Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Понятие правления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо всего озвученного в данной курсовой работе следует обратить внимание на тот факт, что, в истории человечества существовало множество других видов монархий: древневосточные деспотии (например, Египет), сословно-представительные монархии (свойственные любой европейской стране эпохи Средневековья) и ряд других[32].

В свою очередь Республика – форма правления, при которой власть принадлежит представителям народа, избираемым на определенный срок.

Основные признаки республики:

1. Выборность, которая означает, что государственная власть в стране временно передается (делегируется) народом определенному выборному органу[33].

2. Коллегиальность правления, т.е. возможно наличие нескольких выборных органов (в том числе коллегиальных), осуществляющих совместное управление государством, при этом взаимодействие между ними осуществляется на основе системы сдержек и противовесов[34].

3. Сменяемость и срочность власти, т.е. представительная власть меняется (переизбирается) через определенный период времени.

4. Зависимость от народа в лице избирателей, т.е. официально, на законодательном уровне закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности[35]. В наиболее простом случае ответственность выражается в возможности отзыва представителей либо проведении новых выборов[36].

В зависимости от того, кто формирует и кому подотчетно правительство, республики делятся на следующие виды:

– парламентские, в которых правительство формируется парламентом и несет перед ним политическую ответственность (например, Италия, Индия, ФРГ)[37].

В странах с парламентской республикой главы государства как такового может и не быть либо его полномочия являются номинальными и не играют большой роли в политической жизни страны, а настоящим главой государства является глава правительства, которым становится лидер политической партии, получившей большинство на выборах;[38]

– президентские, в которых существует сильная фигура президента, являющегося одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти[39].

Ни правительство, ни президент ответственности перед парламентом не несут, но нуждаются в его поддержке. Отношения между ними выстраиваются по системе сдержек и противовесов (например, США, Бразилия)[40];


– смешанные, в которых влияние на правительство поделено между парламентом и президентом.

Это выражается в том, что, как правило, президент имеет широкие полномочия по управлению исполнительной властью, при этом парламент также может активно влиять на нее, блокируя работу данной ветви либо вообще отправляя ее в отставку (например, Португалия, Франция)[41].

В таких странах позиция президента очень сильно зависит от состава парламента[42]. Форма правления в Российской Федерации носит смешанный характер при наличии достаточно сильной власти президента[43].

Следует подчеркнуть, что видные ученые- юристы в своих последних работах исследуют связи и зависимости между управлением государством и разработкой в теории юриспруденции правовых явлений и категорий[44].

В начале главы мы уделили внимание не только прошлой форме правления, но и настоящей, акцентируя внимание на том, что Российская Федерация является президентской республикой[45].

Исходя из чего следует сделать вывод, что задача юридических наук - разработать эффективные инструменты национального руководства для управления государством. Вот почему мы изучили «краеугольные камни» правовых теорий форм правления, которые напрямую связаны с новыми эффективными формами правления в Российской Федерации и требуют более глубокого изучения.

2. Формы государственного устройства

2.1. Формы государственного устройства

Унитарное государство (от лат. иnitas – «единство») – это централизованное государство, в составе которого нет других государств, государственных образований или других территориальных единиц, обладающих самостоятельностью и собственными признаками суверенитета, а на его территории созданы административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают[46].

Признаки унитарного государства:

1. Единство территории, населения и власти, действующей в пределах государства, т.е. существует только один центр управления всем обществом.


2. Единая система права и государственных органов, их жесткая иерархия; при этом законы может принимать только центральный орган власти, все другие принимают исключительно подзаконные акты, носящие подчиненный по отношению к законам характер.

3. Законодательные органы, как правило, однопалатные, так как палаты парламентов не имеют специальных представителей от тех или иных регионов[47].

Виды унитарных государств:

– централизованные, в которых у административно-территориальных единиц нет самостоятельности и признаков автономии (например, Беларусь, Швеция);

– децентрализованные, в которых существуют территории с особым, автономным статусом (например, Азербайджан – Нахичеванская Автономная Республика, Франция – Корсика)[48].

Как правило, автономия таких территорий проявляется в возможности самостоятельного определения состава и структуры местных органов власти, в то время как в централизованных государствах все органы власти определяются и назначаются центральной властью[49].

Федерация (от лат. foederātiō – «объединение, союз») – сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, обладающих определенной степенью политической, юридической и экономической самостоятельности[50].

В большинстве случаев объединение в федерацию носит добровольный характер.

Признаки федерации:

1. Обеспечивается децентрализация, разграничение полномочий центра и регионов за счет двухуровневого государственного аппарата.

2. Субъекты обладают хозяйственной и политической самостоятельностью, т.е. могут принимать самостоятельные решения по некоторым вопросам развития региона, а также имеют свои источники финансирования.

