Файл: Формирование экономических ресурсов и их влияние на результат коммерческой деятельности (на примере ООО «МВМ»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономические ресурсы организации : понятия и сущность
1.2 Методика анализа экономических ресурсов
1.3 Основы управления экономическими ресурсами коммерческой организации
Глава 2.АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «МВМ»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «МВМ»
2.2 Анализ имущественного состояния организации по данным бухгалтерского баланса
Рост краткосрочных обязательств не должен превышать роста результата хозяйственной деятельности, иначе данное изменение является экономически необоснованным.
В структуре краткосрочных пассивов положительно оценивается преобладающая доля кредиторской задолженности, которая при условии своевременного погашения является бесплатным источником финансирования имущества. Сама же кредиторская задолженность должна быть сформирована, главным образом, задолженностью товарного характера.
Негативно оценивается наличие просроченной задолженности, свидетельствующей об ухудшении платежной дисциплины предприятия. Анализ размещения финансовых ресурсов предполагает изучение внеоборотных и оборотных активов с применением методов горизонтального, вертикального и трендового анализа.
Структура активов организации определяется его отраслевой спецификой, так предприятие сферы услуг должно обладать достаточным количеством современной вычислительной техники и оборотных активов, тем не менее, не требуется значительного числа производственных запасов для обеспечения деятельности.
В ходе анализа оборотных активов важным моментом является исследование дебиторской задолженности, высокий удельный вес которой оценивается негативно и свидетельствует об отвлечении средств из оборота. Более интенсивный рост дебиторской задолженности по сравнению с ростом выручки от продаж свидетельствует об ухудшении претензионной работы и замедлении оборачиваемости активов. При этом необходимо провести анализ дебиторской задолженности по видам, с выделением просроченной задолженности. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде в целях оценки уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств.
Здесь анализируются сроки погашения дебиторской задолженности, периоды ее инкассации, размер отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, состав дебиторской задолженности по ее возрастным группам, выявляется безнадежная и сомнительная дебиторская задолженность
Эффективность использования финансовых ресурсов предприятия можно проследить на основе анализа показателей рентабельности и оборачиваемости или фондоотдачи.
Рентабельность – показатель эффективности использования предприятием денежных средств или иных ресурсов. Оборачиваемость – показатель, характеризующий возобновляемое движение средств. Фондоотдача- показатель, с помощью которого можно оценить уровень эффективности использования основных фондов предприятия.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
На величину рентабельности влияют два основных фактора: прирост прибыли, уровень использования авансированного в деятельность предприятия капитала.
1.3 Основы управления экономическими ресурсами коммерческой организации
Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность методов, операций и приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата.
Основу управления финансовыми ресурсами предприятия составляет управление формированием его собственного и заемного капитала. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.
Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:
а) обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
б) обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.
Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
- проведением объективной оценки стоимости от дельных элементов собственного капитала;
- обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;
- формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия.
Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.
Широко распространенной формой заемного капитала является кредитование. При управлении привлечением кредита существует порядок предоставления кредитов юридическим лицам.
Кредитные отношения основываются на выполнении следующих обязательных этапов кредитной сделки: переговоры о кредите; рассмотрение конкретного проекта и т.д. В коммерческих банках решение этой задачи, как правило, возлагается на кредитные отдачи, и представляет собой самый сложный и ответственный момент кредитных отношений. Здесь происходит оформление кредитной документации; использование кредита и осуществление контроля за кредитными операциями.
На данном этапе, как и на втором, не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента. Политика привлечения банковского кредита представляет собой часть общей политики привлечения заемных средств, конкретизирующей условия привлечения, использования и обслуживания банковского кредита. Любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы финансировать свою деятельность.
Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами. Акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам – проценты за предоставленные им ссуды. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала.
Цена капитала не должна сводиться только к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов, но также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.
Управление финансовыми ресурсами предприятия должно быть основано на обеспечении рациональной структуры привлечения источников формирования имущества, определяющей наименьшую стоимость капитала. В то же время, финансовые ресурсы должны быть эффективно размещены в имущество предприятия, обеспечивая прирост оборачиваемости имущества и достаточный уровень обеспечения материально-технической базой.
Управление оборотными активам направлено на обеспечение непрерывности текущей деятельности предприятия. Изменение величины оборотных активов влияет на величину краткосрочных обязательств. Именно по этой причине и те и другие часто рассматриваются во взаимосвязи, в рамках управления чистым оборотным капиталом.
Главная цель управления оборотными средствами состоит в обеспечении их достаточности для нормального функционирования предприятия, а также в наиболее эффективном их использовании в производственно-хозяйственной деятельности.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:
- формирование оптимального состава и структуры оборотных средств;
- обоснованное определение потребности предприятия в оборотных средствах;
- формирование состава и рационализация структуры источников финансирования оборотных средств;
- максимизация эффективности использования оборотного капитала в деятельности предприятия.
Данные задачи реализуются в процессе управленческого цикла, а решение каждой из них основывается на применении определенных управленческих методов и инструментов.
Комплекс технологий управления оборотными средствами включает следующие основные элементы:
- методы определения потребности предприятия в оборотных средствах;
- методы формирования оптимальной структуры источников оборотных активов и ее анализа;
- определение комплекса показателей состояния, структуры и динамики оборотных средств, а также алгоритмов их расчета;
- способы планирования, учета и контроля показателей состояния, структуры и динамики оборотных средств, форматы плановых и учетных документов, содержащих эти показатели;
- методологию анализа текущего состояния, структуры и динамики оборотных активов;
- формирование системы показателей, характеризующих оборачиваемость и эффективность использования оборотных средств
Управление дебиторской задолженностью предполагает также контроль над оборачиваемостью. Ускорение оборачиваемости в динамике характеризует положительно тенденции в развитии системы расчетов. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение типовых и индивидуальных условий оплаты.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдения платежной дисциплины в прошлом; прогнозных финансовых возможностей покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров; уровня текущей платежеспособности; уровня финансовой устойчивости; экономических и финансовых условий предприятия (затоваренность, острота потребности в денежной наличности и т.п.).
Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по вопросам:
- сроку предоставления кредита;
- стандартам кредитоспособности.
Заключая договор на поставку продукции, определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; - системе создания резервов по сомнительным долгам. В экономически развитых странах резерв чаще всего начисляют в процентах к величине дебиторской задолженности; - системе сбора платежей.
Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:
1) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения оплаты;