Файл: Выбор стиля руководства в организации («Спортмастер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление – это одна из самых сложных сфер деятельности общества. Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. В наше время вряд ли кто скажет точно, когда именно зародилась наука управления. Менеджмент существовал там, где люди работали группами. Прежде чем выделиться в самостоятельную науку, человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками. С тех пор наука управления в течение многих веков впитывала в себя множество теорий, исследований и экспериментов.

Стиль руководства – это система методов воздействия руководителя на подчиненных, также это «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

Актуальность темы курсовой работы. Проблема имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться выбору стиля наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчинёнными.

Целью данной работы является анализ факторов, влияющих на стиль управления.

Предметом исследования в данной работе являются стили управления организацией.

Объект исследования – магазин «Спортмастер».

В курсовой работе поставлены следующие задачи:

-выявить специфику современного управления;

-исследовать факторы, влияющие на выбор стиля управления;

-рассмотреть влияние стиля руководства на эффективность деятельности организации.

Методы исследования: информативно-целевой анализ, теоретическая литература по вопросам методов и стилей руководства, наблюдение.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 3 параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

1 СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ


Понятие стиля руководства и факторы, влияющие на его выбор

В любой группе выделяется стиль руководства, руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.

Лидерство в организации не имеет стихийного характера неформальных групп, где определенное сочетание личностных качеств выводит индивидуума на позицию лидера социального формирования. В организациях же, как правило, имеет место быть иерархическая структура (рис.1), на вершине которой располагается руководитель этой организации.

Рисунок 1 – Иерархическая структура организации[1]

Подобная структура, имея пирамидальное строение, на вершину выдвигает вопрос руководства и проблемы, связанные с ним. Как говорится, рыба гниёт с головы. То есть отсутствие грамотного руководителя и правильно выбранного стиля руководства приводит, как правило, «в никуда».

От того, какими качествами лидера он обладает (или не обладает, что так же случается в практике менеджмента организаций), зависят его управленческие решения (принятые акты по решению проблемных ситуаций и задач) и вся его деятельность по управлению персоналом.

Руководитель – это личность, наделённая полномочиями, позволяющими изъявлять свою волю, оказывая тем самым влияние на подчиненных ему индивидуумов, дабы ориентировать и мотивировать их на достижение целей организации.

Руководство в организации – это и есть управленческая деятельность. Что подразумевает возможность рассмотрения понятия стиля руководства, как стиля управленческой деятельности?[2]

Сам термин “стиль руководства” был предложен в 1939 году германо-американским психологом Куртом Левиным. Тогда под его руководством совместно с Р. Липпитом и Р. Уайтом было проведено исследование, объектом которого стало руководство детским коллективом. В результате исследования было сформировано первое понятие стиля руководства, а также выделены две составляющие его стороны (рис. 2):

Рисунок 2 – Составляющие стиля руководства[3]


Содержание решений лидера

Техника воплощения решений лидера

Стиль руководства

Решения руководства содержат в себе следующие стадии:

  • Процесс формирования цели;
  • Обозначение проблематики;
  • Анализ степени эффективности или ущерба результатов воплощения принятого решения;
  • Выбор конкретного решения из первоначального множества;
  • Принятие решения;
  • Передача сути решения потенциальным исполнителям;
  • Контроль процесса воплощения;
  • Оценка результатов.

Что касается техник воплощения решений руководителя, то их четыре[4]:

  • Цепная – распространена на уровне первичного коллектива, имеет яркие черты командования, устойчива и информативно быстра (рис.3).

Рисунок 3 – Схема цепной техники воплощения решений руководства

  • Многосвязная – так же присуща по большей части уровню первичного коллектива, черты командования ярко выражены, а устойчивость и скорость передачи информации на высоком уровне (рис.4).

Руководитель

Рисунок 4 – Схема многосвязной техники воплощения решений руководителя

  • Звездная – руководитель является центром приема и передачи информации (коммутатором). Отличается низкими уровнями показателей скорости передачи информации и устойчивости (см.рис.5).
  • Иерархическая – отличается совмещением подчиненности и командности в промежуточных звеньях. Ярко выражена командность. (см.рис.6).

