Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КИБЕРСПОРТА
1.1. Понятие и сущность киберспорта
1.2. История развития киберспорта
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИБЕРСПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «NATUS VINCERE»
2.1. Характеристика киберспортивной команды Natus Vincere
2.2. Организационная структура организации
1 сентября 2018 года клуб представил новый состав в дисциплине Dota 2: впервые за 8 лет истории NAVI в обновлённую пятёрку не вошёл Dendi. Ставка была сделана на молодых игроков: к Crystallize присоединились Blizzy, MagicaL и Chuvash, а капитаном команды стал SoNNeikO. Произошли изменения и на тренерском мостике: новым наставником состава стал Mag, выступавший в первом составе организации по DotA.
В начале 2020 года в основной состав NaVi пришел из Syman молодой и перспективный Илья ‘Perfecto’ Залуцкий, а игра коллектива заиграла новыми красками после зимнего перерыва. На первом же серьезном турнире GG.Bet Ice Challenge 2020 London получилось выйти в финал и взять 2-ое место. Было видно, что игра NaVi стала более свежей и зрелищной, а результативность увеличивалась с каждым матчем. Как итог – зрелещная победа на IEM Katowice 2020, которая прошла в стиле Феникса восставшего из пепла. Парням не без проблем удалось пройти в плей-офф из нижней сетки в Группе А, но в плей-офф перед зрителями явился новый и страстный коллектив Natus Vincere. «Рожденные побеждать» катком проехались по своим соперникам. В сухую пали Team Liquid, звездный Astralis и G2 в финальном матче. Единственным моментом, который испортил эффектность победы – пандемия COVID-19 – финал прошел уже без зрителей.
Весной 2020 года началась череда онлайн-турниров. Вначале у NaVi были проблемы с адаптацией под данный формат турниров, но после того, как появилась возможность собираться на буткемпы, игра улучшилась, но проблемы оставались.
NaVi неудачно выступили на ESL One: Road to Rio, DreamHack Masters Spring 2020, и неплохо на BLAST Premier: Spring 2020.
В конце мая 2020 покорился благотворительный турнир Gamers Without Borders 2020. В конце июня удалось набрать 2000 рейтинговых RMR-очков, заняв первое место на региональном турнире WePlay! Clutch Island.
Доходы организации «Natus Vincere» по всем играм, в которых команда принимала участие, отражены на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Доходы спортивной организации «Natus Vincere»
Команда и по сей день продолжает показывать впечатляющие спортивные результаты. Так, уже в 2021 году Natus Vincere получили награду за кубок европейской лиги. Достижения и завоеванные награды за 2020-2021 год представлены в Приложении 1.
2.2. Организационная структура организации
Важнейшая часть любого предприятия в киберспорте - его организация. Киберспортивная команда Natus Vincere использует дивизиональный тип организационно-управленческой структуры организации. Можно представить его в виде следующей схемы (Рис. 2).
Рисунок 2 – Организационная структура Natus Vincere
При этом состав самих игровых команд также может быть подразделен на категории (Рис.3).
Рисунок 3 – Состав команды Natus Vincere
Как видно на Рисунке 3, общий состав Natus Vincere состоит из нескольких подразделений, которые дифференцируют свою киберспортивную деятельность в зависимости от тех игровых дисциплин, в которых участвуют игроки. Всего в общий состав входит 10 активных команд, есть еще 5 команд, которые не принимают участия в соревнованиях на текущий момент.
В рамках деятельности киберспортивной команды Natus Vincere участвуют различные сотрудники организации, которые занимаются реализацией необходимых услуг. Услуги по организации спортивного мероприятия действительно распространены и масштабны и включают в себя услуги, связанные с тем, что происходит во время мероприятия (сами соревнования, работа со зрителями, обеспечение поддержки и безопасности людей, и т.д.), а также услуги, которые предвещают и завершают мероприятие (привлечение аудитории, поиск партнеров для организации, репетиционные мероприятия, уборка и приведение в порядок помещения, и многое другое). Классификация услуг в киберспорте отображена в Приложении 2.
