Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия лидерства
1.1 Сущность понятия лидерства. Функции лидера
1.2 Понятие эффективной команды и ее лидера
1.3 Этапы формирования команды
Глава 2. Анализ роли лидера в создании команды на примере ООО "Рандеву"
2.1 Особенности труда сотрудников ООО "Рандеву"
2.2 Этапы развития эффективной команды на примере ООО "Рандеву"
Введение
Моя работа посвящена проблеме лидерства в современных условиях. В настоящее время четкое определение лидера отсутствует. В то же время это слово звучит чаще и чаще. Данная тема актуальна, так как задачи, которые ставят предприятия, решить можно только со взаимодействием хорошего коллектива и, в свою очередь, эффективного лидера. Ведь лидерство выражается в воздействии на команду: заставляет их проявлять свои сильные качества и сдержать проявление слабых сторон характера. Современный руководитель должен быть лидером, причем таким, за которым идет команда, которая, в свою очередь, позволяет сделать бизнес успешным. Лидер должен обладать такими качествами, как готовность к риску, ответственности, управления и т.п. Главная проблема, насколько важны данные качества у лидера и как они влияют на командный дух.
Цель моей работы - определить значимость лидера в процессе командообразования.
Объектом и предметом исследования являются этапы создания эффективной команды и роль лидера на каждом этапе.
Методы, используемые в работе - анализ теоретических материалов и прямое наблюдение.
Степень внедрения: на территории Общества с Ограниченной Ответственностью "Рандеву".
Значимость: современное развитие деятельности лидера на предприятии.
В моей дипломной работе я поставила такие задачи, как:
- Анализ теоретического материала: Основные понятия лидерства, эффективной команды, этапов ее развития;
- Особенности труда сотрудников данной организации;
- Рекомендации по улучшению работы лидера в данной организации;
Гипотеза: Важную роль играет лидер в любой организации. Результатом может быть его командообразование, а также ориентированность на работу в команде. Эмпирической базой послужила для меня Организация с Ограниченной Ответственностью "Рандеву", деятельность которой непосредственно связана с развитием персонала.
Структура и объем работы. Моя работа состоит из 2 глав, в каждую из которых входит три параграфа. Первая глава - теоретическая, вторая - аналитическая и проектная.
Глава 1. Основные понятия лидерства
1.1 Сущность понятия лидерства. Функции лидера
Для начала определим для себя понятие лидерства. Лидерство - это способность, умение оказывать влияние на отдельную личность, либо на группы, направляя всех на достижение общих целей. Понятие "лидер" в переводе с английского означает "руководитель", "вождь", "ведущий". Понятие "лидер" обретает значение только вместе с понятием "цель". Ведь не бывает лидера, когда нет цели. Бывает такое, что цель - есть, и, вроде бы, она достигнута, но достигнута она самостоятельно, тогда не может быть и речи о лидерстве. У лидера должен быть хотя бы один последователь. Главная роль лидера - умение вести за собой, обеспечить решение общих задач для достижения общих целей.[1]
Вопросом лидерства занимались издавна, со времен глубокой древности, но только в 19 веке к этому опросу подошли серьезней. Фредерик Уинслоу Тейлор, основатель школы научного управления, американский инженер, основоположник научных трудов по организации труда и менеджмента.[2]
Тема лидерства очень популярна в современном мире, но объединить ее в общий феномен пока никому не удалось. У каждого свои критерии и оценки по определению лидера, его работы. Казалось бы, проще понять природу руководителя, нежели природу лидера. Руководитель назначается компанией, он наделен властью и обязанностями, а лидер создается путем социальных контактов в команде. Появление лидера напрямую зависит от его набора личных качеств, которые, как правило, желают видеть в организациях. Не всегда руководитель является лидером. Все организации желают найти идеал: руководитель + лидер, в одном лице. Лидеру нет необходимости принуждать людей к деятельности, применять силу власти, ведь он и так способен влиять на людей, воодушевлять их и побуждать к достижению общей цели. Многие ученые давали определение лидерству, таким образом Р.Л. Кричевский пишет: "Руководство - феномен, имеющий место в системе формальных (или как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений".[3] Роль лидера всегда возникает стихийно, в штате учреждения его нет, тем самым, руководство - социальный феномен, а лидерств - психологический. Статус лидера присваивается занятием управленческой позицией в системе, связанной с выполнением руководящих функций.
Итак, лидерством является процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.[4] Управленческий процесс, который основан на более эффективном в данной ситуации сочетании разнообразных источников власти и направлен на оказание влияния на различных личностей или командную деятельность.
Говоря о функциях лидера, мы рассмотрим общие функции лидера и руководителя, так как они иногда прямо противоположны.
- формируют цели;
- распределяют обязанности;
- стимулируют деятельность, используя моральные и материальные средства;
- контролируют ход дела;
- осуществляют воспитательные функции;
- устанавливают связи с другими коллективами;
Таким образом, можно выделить 2 главные функции: он создает и поддерживает дух коллективного поведения, и поставив цели, мотивирует коллектив. Также, беседы, выговоры, приказы с административной точки зрения, являются менее внушительными, чем малейшее неодобрение лидера. Мы рассмотрим три полярных вида лидерства: инструментальный, эмоциональный и информационный.[5]
Инструментальный (деловой) лидер - это член группы, который берет на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладает соответствующими знаниями, навыками, умениями.
Эмоциональный лидер - это член группы, который берет на себя функцию регуляции группового настроения в целом. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром эмоциональных контактов.