Руководитель

Рисунок 5 – Схема звёздной техники выполнения решения руководителя

Руководитель

Рисунок 6 – Схема иерархической техники выполнения решения

Курт Левин и его помощники провели эксперимент, в ходе которого так же подтвердилась его теория о существовании трех стилей руководства, которая непоколебимо остается самой оптимальной. В процессе эксперимента школьники были разделены на три группы, и каждый из трех исследователей руководил своей группой в одном из стилей: авторитарном, попустительском или коллегиальном (табл.1).[5]

Таблица 1

Стили руководства по К.Левину

Стиль руководства

Образ руководителя

Применение стиля

Авторитарный стиль

Руководитель четко ставит перед подчиненными цели и задачи для выполнения, обозначает сроки, в которые поставленные задачи должны быть выполнены. Мысли и точка зрения исполнителей и или других специалистов на принятие решения, как правило, нисколько не влияют. На предмет правильности принятые решения не обсуждаются и не могут подвергаться проверке, за исключением личной проверки руководителем. Крайние формы проявления подобного стиля руководства создают руководителю имидж деспота и самодура, а также вызывают частые конфликты с персоналом.

Получает свое применение в основном на почве квалификации руководителя. Когда команда занята таким делом, в котором руководитель имеет больше всех знаний и умений или время для принятия решений коллегиально отсутствует.

Проявления авторитарного стиля руководства часто можно встретить у индивидуальных предпринимателей. ИП несут личную имущественную ответственность по своим обязательствам, как правило, воплощают в коммерческой деятельности собственные идеи и разработки. Первое привносит максимальное количество личной заинтересованности, которая в свою очередь способна сводить деятельность всех сотрудников предприятия к преследованию личных целей его руководителя. Второе же делает ИП единственным носителем информации о направлении деятельности, так как цели и формы методов их достижения постоянно разрабатываются им лично и должны соответствовать его личным представлениям.

Коллегиальный стиль

Руководитель не обобщен от коллектива, открыт к обсуждению принятых решений, совместному с коллективом анализу предполагаемых результатов воплощения его решений. Принимает предложения и что, немало важно, к ним прислушивается. Хотя окончательное решение все же остается за ним. В выполнении специалистами компании поставленных задач, готов сам включиться в работу и оказать помощь.

Данный стиль был определен Куртом Левиным как наиболее продуктивный и эффективный. При таком стиле руководства специалисты компании чувствуют свою собственную необходимость и легко втягиваются в процесс решения задачи, при этом деятельность, совершаемая специалистами, носит уже не пассивный характер бесправного исполнителя, но имеет деловую активность и интерес выполняемой задаче. В таких условиях скорость выполнения задач сокращается до минимума, а пути их решения выбираются наиболее оптимальные из множества предложенных во время совместного принятия решений, а также скорректированных узконаправленными специалистами в процессе решения поставленной задачи.

Попустительский стиль

Руководитель имеет пассивную позицию относительно принятия решений и определения путей решения задач на пути к преследуемым целям.

Этот стиль отмечен, как самый неэффективный. Даже в коллективе с высокой квалификацией специалистов наблюдается низкая результативность, из-за отсутствия мотивации коллектива и путаницы в разделении ролей. Фактически попустительский стиль приводит организацию в состояние идентичное отсутствию руководства вовсе.


Опираясь на исследования команды Курта Левина, можно сделать вывод, что стиль руководства является совокупностью формы реализации руководителем своих полномочий и соответствующей реакцией специалистов компании на эту форму, продиктованной поведенческими особенностями индивидуумов во взаимодействии с той или иной средой.