С помощью представленных выше графических данных можно получить представление об организационной структуре предприятия Natus Vincere. Дивизиональная структура киберспортивного предприятия позволяет дифференцировать работу каждого подразделения в соответствии с его функциональным назначением. В качестве преимуществ подобного вида организационно-управленческой структуры можно выделить следующие:
1. Быстрая реакция на возникающие изменения или потребности. Нестабильная экономическая ситуация или внешняя среда диктуют условия, для которых необходимо очень быстро адаптироваться к изменениям, а также реагировать на различные ситуации, чтобы не потерять прибыль и только увеличивать эффективность деятельности киберспортивной организации.
2. Подобная система позволяет выстроить прочные отношения с целевой аудиторией, своевременно реагировать на их запросы и потребности.
3. Рациональная координация действий между различными подразделениями спортивного предприятия.
4. Ориентация на достижение конечного результата деятельности. Это преимущество затрагивает все подразделения спортивной организации Natus Vincere.
5. Снижение сложности управления, децентрализация принятия оперативных решений.
6. Разделение стратегического и оперативного управления. Как видно из представленных графических данных, в компании существует должность операционного директора. Это позволяет делегировать функции операционного управления данному отделу, а генеральный директор может сосредоточить свои действия на стратегическом планировании и управлении.
Если же рассматривать недостатки текущей организационно-управленческой структуры, то целесообразно остановиться на следующих:
1. Недостаточно эффективное использование трудовых ресурсов за счет дублирования функций в различных подразделениях организации, которые могли бы быть выполнены в рамках одной должности при другой организационной структуре.
Данный недостаток мог бы быть существенным при низкой возможности для финансирования отдельных должностей, но в отношении предприятия Natus Vincere эта проблема не может быть расценена, как серьезная. Получаемые доходы от соревнований позволяют покрывать расходы подобного характера, связанные с привлечением дополнительных трудовых ресурсов.
Кроме того, часть рабочих действий компания отдает на аутсорсинг – это связано с краткосрочными и единовременными проектами. Достаточно часто привлекаются фрилансеры в маркетинговой деятельности, блогеры и т.д.
2. Высокая автономность подразделений, из-за чего могут возникать трудности с организацией контроля. Это связано со склонностью отдельных подразделений отстаивать свои локальные интересы, которые не всегда положительно сказываются на доходе, имидже компании в целом.
Данная проблема действительно является серьезной для Natus Vincere – на различных этапах развития киберспортивной организации приходилось принимать меры вплоть до закрытия подразделений.
3. Наличие дополнительных расходов для промежуточных уровней.
4. Ослабленные горизонтальные связи.
5. Ограничение профессионального роста персонала, которое особенно выразительно проявляется в сравнении с линейно-функциональной системой. Это обстоятельство очень ярко выражается в Natus Vincere – как правило, нанятые на свою должность сотрудники, остаются на данной должности на все время работы в организации, не получая повышения.
2.3. Рекомендации по улучшению деятельности Natus Vincere
На основе анализа деятельности киберспортивной организации Natus Vincere были разработаны рекомендации по совершенствованию их работы.
1. Изменения в организационной структуре предприятия.
Поскольку в качестве основных недостатков было выявлено дублирование некоторых должностных функций сотрудников компании, целесообразно предложить пересмотр организационной структуры предприятия в целом. Стоит задуматься о переходе на линейную организационно-управленческую структуру, с внедрением матричной структуры. Так, дополнительные работники могут привлекаться к профессиональной деятельности предприятия в том случае, если необходима реализация каких-либо проектов, поддержка во время чемпионатов и турниров и т.д. А основной рабочий состав направит свои силы на реализацию рабочих задач без лишнего дублирования функций – это позволит оптимизировать систему затрат на трудовые ресурсы предприятия Natus Vincere.
2. Организация работы с поколением «Y».
