Файл: Законодательные органы государственной власти (зарождение элементов представительного правления в Российском государстве IX - XVIII вв).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие системы высших представительных органов республиканской России
1.1 Зарождение элементов представительного правления в Российском государстве IX - XVIII вв.
1.2 Элементы представительного правления в России при абсолютной монархии
1.3 Система представительных органов государственной власти в период буржуазного развития
1.4 Развитие представительных органов в советский и постсоветский периоды
2. Конституционно-правовое положение палат Федерального Собрания
2.1 Совет Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, роль в Федеральном собрании
2.2 Государственная Дума: порядок избрания, состав, компетенция, роль в Федеральном собрании
3. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Еще одно из прав парламентария - право на прием в первоочередном порядке должностными лицами, которое заключается в том, что по вопросам своей деятельности парламентарий может пользоваться первоочередном правом на прием у руководителей и других должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, лиц начальствующего состава Вооруженных Сил РФ. Кроме указанных, Закон о статусе определяет следующие права: право на получение и распространение информации (ст. 17) - должностные лица аппарата той или иной палаты в установленном регламентами палат порядке обеспечивают парламентария документами, принятыми палатами, печатными изданиями палат, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента и Правительством РФ, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Судами РФ, Счетной палатой, Центральной избирательной комиссией и иными государственными органами; право на обращение парламентария в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, должностные лица которых безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения; право на выступление по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации.
Парламентская неприкосновенность закреплена в ст. 98 Конституции РФ. Согласно этой норме парламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. В свою очередь, Закон о статусе определяет личную неприкосновенность как невозможность применения к парламентарию без согласия палаты Федерального Собрания следующих мер:
а) привлечения к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержания, ареста, обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса;
в) личного досмотра (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).
Закон о статусе определяет, что неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы, багаж, переписку. При возбуждении в отношении парламентария уголовного дела или начала производства дела об административном правонарушении по Закону следователь обязан известить об этом Генерального прокурора в трехдневный срок. В свою очередь, Генеральный прокурор обязан в течение недели после получения от следователя сообщения внести в палату Федерального Собрания представление о лишении парламентария неприкосновенности. Без согласия палаты дело не может быть передано в суд.
Статья 19 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", воспроизводя конституционные положения о депутатской неприкосновенности, о недопустимости задержания, ареста, обыска и личного досмотра депутата, предусматривает и невозможность привлечения его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и его допроса без согласия палаты Федерального Собрания, устанавливает, что для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на его арест и обыск Генеральный прокурор РФ вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление. Таким образом, Закон о статусе устанавливает более широкий, чем указанный в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности без согласия палаты Федерального Собрания.
Одной из наиболее значимых гарантий, введенных для парламентария, является его обязательное государственное страхование за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения. Данные суммы выплачиваются органами государственного страхования в случаях: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.
Как видно из текста данной нормы, в ней отсутствует оговорка - увечье, полученное при "осуществлении депутатских полномочий". Следовательно, выплаты производятся лишь при наличии факта получения увечья. В случае причинения парламентарию увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением в день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
В случае смерти парламентария Закон определяет, что материальное обеспечение членов семьи умершего осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Данный Закон определяет, что: каждому члену семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; материальное обеспечение членов семьи пропавшего без вести члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы осуществляется в таком же порядке.
Следующая группа социальных гарантий парламентариев - гарантии трудовых прав. Здесь необходимо отметить, что срок полномочий парламентария засчитывается в стаж федеральной государственной службы, в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий. Что касается депутата Государственной Думы, то по окончании срока полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность) или (в случае ее отсутствия) другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или в другой организации (с его согласия).
В качестве депутатских гарантий можно рассматривать и гарантии трудовых прав супругу депутата Государственной Думы, уволившемуся в связи с переездом вместе с депутатом для осуществления последним своих полномочий в Государственной Думе. В этом случае перерыв в работе у супруга депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы. На указанный период за ним сохраняются: стаж работы по специальности; стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо в момент переезда занимало должность, работало по специальности либо работало (служило) в местности, которые предусматривают предоставление льготы.
При роспуске Государственной Думы (в случае выражения недоверия Правительству России либо при отсутствии согласования кандидатуры на должность Председателя Правительства) депутат имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного вознаграждения. В этом случае депутат и проживающие с ним члены его семьи, находящиеся вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатным проездом и провозом своего имущества до постоянного места жительства.
Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, независимо от занимаемой в палате должности, за исключением Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы, устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Председателям палат Федерального Собрания устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения Председателя Правительства России. Ежемесячное денежное вознаграждение члена Совета Федерации выплачивается ему со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении), но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или приостановления его службы, а денежное возмещение расходов, связанных с осуществлением им своих полномочий, - со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении). Ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или приостановления его службы, а денежное возмещение расходов, связанных с осуществлением им своих полномочий, - со дня его избрания. Кроме этого, парламентариям и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом в Москву для осуществления своих депутатских полномочий, а также расходы, связанные с переездом после прекращения указанных полномочий. В этом случае парламентарию выплачивается денежное пособие в размере половины, а каждому члену его семьи - по одной четверти ежемесячного денежного вознаграждения парламентария.
Что касается членов Совета Федерации, то не позднее дня, следующего за днем прекращения его полномочий в связи со вступлением в силу решения о его избрании (назначении) вновь избранным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), выплачивается единовременное денежное пособие в размере его ежемесячного денежного вознаграждения.
Депутату Государственной Думы не позднее дня, следующего за днем истечения срока его полномочий, если он (депутат) не избран в Государственную Думу нового созыва, выплачивается единовременное денежное пособие в размере его ежемесячного денежного вознаграждения. Парламентарию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 рабочих дня. Для осуществления полномочий парламентарию предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, персональным компьютером, копировально-множительной техникой, аппаратами факсимильной и телефонной связи. Кроме этого, на территории Российской Федерации он имеет право на внеочередное получение проездных документов для пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, с возмещением расходов. На весь срок полномочий парламентарию выдается дипломатический паспорт. Парламентариям, не имеющим в Москве жилой площади, может быть предоставлено жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, а до предоставления служебного жилого помещения - отдельный номер в гостинице. В свою очередь, парламентарий обязан освободить данное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения своих полномочий. В противном случае возможно его выселение из занимаемого помещения в установленном законом порядке.
Заключение
В рамках проведенного исследования в результате анализа широкого спектра нормативно-правовых актов, отражающих практику организации и деятельности законодательной власти в России, были изучены и обобщены отдельные позиции по вопросам парламентаризма и определения места и значения законодательной власти в различных условиях развития общества на протяжении истории формирования Российской государственности.
На основе изучения истории становления и развития законодательной власти в Российской Федерации стало возможным выявить тенденции развития общества в отдельных исторических условиях, которые находили свое отражение в системе органов государственной власти, в их взаимосвязи с обществом и друг с другом и получившие свое отражение в современный период. Отмечая природу законодательной власти, особую ее ответственность перед населением, связанную с высокой степенью легитимности данной ветви власти, следует отметить, что, как правило, именно органы законодательной власти подлежат частому реформированию и уточнению их компетенций. Совершенствованию традиционно подвержены такие элементы статуса парламента, как порядок формирования, основы взаимодействия с иными ветвями власти, отдельные полномочия, особое место среди которых занимают законодательные, контрольные, учредительные, что в очередной раз говорит о тесной взаимосвязи парламента с социально-экономической, политической и правовой системами и обществом.
Основой для реформирования законодательной власти выступает неспособность парламента в конкретных исторических условиях осуществить своевременное, грамотное и качественное регулирование отдельных процессов в обществе и в государстве в целом, однако порой это реформирование порой происходит по причине смещения основ взаимодействия отдельных ветвей власти друг с другом.
В исследовании на основе анализа исторических предпосылок формирования парламента обоснована двухпалатная структура Федерального Собрания как наиболее оптимальная с точки зрения взаимодействия интересов населения и интересов регионов, однако следует учитывать, что разделение парламента на отдельные палаты отнюдь не означает, что Государственная Дума представляет исключительно представляет интересы населения, а Совет Федерации - органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особенностью российского парламента является не только высокая степень взаимосвязи палат парламента друг с другом, наличие собственных компетенции, но и неоднородность статуса Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума Российской Федерации как обязательный участник законодательной деятельности должна также учитывать интересы субъектов Российской Федерации и осуществлять постоянное взаимодействие с законодательными (представительными) органами власти субъектов. С этой целью в диссертационном исследовании сформулированы законодательные предложения по совершенствованию основ их взаимодействия.