Файл: История конституционного развития России (Конституционализм России во второй половине XIX начале XX века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свержение самодержавия в 1917 г. в России ликвидировало стержневые, традиционные основы государственности, что в свою очередь потребовало продуктивной работы по формированию конституционного поля. Временным правительством, активно готовились конституционные проекты, с целью сохранения дореволюционной правовой традиции и юридической практики. Постановление от 26 июля 1917 г. возложило на Юридическое совещание подготовительные и организационные работы, связанные с открытием Учредительного собрания. В октябре 1917 г. Совещание подготовило Проект закона об организации временной исполнительной власти при Учредительном Собрании, а также проект формы издания законов при Учредительном Собрании[4].

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Конституции в советский период

Первой принятой советской конституцией была Конституция РСФСР 1918 года. Данная конституция представляла собой событие исторического значения. Она являлась первой в мировой истории Конституцией государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа.

Данной конституцией впервые были определены основы устройства общества на конституционном уровне на основе лозунгов большевиков и первых декретов советской власти, принятых до середины 1918 года. Ею был полностью перечеркнут предшествующий государственно-правовой опыт России и не ничего не использовано из дореволюционных государственных институтов и структур.

Конституция 1918 г. по сравнению с другими советскими конституциями была в наибольшей степени идеологизирована и обладала открыто классовым характером[5], а также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых она была направлена. Конституция полностью отрицала общедемократическую концепцию о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она прямо закрепляла установление диктатуры пролетариата.


Специфическими чертами данной конституция являлось то, что ее нормы и положения выходили за рамки внутригосударственного регулирования. Ею были предусмотрены установления, которые ориентировались на все мировое сообщество, причем данные установления носили чисто политический характер.

Также к особенностям Конституции 1918 года имеет отношение открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя[6]. Необходимо сказать, что данная черта не была характерна для последующих советских конституций. Так, положения ст. 3 Конституции 1918 г. указывали на уничтожение паразитических слоев общества, беспощадное подавление эксплуататоров. Конституцией закреплялось насильственное уничтожение частной собственности, допускалось ее принудительное безвозмездное изъятие.

Конечно, являясь первой конституцией - Конституция 1918 года была в значительной своей части несовершенной, что можно объяснить и объективными факторами[7]. Так, отсутствие субъектов Федерации не давало возможности выделить соответствующий раздел в Конституции. Также не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, в связи с тем, что последний еще только зарождался.

Все вышеуказанное характеризует Конституцию 1918 года как конституцию революционного типа, принятую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, которая отвергала все прежние правовые установления.

Объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года явилось основанием для принятия новой Конституции РСФСР 1925 года. Последней было закреплено, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Вот почему в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он был назван «измененным текстом Конституции».

Отличием Конституции 1925 года от Конституции 1918 года было то, что она не включала в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируюмого народа, однако при этом было указано, что исходит из основных ее положений.

Не смотря на то, что Конституция 1925 года была все также открыто классовой, она существенно смягчала формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключала положения о мировой революции и интересах всего человечества. Данная конституция являлась юридически более строгой и не содержала в себе общих политических положений, которые были присущи Конституции 1918 года[8].


Нововведениями, характеризующими содержание Конституции 1925 года, является то, что:

  • она отражала факт вхождения РСФСР в Союз ССР;
  • в связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

Дальнейшее конституционное развитие РСФСР было напрямую связано с принятием новых союзных конституций. Следует отметить, что шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституции республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Принятие Конституции РСФСР 1937 года являлось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Необходимость обновления всей конституционной системы Союза было обусловлено вступлением страны в новый этап своего развития, ознаменовавшим, как считалось, построение основ социализма посредством перехода от капитализма.

12 июня 1936 г. проект новой Конституции СССР был опубликован в печати для всенародного обсуждения. В процессе обсуждения был направлен ряд поправок, дополнений и предложений, многие из которых не были рассмотрены на VIII Чрезвычайном съезде Советов.