Одной из главных причин повышенного интереса к киберспортивному маркетингу со стороны инвесторов является охват достаточно широкой аудитории, ядром которой являются молодые люди, так называемые «миллениалы». Это поколение людей, которые родились с 1981 по 1996 год и в данный момент именно эта категория составляет существенную часть платежеспособного населения. Поэтому именно аудитория миллениалов являются лакомым кусочком для маркетологов. Однако, особенность миллениалов или «поколения Y» в том, что они негативно воспринимают рекламу и склонны не доверять агрессивному маркетингу. При этом ненавязчивая реклама от спонсора любимой команды или турнира не воспринимается фанатами в отрицательном ключе. Это именно те люди, которые переключают канал или уходят на кухню, когда видят по телевизору рекламный ролик. Представители этого поколения умеют анализировать и сравнивать информацию, поэтому в выборе продукции больше доверяют не рекламе, а обзорам. В этой ситуации становится понятно, что воздействовать на поколение Y классическими методами маркетинга уже не получится. Поэтому для продвижения киберспортивной команды необходимо включить в целевую аудиторию именно эту возрастную группу, и в соответствии с ее предпочтениями заключать спонсорские и рекламные контракты.
3. Переход на собственные стриминговые площадки.
Говоря о перспективах киберспорта как маркетингового инструмента можно сказать, что он обладает большим потенциалом. Это связано с тем, что трансляции, которые проводятся на стриминговых площадках, таких как например Twitch позволяют использовать интерактивный формат взаимодействия со зрителем. В этой ситуации зритель вовлечен в происходящее и может посредством живого чата общаться со стримером или ведущим, принимать участие в конкурсах, викторинах, и так далее. Такой подход позволяет создать ощущение присутствия и стирает рамки, так как фанат может напрямую взаимодействовать со своими кумирами. Кроме того, стриминговые площадки позволяют собирать большое количество информации о зрительской аудитории, которая в дальнейшем может быть проанализирована маркетологами.
Соответственно, огромная часть прибыли от организации чемпионатов и соревнований по киберспорту уходит к организаторам стриминговых сервисов.
Киберспортивная команда Natus Vincere является одной из наиболее популярных в мире представителей киберспорта. Целесообразно задуматься о возможностях разработки и дальнейшего использования собственных стриминговых сервисов. Тогда можно будет получать прибыль, предоставляя фанатам доступ к соревнованиям и трансляциям на условиях подписки.
4. Функциональная стратегия. Стоит выбрать стратегию нахождения титульных спонсоров, так как киберспорт не так популярен среди глобальных компаний, и они не хотят вкладывать свои деньги в киберспорт, они считают, что он не окупается.
Исследуемой киберспортивной команде нужна крупная глобальная компания, связанная с игровой индустрией. Это может быть, например, сотрудничество с Intel. Учитывая тот факт, что компания несколько раз проводила и проводила турниры в Европе, а также участвовала в крупнейшем стенде последнего «игрока» в России, приглашая к себе звезд киберспорта, это говорит о том, что компания как минимум предрасположена к диалогу. Подобный титульный спонсор открывает огромные перспективы для сотрудничества со многими компаниями.
Можно назвать те компании, которые должны быть заинтересованы в сотрудничестве. Любая крупная сеть магазинов электроники («М-Видео», «Эльдорадо» и т.д.). Если посмотреть их рекламу по телевизору, о компьютерных технологиях говорят исключительно в контексте «покупки в школе», иногда упоминается слово «игра». Учитывая название титульного спонсора, такие компании могут выступать с предложениями по расширению рынка или, по крайней мере, по выходу на новую аудиторию.
Следующая компания - Билайн. Во-первых, это один из крупнейших интернет провайдеров. Во-вторых, это один из крупнейших операторов мобильной связи. Их интересы в дискуссии не имеют смысла, потому что они слишком очевидны. Опять же, учитывая их рекламу на телевидении, им может быть предложено новое направление, в котором они в настоящее время не реализуются.
5. Товарная стратегия. Весь контент, созданный в игре, принадлежит разработчикам. На практике это означает, что перекраска персонажа игры в корпоративные цвета команды (для команды Natus Vincere этими цветами являются желтый и черный) либо в принципе невозможна, либо возможна за сумму, доступную только международной компании. Для небольших компаний основной площадкой для работы станут различные инфраструктурные проекты - турниры, шоу, игровые предметы, команды и отдельные игроки. Проще говоря, можно предложить несколько потенциальных уровней сотрудничества: