Файл: История конституционного развития России (Конституционализм России во второй половине XIX начале XX века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все указанные, а также и другие изменения Конституции 1978 года являлись свидетельством качественного преобразования ее сущности.

2.2. Конституция Российской Федерации

Учитывая изменение политического строя страны, остро встал вопрос о новом основном законе. Следует сказать, что проектов новой Конституции было подготовлено много. К основным проектам можно отнести проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации.

Проектом Конституционного Совещания было вобраны в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и он был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно данный проект Конституции был вынесен Президентом РФ на всенародное голосование.

Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. В соответствии с Положением, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Опыт прошедших десятилетий показывает, что российская Конституция 1993 г. стала действенным инструментом общественного управления, способным не только восстановить социальный порядок и стабильность, нарушенные в результате масштабных трансформаций, но и дать необходимую основу, творческий импульс и эффективные механизмы для нового развития.

Конституция РФ успешно сыграла (и продолжает играть) роль инструмента управления переменами, поскольку содержит в свернутом виде модели нового социального порядка и специальные механизмы, позволяющие не только воплотить эти модели в действительность, но также создать и сохранить основу для общественного согласия. Для того чтобы Основной закон надежно выполнял все эти задачи, помимо особых свойств внутренней архитектуры он должен содержать специальные механизмы, обеспечивающие его стабильность (защиту от конъюнктурных изменений) и инновационное развитие. Действующая российская Конституция обладает этими свойствами: с одной стороны, в ней жестко закреплены основополагающие принципы и усложнен порядок внесения текстуальных изменений, а с другой стороны, она не препятствует самому широкому политическому творчеству в существующих конституционных рамках.


Эффективно работающая конституция всегда содержит комплекс разнообразных инструментов, помогающих урегулировать возможный конфликт в рамках существующего правового поля мирным и цивилизованным путем. Устанавливая структуры и алгоритмы действий, конституция позволяет тем самым снизить возможные политические риски .

Разнообразные алгоритмы и процедуры, закрепленные Основным законом, уточняют, каким образом осуществляется конкретная деятельность органов власти: например, в каком порядке происходит обсуждение и принятие нового закона, как производится назначение председателя правительства, генерального прокурора, верховных судей, председателя центрального банка и пр. Существуют также структурные границы, которые очерчивают пределы полномочий различных органов и уровней власти — центральных, территориальных, местных. Конституция устанавливает также пределы вмешательства государства в права и свободы граждан.

Еще одним способом обеспечения устойчивости конституции является включение в текст нового Основного закона различных идей и принципов, которые разделяются и поддерживаются большинством населения. Возможно, эти идеи и ценности, собранные вместе, покажутся философам противоречивыми. Но с практической точки зрения такой подход имеет больше плюсов, чем минусов: конституционно закрепленные «точки консенсуса» становятся основой для постепенной консолидации общества, для формирования широкого общественно-политического согласия.

Все эти подходы были использованы при разработке проекта действующей Конституции России.

В начале 1990-х гг. текст нового Основного закона России должен был решить нетривиальную политическую задачу, которая заключалась в необходимости восстановить единство и согласие в стране, и одновременно создать механизмы для масштабной трансформации — закрепить новые цели развития общества и дать инструменты для перехода к новому социальному порядку. Фактически Конституция должна была сформировать базу для восстановления общественного согласия в условиях эскалации борьбы за власть и право определять конечные цели и стратегию развития страны; выстроить эффективную систему государственного управления, основанную на принципе разделения и взаимного сдерживания властей; а также создать конкурентные преимущества для новой модели общественного развития, сочетающей в себе гарантии личных и экономических свобод, социальную ответственность и подчинение государства диктатуре права.


Была выбрана следующая модель: начать с закрепления в Основном законе тех общественных ценностей, тех принципов, которые не вызывают сомнений ни у одной из противоборствующих политических сторон. В окончательном варианте текста действующей Конституции все эти позиции были в общем виде изложены в самой первой главе «Основы конституционного строя» и максимально защищены юридически. В частности, внесение каких-либо изменений в этот раздел возможно только путем референдума или созыва специального Конституционного Собрания.

Таким образом, новая Конституция была принята посредством всенародного голосования - референдума 12 декабря 1993 г. Вступила она в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 г. и обладает существенными особенностями отличающими ее от предыдущих конституций.[12] Так, уже сам порядок, устанавливающий определенную систему группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения, подчеркивают степень значимости тех или иных основных конституционных институтов.

Структурно действующая Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов и глав.

Преамбулой констатируется, что Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации.

Конституция содержит шесть основополагающих целей, которые отражают суть всей российской конституционной реформы:

  • права и свободы человека;
  • гражданский мир и согласие в РФ;
  • исторически сложившееся государственное единство;
  • суверенная государственность России;
  • незыблемость демократических основ РФ;
  • благополучие и процветание России.