Конституция СССР 1936 г.  была принята в условиях, сформировавшегося режима личной власти - как тоталитарного режима, построенного на жесткой централизации всех линий управления, строгой иерархии в системе государственных органов и негосударственных структур, беспрекословном выполнении указаний сверху, отсутствии любой возможности публичных критических оценок сложившихся политических отношений.

К отличительным чертам Конституции данного этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик можно отнести следующее.

1. Ими, как и прежними конституциями была сохранена классовая сущность, они являлись воплощением диктатуры пролетариата. При этом подверглась изменению форма выражения этой сущности. Учитывая ликвидацию эксплуататорских классов, отменялось лишение политических прав граждан по социальному признаку, вводилось всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании.

2. Конституции впервые содержали в себе главы об основных правах и обязанностях граждан, которые включали широкий спектр этих прав и обязанностей. Так, впервые было закреплено право на труд.

3. Закрепление руководящей роли коммунистической партии свидетельствовало о сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа.

4. Рассматриваемыми конституциями впервые утверждались как конституции построенного социализма.


5. Конституция РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежние, закрепляла принципы ее вхождения в Союз ССР[9].

7. Значительно полнее Конституция РСФСР 1937 года отразила федеративное устройство, выражением чего стало в том числе появление самостоятельных глав о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Также впервые нашла свое закрепление норма о национальных округах.

Дальнейшее развитие конституционной системы СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году.

На ее основе в 1978 году была принята Конституция в РСФСР, как конституции в других союзных республиках

В течение пятнадцатилетнего срока действия данная Конституция подвергалась значительным изменениям. При чем эти изменения касались не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. Так она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе ССР, а затем после распада Союза уже как независимого государства.

Учитывая изменения политического строя в стране данная конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, являлась самой нестабильной, подвергалась частым изменениям, которые носили самый радикальный образ. Таким образом, характеристика Конституции 1978 года обладает различным содержанием учитывая о каком периоде ее действия идет речь.

Первые 10 лет после принятия Конституции РСФСР 1978 года вся конституционная система СССР и сама конституция в том числе, обладали следующими чертами.

  1. С принятием конституции должен был быть отражен новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап «развитого социализма». Данный этап означал превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях конституции.
  2. Классовый характер конституции подчеркивался тем, что она еще более откровенно и прямо отражала роль коммунистической партии.
  3. В конституции была сохранена и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». При этом рамки ее были значительно расширены. Был утвержден, в частности, принцип равенства граждан перед законом в независимости от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Впервые было закреплено положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение[10], а также ставятся на всенародное голосование.

5. Говоря о положениях Конституции РСФСР регламентировавших ее федеративное устройство можно отметить следующие новые моменты. Конституция не предусматривала утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа преобразовались в автономные; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах.

6. Конституцией 1978 года впервые в прямой форме было установлено, что РСФСР представляет собой суверенное государство.

В 1989 году началось реформирование Конституции, которое шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

С началом процесса перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в 1989 году были прияты законы РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР».

Данные законы существенно меняли систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. Высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов, избиравший тайным голосованием Верховный Совет, являвшимся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом РСФСР. Следует сказать о том, что впервые Верховный Совет стал двухпалатным органом.

Новый избирательный закон, хотя и не предусматривал обязательной альтернативности выборов, но открывал возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции[11]: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа.

Необходимо отметить следующие нововведения Конституции, которые были проведены поэтапно:

  • изменение характеристики государства с социалистического и советского на суверенное федеративное;
  • изъятие положений о строительстве коммунизма как цели общества;
  • исключение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы;
  • принципиальное изменение содержания ст. 6, конституционное признание многопартийности;
  • установление приоритета прав человека и гражданина;
  • закрепление частной собственности, которая получила защиту государства наряду с другими формами собственности, а также отказ от признания государственной собственности в качестве основной;
  • свобода экономической деятельности;
  • изменение структуры советской власти, переход от Республики Советов к парламентской системе;
  • утверждение принципа разделения властей;
  • введение института Президента; установление местного самоуправления.