Файл: Законодательные органы государственной власти (зарождение элементов представительного правления в Российском государстве IX - XVIII вв).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федерального списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 мая 2005 года. Гражданин Российской Федерации, достигший ко дню голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы. Не имеет права быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока[13].

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. При этом решение о назначении выборов депутатов Государственной Думы должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого Государственная Дума была избрана в правомочном составе.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федерального списка кандидатов. Выдвижение кандидатов в состав федерального списка кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года «О политических партиях», право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Федеральный список кандидатов может быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации; число региональных групп должно составлять не менее восьмидесяти.


Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации (радио-, телевещание, печатные средства и др.). Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, и обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета[14].

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Однако если за Федеральным списком кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей кандидатов, получивших менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. То есть Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не может быть однопартийной: в ее составе должны быть представлены две или более политических партий.

Официальное опубликование результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также данные о числе голосов избирателей, полученных каждым зарегистрированным списком кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех недель со дня голосования. После официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации регистрирует депутатов и выдает им удостоверения об избрании депутатом


Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

По истечении срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Президент Российской Федерации назначает новые выборы депутатов Государственной Думы очередного созыва в порядке, предусмотренном в статье 84 Конституции Российской Федерации и в статье 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Досрочное прекращение полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации до окончания пятилетнего срока ее полномочий. Такая возможность обусловлена следующими обстоятельствами: в части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации после трехкратного отклонения представленных кандидатур (это может быть одна и та же кандидатура, представленная в третий раз) Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы; в статье 117 Конституции Российской Федерации предусмотрены следующие случаи досрочного прекращения полномочий Государственной Думы. Первый случай: Президент Российской Федерации может объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо о роспуске Государственном Думы в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации (часть 3 статья 117 Конституции Российской Федерации); второй случай: Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент Российской Федерации в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначает новые выборы (ч. 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации).

Статья 109 Конституции Российской Федерации предусматривает случаи, при наличии которых Государственная Дума не может быть распущена:

1) по основаниям, указанным в статье 117, в течение одного года после ее избрания;

2) с момента выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;


3) в период действия на территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации относится:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации:

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой1:

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Полномочия, содержащиеся в статье 103 Конституций Российской Федерации, относятся к группе специальных полномочий Государственной Думы, то есть это вопросы, решения по которым может принимать только Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Предметная группа полномочий Государственной Думы выражена в части 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой», как мы отмечали, в пределах, установленных статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

3. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

Все гарантии деятельности парламентария можно условно распределить по группам: права парламентария; гарантии неприкосновенности; материально-финансовые и социальные гарантии парламентария.

К правам парламентария Федеральный закон от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в ред. от 25 июля 2006 г. в первую очередь относит право законодательной инициативы члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы для внесения законопроектов, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы для внесения предложений о поправках к Конституции РФ и пересмотре ее положений.


Следующее по степени важности право - участие парламентария в заседании той или иной палаты Федерального Собрания, а также в заседании комитета, комиссии палаты или согласительной комиссии. Закон закрепляет за парламентарием право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, комитетом или комиссией палаты. Одно из наиболее действенных прав - право запроса, которое законодательно разделено на депутатский и парламентский запросы. Парламентский запрос определен как право палаты направлять запрос Председателю и членам Правительства России, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю Центральной избирательной комиссии, председателям других избирательных комиссий и комиссий референдума, Председателю Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию данных органов и должностных лиц. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов палаты, а должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, в свою очередь, должно дать на него ответ в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня его получения. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты, а копии ответа направляются всем членам палаты. Депутатский запрос направляется не палатой, а членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы (инициатором запроса). Так как данный запрос направляется парламентарием самостоятельно, то не требуется его оглашения на заседании палаты, а должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения. Следующая форма, приглашение на заседание, аналогична рассмотренной выше процедуре "правительственного часа", но лишь с той разницей, что Закон о статусе существенно увеличивает перечень лиц, которые могут быть приглашены и заслушаны на заседании соответствующей палаты. Статья 15 Закона о статусе определяет, что Совет Федерации и Государственная Дума вправе пригласить Председателя и членов Правительства РФ, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка, Председателя Центральной избирательной комиссии, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда, председателя Государственного фонда занятости населения, председателя Фонда социального страхования, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования на заседание палаты Федерального Собрания. Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание палаты в назначенное время, то Закон допускает возможность изменить время прибытия приглашаемого лица по согласованию с Председателем палаты либо направить на заседание палаты его заместителя.