Файл: Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей по законодательству Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 7229

Скачиваний: 215

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Российское общество переживает период политических, экономических и социальных перемен. При этом в ходе военной реформы все большее значение приобретают социальные вопросы. Именно поэтому в системе государственного регулирования военной службы особое место занимают законодательные акты, закрепляющие социально-экономические гарантии военнослужащим, лицам и членам их семей. Функционирование Вооруженных Сил в условиях рыночных отношений требует от органов государственного и военного управления проведения активной социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности. По моему мнению, неотъемлемой частью социально-экономической политики государства является совершенствование пенсионного обеспечения и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Реально действующая система социально-экономических гарантий военнослужащим и членам их семей в значительной мере определяет отношение общества к военнослужащим, значимость Вооруженных Сил как важнейшего института государства. Кроме того, одним из важнейших параметров, влияющих на боеготовность армии и флота, является проводимая государством политика в вопросах повышения престижа военной службы, формирования у граждан страны уважение к военной профессии.

Данная курсовая работа посвящена исследованиям, лежащим в области пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. На данный момент эта тема актуальна, поскольку, пока что существует достаточно много проблем в этой сфере связи с предоставлением социального обеспечения. Государство прилагает усилия в заботе о своих гражданах, обеспечивая социальную помощь населения и предоставляя определенную систему льгот. Принцип развития военной организации – реализация прав и свобод военнослужащих, исполнение их социального обеспечения, предоставление достойного социального статуса и уровня жизни.

Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих обусловлено нестандартностью этого вида деятельности, особой опасности. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Объектом исследования в курсовой работе является система пенсионного обеспечения.

Предметом исследования является предоставление пенсий военнослужащим и членам их семей.

Целью курсовой работы является детальное рассмотрение пенсионной системы военнослужащих в Российской Федерации и каким образом обеспечивают их семьи, а также сравнение пенсионного обеспечения с СССР.


Задачи:

  1. Проанализировать основные данные и особенности пенсионного обеспечения российских военнослужащих и обобщить полученный материал;
  2. Рассмотреть законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей в настоящее время и во времена СССР;
  3. Изучить виды пенсий, выявить особенности исчисления и перерасчета пенсий , назначаемой военнослужащим и членам их семей
  4. Рассмотреть существующие проблемы в правовом регулировании пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей;
  5. Выявить пути решения проблем правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ

1.1 Общие положения пенсионного обеспечения в РФ

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих.[1] Военнослужащие наделены определёнными правами и свободами , как человека , так и гражданина , но с некоторыми ограничениями. На военных поручаются выполнить обязанности по подготовке к вооруженной обороне, которая связана с неоспоримым выполнением поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В силу особого характера обязанностей, которые есть у военнослужащих , им предоставляются различные социальные гарантии и компенсации.

Для начала надо определить, кто относится к военнослужащим:

  1. офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  2. офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;
  3. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
  4. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту;
  5. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Для лучшего анализа пенсионной системы военнослужащих в РФ , стоит сравнить ее основные нормы с системой социального обеспечения в СССР.

До Великой Октябрьской социалистической революции в царской России не было, по существу, единой системы пенсионного обеспечения. После свершения революции 14 ноября 1917 года было опубликовано Правительством сообщение о социальном страховании. В соответствии с этим 21 ноября 1917 года СНК РСФСР был принят Декрет об увеличении пенсий, согласно которому всем пенсионерам, ставшими инвалидами вследствие несчастных случаев, в том числе и бывшим военнослужащим, выплачиваемые пенсии увеличивались вдвое. В последующие годы с ростом экономических возможностей страны система государственного социального обеспечения военнослужащих неуклонно совершенствовалась. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 г. государственное обеспечение начальствующего состава впервые было выделено из общей системы социального обеспечения военнослужащим и передано военному ведомству. Этим же постановлением было введено в действие социальное положение, в котором предусматривалось назначение лицам начальствующего состава пенсий за выслугу лет и по инвалидности, выходного пособия и пособия по безработице, а их семья - пенсий по случаю потери кормильца, оказание бесплатной медицинской помощи, выдача единовременных пособий по случаю потери кормильца, выдача единовременных пособий по случаю рождения ребенка и на погребение умерших членов семьи. Советская пенсионная система, которая была окончательно сформирована в 1950–1960-х годах, включала в себя два основных элемента: пенсионное обеспечение рабочих и служащих в государственных предприятиях , и пенсионное обеспечение колхозников.  Были предоставлены пенсии по старости (возраст), инвалидности и потери кормильца. Некоторые группы занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, которые назначались за особые заслуги. Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они ничего не платили из своих доходов в пенсионную систему. Пенсии финансировались из «общественных фондов» потребления, которые были собраны из государственного бюджета и взносов предприятий. Еще одно достижение трудящихся при социализме – низкий возраст для выхода на пенсию : 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, такой возраст не изменялся с 1930-х годов и по настоящее время.