Основными принципами Конституции РФ 1993 года являются:

  • Демократизм (полновластие народа).
  • Законность.
  • Равноправие граждан, гарантированность прав и свобод.
  • Гуманизм.
  • Государственное единство.
  • Равноправие и самоопределение народов.
  • Принцип разделения властей.
  • Принцип идеологического многообразия, многопартийности.

Проявление учредительного характера выражается в том, что нормы основного закона определяют основы государственного и общественного устройства, закрепляют основные государственные институты, посредствам которых осуществляется государственная власть, принцип ее создания и деятельности. Помимо этого, Конституцией определяется порядок создания правовых норм и их иерархия в системе права.

Легитимность Конституции проявляется в том, что она принимается путем референдума (народом) или представительным органом государства (от имени народа).


Под верховенством Конституции РФ следует понимать ее приоритетное положение в правовой системе России.

Согласно ч. 1, ст. 15 Конституции РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Однако, верховенство Конституции РФ выражается не только в отношении законодательства, что будет принято, но в отношении законодательства, которое существовало до принятия Конституции РФ в 1993 году. В соответствии с п. 2 раздела II Конституции РФ, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Учитывая федеративное устройство России, поскольку субъекты Федерации имеют свои конституции и законодательство, верховенство Конституции РФ имеет дополнительное значение. Конституции республик и другие нормативные акты, принимаемые субъектами федерации не должны противоречить Конституции РФ.

Осуществление верховенства Конституции РФ происходит посредством особого порядка ее принятия и изменения; обладания нормами Конституции высшей юридической силой; высокой правовой защитой конституционных предписаний.

Важнейшим условием стабильности Конституции является определение жесткого прядка внесения изменений и поправок, а также ее пересмотра.

Под прямым действием Конституции следует понимать то, что её нормы действуют непосредственно. Для осуществления норм Конституции необходимы дополнительные нормы отраслей права. Учитывая обобщенность норм Конституции РФ, необходима её дополнительная регламентация посредством законодательных актов.

Реальность Конституции выражается в том, что конституционные нормы соответствуют существующим общественным отношениям. То есть Конституция отображает степень развития общественных отношений в государстве во всех сферах.

Конституция – это основа всей правовой системы государства, поэтому она является юридической базой существующего законодательства.

Под программностью Конституции следует понимать то, что сформулированные в ней нормы определяют перспективы и цели развития общества и государства.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что юридические свойства Конституции являются ее характеристикой, которая отображает наиболее значимые особенности. Функциями Конституции являются основные направления, отражающие её значение в государстве. 


Конституция РФ является конституцией современного правового государства, она воплощает волю многонационального народа, исходит из признания прав и свобод человека высшей ценностью.

Конституция РФ содержит в себе положения, которые непосредственно защищают каждого индивидуума в отдельности. Она определяет права и свободы человека, как личности, вносит определенные ограничения, называя федеральный закон высшим законом юридической силы.

Кроме того, Конституция РФ определяет понятие государственности, суверенитета, государственных границ, а также федеративный строй государства, особенности формирования и последующей деятельности всех органов государственной власти.

В общем, Конституция содержит в себе основные положения устройства государства. Поэтому, Конституция - основной закон, который является основой формирования общества.

Конечно, положения Конституции РФ не действуют в полной мере, так как они провозглашены. К сожалению, в этом плане существует еще не мало вопросов. Однако, то что Конституция РФ была принята в ключе общедемократических принципов является началом принципиально нового этапа развития страны, не только правового, но и политического, социального, культурного, экономического и т.п.

Таким образом, Конституция РФ – это тот фундамент, который обеспечивает верховенство права и обеспечивает в дальнейшем повышение уровня правовой культуры граждан и, как следствие, развитие правового государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что конституционализм зародился и начал свое развитие в России еще до революции 1917 года.

Первыми проявлениями идей конституционализма в России являлись только проекты графа Н.И. Панина, А.Р Воронцова в XVIII в. Особый интерес к конституционным вопросам в 60-80-х годах XVIII в. был проявлен С.Е. Десницким, Д.И. Фонвизиным, Н.И. Новиковым. Значимый вклад в развитие конституционной мысли в России сделали А.Н. Радищев, Ф.В. Кречетов.

В XVIII в. началось формирование двух основных направлений в развитии конституционализма - дворянское и просветительское. 

К началу XX века российский конституционализм оформился как политическое течение.

История России насчитывает пять конституций 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978г. и действующую в настоящее время Конституцию 1993 г.

Первой принятой советской конституцией была Конституция РСФСР 1918 года. Данная конституция представляла собой событие исторического значения. Она являлась первой в мировой истории Конституцией государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа.