Файл: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ (разграничение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1033

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, термин «комплексный субъект» не был принят правовой доктриной советского периода, а деление субъектов правовых отношений на индивидуальные и коллективные, которое сформировалось ещё в советское время, применяется и по настоящий день.

Субъекты правоотношений подразделяли на индивидуальные и коллективные такие исследователи, как Н.И. Матузов, Д.Н. Бахрах, В.С.Афанасьев, А.А. Фомин, Н.А. Малкова.

Таким образом, в настоящее время традиционным и для многих отраслевых правовых наук стал подход, в соответствии с которым субъекты правовых отношений подразделяются на индивидуальные и коллективные стал. В соответствии с данной классификацией виды субъектов правоотношений подразделяются на индивидуальные субъекты (физические лица): граждане, т.е. индивиды, обладающие гражданством данной страны; иностранные граждане; лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды); коллективные субъекты: государственные органы, организации, учреждения, предприятия; коммерческие организации (акционерные общества, частные фирмы и т.п. – отечественные, иностранные, международные); общественные объединения (партии, профсоюзные организации и т.п.); государство и его структурные единицы; ) социальные общности – народ, нация, этнические группы, граждане избирательного округа и т.п.

2.2. Индивидуальные субъекты правоотношений

Принимая во внимание, что наиболее распространенным выступает деление субъектов правовых отношений на индивидуальные и коллективные, рассмотрим подробнее данные виды субъектов правоотношений.

Так, индивидуальными субъектами правоотношений или физическими лицами выступает подавляющее большинство субъектов правоотношений. Как уже было отмечено ранее, к индивидуальным субъектам правоотношений следует относить не только граждан государства, но и иностранных граждан, лиц которые не имеют гражданства, лиц с двойным гражданством. Среди обозначенных категорий индивидуальных субъектов правоотношений, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют граждане. Граждане имеют право вступать в гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и другие отношения.[17]

Граждане обладают правосубъектностью, которая выступает сложным юридическим свойством данных субъектов правоотношений. Гражданская правосубъектность включает в себя правоспособность, дееспособность, разновидностями которой выступают сделкоспособность и деликтоспособность. Отметим, что выделение правоспособности и дееспособности свойственно, преимущественно, для гражданского права, потому как правоспособность гражданина появляется у него с момента рождения, тогда как дееспособность гражданин обретает после того, как достигает определенного возраста.


Правосубъектность граждан как индивидуальных субъектов правоотношений обладает своими способностями в различных отраслях права. Так, например, для гражданского права свойственно разграничение правоспособности и дееспособности в связи с тем, что правоспособность гражданина появляется у него с момента рождения, тогда как дееспособность – после того как он достигнет определенного возраста. В том случае, когда гражданин является недееспособным, то недостающие элементы правосубъектности осуществляются другими лицами. Для этих целей в гражданском праве действует институт представительства, в рамках которого представитель реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения.[18]

Следует также отметить, что в различных отраслях права специальными нормами закрепляется круг лиц, обладающих правосубъектностью. Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Семейного кодекса РФ устанавливается общий возраст вступление в брак с 18 лет. Однако по ряду причин с согласия органа местного самоуправления по месту жительства данный возраст может быть понижен до 16 лет на основании пункта 2 статьи 13 СК РФ. В административно-правовых нормах также отражается правосубъектность лиц. Так, в силу части 1 статьи 2.3 КоАП РФ административная ответственность наступает для лиц, которые достигли 16 летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения.[19]

Правосубъектность граждан Российской Федерации может быть охарактеризована наличием у них правового статуса, включающего в себя правоспособность, дееспособность, а также основные конституционные права, свободы и обязанности, которые нашли своё отражение в Основном законе нашего государства. Кроме того правовой статус граждан РФ соответствует современным международным стандартам прав и свобод человека.

Необходимо также отметить, что граждане как индивидуальные субъекты правоотношений могут обладать помимо общего правового статуса еще и специальным. Например, это может быть статус военнослужащего, сотрудника органов внутренних дел, пенсионера, учащегося и т.д.

В гражданских правоотношениях, как правило, правоспособность и дееспособность по своему объему одинаковы. Вместе с тем в отдельных случаях на основании закона или судебного решения лицо может быть ограничено в дееспособности. Кроме того ограничение дееспособности характерно для несовершеннолетних. В частности, малолетние, то есть лица находящиеся в возрасте до 6 лет, являются полностью недееспособными, дети в возрасте от 6 до 14 лет являются ограниченно дееспособными, а также ограничена дееспособность несовершеннолетних лиц, находящихся в возрасте от 14 до 18 лет на основании статьи 26 и 28 Гражданского кодекса РФ. В том случае, если несовершеннолетнее лицо, которое достигло 16-летнего возраста, вступает в гражданские правоотношения, например, работает по трудовому договору, тогда несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным. Данное явление в гражданском праве именуется эмансипацией. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным осуществляется на основании решения органа опеки и попечительства, при этом необходимо согласие родителей, усыновителей или попечителей, либо на основании решения суда при отсутствии такого согласия.[20]


На основании решения суда могут быть признаны недееспособными гражданами по причине наличия у них психического расстройства, вследствие этого не возможности понимания ими своих действий и руководства ими силу статьи 29 ГК РФ. Для лиц, которые потребляют спиртные напитки, законодательство также предусматривает возможность ограничения их дееспособности, как и для граждан, злоупотребляющих наркотическими средствами.[21]

В том случае, если гражданин был признан ограниченно дееспособным, вступать в гражданские правоотношения по распоряжению имуществом он может лишь с согласия попечителя за исключением мелко бытовых сделок.