По сему, учитывая важность стиля руководства на предприятии, во время выбора руководителя и стиля руководства (если это возможно, как например, в компаниях, где владелец активов не берет на себя обязательства руководителя, но назначает директора на эту должность) необходимо учитывать следующие факторы[6]:

  • Разные индивидуумы способны по-разному реагировать на одни и те же изменения внешней среды;
  • Возможность неадекватного восприятия индивидуумов друг другом и неадекватности оценки, так как никогда нельзя полагаться на собственные представления человека о самом себе, которые могут быть некорректны, но именно их каждый транслирует окружающим.
  • Каждый индивидуум нуждается в сохранении статуса собственного достоинства.

Однако даже при соблюдении вышеописанных факторов во время выбора руководителя и стиля руководства, нельзя забывать о «форс-мажорах» коими в управленческой деятельности могут стать конфликтные ситуации. Причем конфликтные ситуации могут возникать как в вертикальной форме противостояний между исполнителями и руководителями звеньев организации, так и в горизонтальной форме между однородными по своему статусу сотрудниками. И те, и другие конфликты способны всерьез нарушить механизм достижения поставленной в организации цели, а значит так же требуют особого внимания.

Следует отметить, что наиболее конфликтным в вертикальной форме появления является авторитарный стиль руководства. Именно в нем нарушение факторов, описанных выше, как правило, инициируется руководством. По сему, при выборе авторитарного стиля, руководителю следует тщательно следить за гранью злоупотребления своими полномочиями.

Наиболее опасным для появления горизонтальных конфликтов является попустительский стиль руководства. Отсутствие четкого разграничения ролей между сотрудниками и свобода действий, а также разнородность преследуемых специалистами целей, возникающая из-за отсутствия централизованной цели, определенной руководителем, приводят к межличностным конфликтам среди сотрудников.

Помимо внутренних факторов и особенностей коллектива, в выборе стиля руководства не следует забывать и о внешней среде организации. Внешние обстоятельства, такие как ситуация, четкость формулировки поставленной задачи и состав коллектива, так же требуют в каждом особом случае специфического расставления приоритетов в выборе стиля руководства (см. рис.7)[7]:


Стрессовые ситуации, присущие рыночной экономике

Авторитарный стиль

Сложная проблематика, требующая высокой квалификации, комплексного анализа и множественности решений

Коллегиальный стиль

Особенности коллектива (пол, возраст, личностные характеристики индивидуумов), требующие сплочения

Попустительский стиль

Рисунок 7 – Влияние внешних факторов на выбор стиля руководства

Выбор стиля руководства зависит от множества разнородных факторов и требует особого внимания, так как играет важную роль в результативности деятельности всего коллектива. Большинству руководителей организаций нашей страны с низкой культурой менеджмента чаще всего присущ определенный стиль руководства, что обусловлено их собственными индивидуальными психологическими наклонностями личности. Однако подобный подход разумно считать отсутствием профессионализма. Профессиональный подход к управленческой деятельности требует ситуативной ориентированности руководителя. Ее наличие позволяет попеременно использовать в руководстве разные стили в зависимости от внешних факторов и обстоятельств, а как следствие добиваться высоких результатов, как в управленческой деятельности, так и в деятельности всего предприятия.

1.2 Классификация и особенности стиля руководства

После открытия Куртом Левиным понятия стилей руководства, множество авторов вывели собственные концепции видения данной темы. В результате стили руководства получили достаточно объемную классификацию.

Даже самим Левиным в последующих его работах были выделены дополнительные три подвида авторитарного стиля руководства[8]:

  • Жесткий – для подчиненных такой стиль руководства является отсутствием чувства ответственности, иллюзией отсутствия коллективных обязательств. Руководитель строг и является сторонником субординации в отношениях с персоналом.
  • Хозяйский – как правило, такой стиль руководства способствует снижению деловой активности персонала. Руководитель проявляет интерес ко всем сферам жизни подчиненных, в том числе и личной, проявляя «повышенную заботу».
  • Непоследовательный – такой стиль руководства присущ неуверенным в себе руководителям, которые уходят от ответственности в случае неудач, в процессе же решения задач проявляют деспотию и мелочность по отношению к подчиненным. Из-за собственной личностной несостоятельности способны принимать неверные управленческие решения по расстановке персонала, «задвигая» на задний план более активных и квалифицированных специалистов.