Плюсы эмоционального лидера - снимает напряжение с команды во время конфликта. Улучшает производительность работы команды, повышает ее эффективность.
Минусы эмоционального лидера - при неправильной реакции на ту или иную проблему может воссоздать групповую панику, что отрицательно повлияет на командный дух в целом.
К "информационному" лидеру все обращаются с вопросами, потому что он мозг группы, эрудит.
В современном мире насчитывают огромное количество видов лидерства. Наилучшим лидером будет тот, кто сочетает в себе три компонента, но таких в природе, к сожалению, не существует. В зависимости от доминирующих функций можно выделить следующие виды лидеров:[6]
1. Лидер-организатор. Активно действующий лидер оптимистичен, он знает, что делает, и за ним охотно идет команда. При неодобрении он не задевает личного достоинства, и в результате люди стараются работать лучше.
2. Лидер-творец. В большинстве случаев не командует, а, наоборот, приглашает к обсуждению. Всегда придумывает что-то новое, привлекает людей своим умением преподнести любую задачу так, что она вполне будет разрешима.
3. Лидер-борец. Идет навстречу опасности, целеустремленный, уверенный в себе лидер не боится идти напролом. Однако такому лидеру не всегда хватает времени, чтобы все обдумать.
4. Лидер-дипломат. У него имеется превосходное знание ситуации и скрытых деталей, он всегда в курсе сплетен и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
5. Лидер-утешитель. Он умеет поддержать в любую ситуацию и поэтому к нему тянутся. Он уважает людей, вежлив, способен к сопереживанию.
Выявление людей с прирожденными лидерскими качествами вполне может исходить из того, что лидерами рождаются. Способами обнаружения лидерских качеств являются тестирование, изучение биографии, трудового стажа, подбор студентов для обучения руководителей. Исследователь лидерства Стивен Кови определяет пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:[7]
1. Непрерывное самосовершенствование - читаю сам, задаю вопросы;
2. Ориентация на служение другим людям - я все время спрашиваю себя, что нужно другим людям, а не только то, что нужно мне.
3. Излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов;
4. Вера в других - я защищаю другого человека, вижу его ценность;
5. Рациональное распределение времени - я стараюсь оптимально распределить время между работой, семьей, обществом.
6. Внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события;
7. Самокритичность, толерантность - я ценю различия и понимаю, что мой метод не является "единственно правильным";
8. Забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии - я слежу за здоровьем, развиваюсь интеллектуально, духовно расту при помощи молитвы и медитации.
Для удачного выполнения лидерских функций нужно воспринимать необходимые условия восприятия лидера командой. Он должен восприниматься как "один из нас", а не "я". Такой лидер воплощает в себе нормы поведения, ценности, интересы.
Итак, феномен лидерства напрямую связан с личностными характеристиками лидера и остальных членов команды.
1.2 Понятие эффективной команды и ее лидера
Командой можно назвать группу лиц, объединенную общими мотивами, интересами. В создании команды раскрывается процесс формирования эффективного коллектива. Ведь он дает связную сильную единицу, которая имеет общую цель и устремленность. Очень важно при построении команды учитывать сильные и слабые стороны каждого члена. Уже давно доказано, что группа рабочих трудится намного эффективней, чем каждый из них по отдельности. Также следует не забывать, что только хорошие отношения в коллективе дают хорошую работу и результат. Для того, чтобы правильно и грамотно создать целую команду, сначала нужно полностью определиться с целями и задачами. Каждому члену команды нужно знать все свои требования и обязанности внутри группы.
Формирование команды - очень сложный процесс. Если человек не состоялся в рабочей сфере как отдельная личность, то работа в команде, несомненно, даст ему потенциал раскрыть свои способности и преодолеть новые высоты.
Итак, в моем понимании, эффективная команда - это группа лиц, объединенных для достижения общей цели. Каждый из них имеет свои слабые и сильные стороны, а также свой характер, образ жизни и мышление.
Ключевые условия формирования команды на начальном этапе - каждый член команды четко знает свои цели и задачи; все роли распределены; в группе проработаны все стратегии; имеется самодисциплина; члены сотрудничают друг с другом; команда готова преодолевать все трудности вместе.
Помимо ключевых условий, также имеется ряд признаков, по которым команда не сможет сформироваться - неправильно поставленные цели; негативный настрой; коммуникативная перегрузка; отсутствие анализа ситуации.
С.И. Файбушевич, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, определил команду по ряду основных признаков:[8]
1. Она состоит из двух и более человек.
2. Члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей.
3. Команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов.
4. Для команды характерны сложившиеся связи: как внутренние, так и внешние - то есть связи с другими командами и группами.
5. Команда имеет ясную, упорядоченную и экономную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач.
6. Команда периодически оценивает свою эффективность.
На пути становления эффективной команды каждая группа проходит несколько этапов. В приложении 1 я привожу таблицу вариантов работы в команде.
Для того, чтобы знать как построить эффективную команду, нужно:[9]
1. отобрать подходящих сотрудников;
2. отрегулировать численность;
3. совместно определить цели и задачи;
4. объяснить, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности;
5. договориться о групповых нормах;
6. помочь членам команды лучше узнать друг друга;
7. обучить членов команды;
8. установить систему контроля и поощрять самоконтроль;
9. обеспечить поддержание командного духа;
10. заменять членов команды, которые не захотят или не смогут (даже после обучения) действовать в соответствии со стандартами и согласованными правилами.