Что же касается таких индивидуальных субъектов правоотношений, как иностранные граждане, апатриды, то они могут выступать субъектами таких правоотношений, как трудовые, гражданские, процессуальные и другие, однако они не наделены некоторыми правами, соответственно не могут вступать в отдельные виды правоотношений. Так, например, они не обладают избирательными правами, на них не распространяется воинская обязанность, они не могут быть субъектами отдельных преступлений, предусмотренных уголовным кодексом РФ, например такого преступления, как измена Родине и т.д.

Таким образом, подводя итог изучение вопроса об индивидуальных субъектах правовых отношений, еще раз отметим следующее. К числу индивидуальных участников правовых отношений следует относить граждан, иностранных лиц, лиц без гражданства и других физических лиц. Указанные виды субъектов правоотношений наделены собственной правосубъектностью.

2.3. Коллективные субъекты правоотношений

Впервые термин «коллективный субъект» был использован ученым-правоведом А.В. Венедиктовым в рамках теории коллектива, которая была выдвинута для обоснования сущности советских юридических лиц. В дальнейшем другой ученый, С.Н. Братусь, применил категорию «коллективный субъект» где того чтобы классифицировать субъектов гражданских правоотношений на две категории граждане и юридические лица, под которыми понимались общественные образования, то есть коллективные субъекты. С.Н. Братусь приравнивал понятие коллективный субъект к понятию юридического лица.[22]

Итак, сформировавшаяся в советское время категория коллективного субъекта правоотношений, нашла свое признание и применяется учёными для классификации субъектов в общей теории права её настоящее время. При этом отдельные авторы предлагают двучленную классификацию коллективных субъектов права, тогда как другие авторы – трехчленную систему.


В свою очередь С.С. Алексеев подразделяет все субъекты правовых отношений на три группы: индивидуальные, коллективные субъекты и общественные образования. По утверждению С.С. Алексеева необходимо выделение в отдельную группу таких общественных образований как государство, административно-территориальные единицы, избирательные округа и т.д.

Отметим, что в современной науке в настоящее время не сформировалось единой точки зрения относительно того, какие правовые явления следует относить к числу общественных образований, а какие причислять к коллективным субъектам правоотношений. По мнению С.С. Алексеева коллективными субъектами выступают юридические лица и органы, которые выполняют властные функции государственного руководства.

Итак, подытоживая анализ понятия «коллективный субъект правоотношений» хотелось бы отметить, что по нашему мнению многие авторы необоснованно расширяют понятие коллективного субъекта правовых отношений. Представляется, что к коллективным субъектам правовых отношений следует относить следующие субъекты:

- государство;

- государственные органы и учреждения;

- административно-территориальные единицы;

- народ;

- в юридических лиц.

1. Спецификой государства как субъекта правовых отношений выступает то, что государство обладает властными полномочиями. В этой связи особенностью участия государства в правовых отношениях выступает деление последних на публичные и властные. Государство является участником различных публичных правоотношений, в частности, международных публичных отношений, конституционных, административных и других. Однако необходимо отметить, что участие государства в правовых отношениях не ограничивается только лишь публично-правовой сферой. В настоящее время государство может выступать участником и частноправовых отношений. Принимая участие в таких отношениях, государство подчиненно принципам гражданского права, такие правоотношения осуществляются на равных началах. В частных правоотношениях государство может выступать в качестве продавца, покупателя, заказчика, заемщика и так далее. Таким образом, государство может принимать участие в разнообразных частноправовых отношениях.[23]

Итак, в современных условиях государство является активным участником как частноправовых, так и публично-правовых отношений. Деятельность государства как субъекта правовых отношений подчинена законам. Однако при этом государство обладает преимуществом, поскольку имеет право самостоятельно создавать и изменять законы, пользоваться государственным иммунитетом. В этой связи весьма важным в демократическом правовом государстве выступает соблюдение баланса частных и публичных отношений.


2. Государственные организации и учреждения как коллективные субъекты правовых отношений. В первую очередь хотелось бы отметить, что государственные органы и организации следует подразделить на две группы. В первую группу необходимо включить такие государственные организации, которые осуществляют властные функции, законотворчество, отправление правосудия, управленческие функции, функции контроля и надзора. Выполнение подобных функций предполагает определенную правосубъектность и правовой статус. Государственные органы являются субъектами конституционных, административных, уголовно-правовых, земельных, процессуальных и других правоотношений. Ко второй группе государственных организаций и учреждений следует отнести предприятия и учреждения, которые занимаются хозяйственной, финансовой, социально-культурной деятельностью, которая не связана с осуществлением властных полномочий. Такие государственные организации могут строить свою деятельность на принципах самоокупаемости, выступая субъектами имущественных, финансовых, трудовых правоотношений в различных сферах экономики, в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т.д. А также следует выделить среди них учреждения, которые финансируются из бюджета. К их числу необходимо отнести школы, больницы, детские сады, учреждения культуры и т.д. Такого рода субъекты также вступают в имущественные, финансовые, трудовые и другие правоотношения.[24]

Итак, государственные организации и учреждения выступает субъектами правоотношений, когда реализуют свои властные полномочия, принимают участие в общественно-политической жизни общества, осуществляют хозяйственную, имущественную деятельность.

3. К числу коллективных субъектов правовых отношений следует отнести и общественные организации, под которыми необходимо понимать общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления и другие. В сущности, общественные объединения выступают формированием граждан, образованным на основе общности интересов, созданным для осуществления своих гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Необходимо отметить, что правовой статус, порядок образования и деятельности общественных объединений устанавливается соответствующими федеральными законами, например, законами о политических партиях, религиозных объединениях профессиональных союзах и т.д. Как участники правовых отношений общественные объединения несут юридическую ответственность в случае нарушения закона.