3. Законодательный орган, как правило, двухпалатный, в одной из палат представлены субъекты федерации.

4. Территория федерации состоит из территорий входящих в нее субъектов и государственных образований.

5. Право выхода из состава за субъектами, как правило, не признается, что обеспечивает единство и целостность государства.

6. Наличие двухуровневой системы законодательства – федерального и регионального, причем в некоторых случаях региональные правовые акты могут обладать большей юридической силой[51].

Существуют различные виды классификаций федерации, среди которых в первую очередь следует отметить следующие:


– в зависимости от принципа разделения территории на субъекты

– образованные по национальному признаку (например, СССР), территориальному (ФРГ, США), национально-территориальному (Канада, Индия)[52];

– в зависимости от степени самостоятельности и равноправия субъектов

– симметричные, в которых все субъекты в отношениях с федеральной властью юридически равноправны (например, Канада, Российская Федерация).

Рассуждая о федерации, невозможно хотя бы кратко не остановиться на конфедерации – межгосударственном образовании[53].

Конфедерация – это, как правило, временный союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования (кстати, поэтому многие ученые не считают ее формой государственного устройства и, наряду с протекторатом, унией, содружеством и подобными им, относят к формам межгосударственного взаимодействия)[54].

Данная форма сочетает признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций, создается зачастую для достижения определенных внешнеполитических целей (как например, США в начале своего существования, Швейцария и др.[55]).

Со временем конфедерация или распадается, или становится федерацией. Признаки конфедерации:

1. Создание конфедерации, как правило, закрепляется межгосударственным договором.

2. Суверенитет сохраняется за каждым субъектом и не распространяется на все объединение в целом.

3. Конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач, соответственно, единой системы государственных органов нет[56].

4. Субъекты имеют право выхода из состава конфедерации.

5. Нет общего законодательства, единой денежной системы и гражданства, принимаемые общие нормативные акты зачастую требуют отдельной процедуры одобрения.

Характеризуя форму территориального устройства Российской Федерации, следует отметить, что она является, как уже следует из ее названия, федерацией, образованной по смешанному национально-территориальному принципу[57].

2.2. Политический режим: понятие, виды

Категория «политический режим» позволяет ответить на вопрос, как в данном обществе функционирует политическая система, как осуществляется политическая власть. Политический режим отражает совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень их политической активности, состояние законности. Образно говоря, это определенный политический климат, существующий в данном обществе[58].


Другими словами, политическая жизнь может характеризоваться как признанием народа высшим источником власти, так и политическим насилием, репрессиями против инакомыслящих, манипулированием сознанием людей с помощью разного рода мифов и ложной информации[59].

Теория государства та прав и свобод граждан, о правах человека, гарантирующих индивидуальную свободу, возможность активного участия в управлении государством, право на собственность, предпринимательскую деятельность, свободу распоряжения рабочей силой[60].

Речь идет также о достойном уровне жизни, социальной защищенности и духовном развитии личности. Очевидно, что степень осуществления прав человека в том или ином государстве является одним из существенных показателей, позволяющих классифицировать политические режимы[61].

Типология политических режимов Политические режимы подразделяются на две основные группы – демократические и антидемократические. В политологии дается их классификация в виде идеальных типов. В реальной жизни зачастую сочетаются элементы идеальных типов. Выделяют четыре основных типа политических режимов:

1) авторитарный – власть одного лица, органа;

2) тоталитарный – всепроникающий, всеподчиняющий;

3) либеральный – свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;

4) демократический – вовлекающий народные массы в процессы политического управления[62].

На практике реализация государственной власти чаще всего представлена в симбиотическом виде:

  • авторитарно-тоталитарный режим;
  • либерально-демократическое правление.

Тоталитарный режим характеризуется засильем официальных структур, проникновением государства во все «поры» общества, когда стирается грань между политическими и неполитическими сферами жизни. При этом натиск государства осуществляется при наличии сильной, жесткой центральной власти – авторитаризма[63].

Поэтому, характеризуя такой режим, приходится говорить об авторитарно-тоталитарных методах и средствах подчинения всех форм проявления общественной жизни государству. Санкционирование происходящих в обществе процессов политизирует сверху донизу всю социальную жизнь[64].

В этих условиях идеология, приобретая статус государственной и являясь господствующей в обществе, определяет собой протекание духовного и политического процессов, не допуская никакого инакомыслия. Авторитарно-тоталитарный режим может принимать форму диктатуры каких-то классов, социальных сил (разновидность – хунта, военная диктатура), а также реализовываться в виде культа личности. Общим для такого режима является отчуждение граждан и их организаций от самостоятельного участия в политике; отношения между обществом и государством принимают извращенную форму: общество всецело и безраздельно подчиняется государству[65].