Что касается военнослужащих, то они имели право на пожизненную пенсию за выслугу лет, так же пенсии выплачивались и назначались после увольнения со службы. Если военнослужащий имел удостоенные звания Героя Советского Союза или Героя Социалистического Труда, награжден различными орденами, могут назначаться пенсии за особые заслуги перед Союзом ССР. Необходимым пунктов являлось и является по сей день, иметь 20 и более выслуги лет. Кроме того, указ обеспечивает значительную выгоду для инвалидов войны при переходе на пенсию по старости , право на получение этой пенсии они приобретают в возрасте: мужчины - 55 лет (вместо 60 лет), женщины - 50 лет (вместо 55 лет). Раньше основная сумма пенсий по случаю потери кормильца семьи военнослужащих и пенсии по инвалидности была рассчитана только из небольшой части заработка, но теперь, как правило, эти пенсии рассчитываются в пропорционально всей сумме доходов, что приводит к увеличению пенсий.

Что касается размера пенсии в СССР по инвалидности военнослужащих в процентном соотношении, то он был значительно ниже, чем на данный момент:

СССР

РФ

инвалидам войны I и II групп

I и II групп групп - 75 %; III группы - 50% заработка

I и II групп - 85 %, III группы - 50 % заработка.

инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы

I и II групп - 55 %, III группы - 30 % заработка.

I и II групп - 75 %,

III группы – 40% заработка.

Минимальный размер пенсий был существенно увеличен. Так размер пенсии по инвалидности в СССР рассчитывался в зависимости от воинского звания, например:

  • солдаты и матросы срочной службы имевшие I и II группу получали в размере 150 %, III группы – 75 % (33 руб. в месяц );
  • сержанты и выше получали в размере 110 %;
  • прапорщики и выше, военнослужащие сверхсрочной службы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел - 120%
  • офицерский состав органов внутренних дел - 130 %

соответствующих минимальных размеров пенсий.

В настоящее же время существует всего две категории:

  • инвалиды вследствие военной травмы: I группы - 300 %, II группы – 250%, III группы - 175 % расчетного размера пенсии;
  • инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы: I группы - 250 %, II группы - 200 %, III группы - 150 % расчетного размера пенсии

Максимальный размер пенсий повышается военным инвалидам из II групп из числа военнослужащих срочной службы от 90 до 120 рублей. Другим инвалидам I и II групп из числа военнослужащих и семьи погибших военнослужащих срочной службы с двумя или более членами семьи - от 60 до 90 до 120 рублей в месяц. Для инвалидов войны на пенсия по старости с 15 декабря 1974 года увеличилось на 15 рублей. в месяц (в пределах существующего размера). Кроме того, было установлено, что членам их семей за время фактического ухода за инвалидом войны I группы засчитывается в в общий трудовой стаж с целью назначения пенсий.


Таким образом, исходя из вышеуказанного материала, можно сказать, что система пенсионного обеспечения и социального обеспечения военнослужащих в годы СССР не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась. Настоящий Закон обобщил опыт, накопленный в СССР и других странах в разработке законодательства о пенсиях и порядке совершенствования пенсионной системы военнослужащих и их семей на протяжении десятилетий.

1.2 Понятие и принципы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей

Пенсионное обеспечение военнослужащих занимает особое место в системе пенсионного обеспечения граждан нашей страны, согласно Конституции Российской Федерации являясь важным элементом социальной политики государства.

Основным видом пенсионного обеспечения военнослужащих является назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению.  Статьей 2 Федерального закона о государственных пенсиях определено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению есть ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан, в случае наступления инвалидности.[2] Следуя из этого, можно дать понятие о пенсии и пенсионном обеспечении военнослужащих.

Пенсия - это регулярный, пожизненный денежный платеж гражданам от государства или других лиц в установленном законом случаях (по достижении определенного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государство Является формой социальной защиты населения.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей - вид социального обеспечения, предусматривающий ежемесячную денежную выплату, право на получение которой, определяется законодательством РФ, предоставляемую в целях компенсации:

- заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением военной службы при достижении законом выслуги;