазанаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис, 2006. С. 100.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. Учебник для средних профессиональных учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2007. С. 128-130.

6. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В. Никонова. М., 2003. С. 23.

7. Слободянюк Г.Г. Новые подходы к пониманию права и правосознания // Законность и правосознание: материалы международной научной конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 38.

8. Лазарев В. В., Липень С. В.-ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-521-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06539-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-431160.

9. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.

10. Фиш М. Стивен. Демократия с нуля: оппозиция и политический режим в новой русской революции. Принстон: Университетское издательство Принстона, 1995. С. 17.

11. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации. М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 52-53.

Книги трех авторов

12. Малько, А.В. Теория государства и права : учебник / Малько А.В. — Москва : КноРус, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-406-01511-7. — URL: https://book.ru/book/902555 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.


13. Перевалов В. Д.-ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета-М.:Издательство Юрайт,2019-341-Бакалавр и специалист-978-5-534-05398-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-431093.

14. Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. ; Под ред. Пиголкина А.С., Дмитриева Ю.А.-ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-516-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01323-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-431082.

Периодическое издание

15. Шевцова Л.Ф. Проблема исполнительной власти в России. // Журнал демократии. Том 11. № 1, 2000. С. 32-39.

16.Экимов А.И. Первое русскоязычное издание всемирно известного трактата эпохи средневековья. Государство и право, 2014, № 11. С. 122-123.

17.Экимов А.И. Традиции в праве и правовые аксиомы // Правовые традиции. Жидковские чтения: материалы Международной научной конференции. М.: РУДН, 2014. С. 54-60.

18.Экимов А.И. Юридическая наука и правопорядок. Журнал: Юридическая наука: история и современность, 2015. № 1. С. 21.

Диссертации

19. Гелиева, И.Н. Форма государственного правления в России: конституционно-правовой анализ: Дис. канд. юр. наук: ВАК РФ12.00.02. — Защищена 25.12.2008. - Л., 2008.-171 с.

Электронные источники

20. Аникушин А. В. Форма правления: особенности понимания и определения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-pravleniya-osobennosti-ponimaniya-i-opredeleniya (дата обращения: 30.06.2020).

21.Гелиева Ирина Николаевна Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. 2008. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-formy-gosudarstvennogo-pravleniya-v-rossii (дата обращения: 29.06.2020).

22. Стрейкмане, Л. Р. Форма правления в Российской Федерации / Л. Р. Стрейкмане. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55348/ (дата обращения: 01.07.2020).

23. Цуканов Сергей Сергеевич Современные нетипичные формы правления государством // Теория и практика общественного развития. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-netipichnye-formy-pravleniya-gosudarstvom (дата обращения: 29.06.2020).

24. Шестернина Дарья Сергеевна Форма государственного правления в Российской Федерации // Вопросы науки и образования. 2018. №22 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-gosudarstvennogo-pravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.07.2020).