Файл: Понятия и виды трудового стажа в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Такие гарантии и компенсации устанавливаются, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей. Гарантии и компенсации предоставляются работникам в связи с заключением трудового договора, прекращением его по некоторым основаниям, по оплате труда, при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в некоторых других случаях. Для получения ряда гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходим специальный трудовой стаж.

Подводя итоги проведенного в рамках настоящей главы исследования, можно сформулировать следующие основные выводы.

Выводы:

Анализ различных видов стажа позволяет нам говорить о необходимости дальнейшего совершенствования действующего законодательства РФ в данной части.

1. Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов. Ранее общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002 г. В настоящее время для назначения страховой пенсии по старости требуется страховой стаж. Тем не менее, понятие общего трудового стажа не утратило юридического значения и продолжает применяться. В частности, от общего трудового стажа зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца.

Наряду с общим трудовым стажем применяется и непрерывный трудовой стаж, который учитывается, в частности, при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Также непрерывный трудовой стаж применяется в ряде случаев, в частности при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников.

2. Специальный стаж - это стаж для отдельных видов работ, являющийся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда. Иными словами, специальный стаж необходим для досрочного назначения пенсии в отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).


В отношении специального трудового стажа действуют особые правила исчисления, которые зависят от списков профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ.

Вместе с этим досрочное назначение трудовой пенсии по старости яв-ляется одним из самых часто рассматриваемых судами вопросов в части пенсионного обеспечения, так как больше всего исков подается гражданами именно в связи с правом на досрочную пенсию, что также предопределяет необходимость совершенствования законодательства в части специального стажа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог настоящему исследованию сделаем ряд нижеследующих выводов.

Новейшие изменения в законодательстве о социальном обеспечении дают основание утверждать, что понятие стажа должно рассматриваться в более широком плане и соответствовать его международно-правовому значению. В международных правовых актах по вопросам социального обеспечения термин «стаж» обозначает достаточно объемное по своему содержанию понятие, которое включает периоды, связанные или не связанные с уплатой взносов, а также продолжительность проживания в стране. Следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, общее определение стажа можно сформулировать следующим образом: «Стаж в праве социального обеспечения как юридически значимое обстоятельство (юридический факт) - это суммарная продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат». Исходя из данного определения, предлагается классификация стажа, согласно которой стаж можно разделить на три основных вида: 1) трудовой стаж; 2) страховой стаж; 3) период проживания. Каждый из основных видов стажа включает общий и специальный стаж. Специальный стаж может иметь более дробное внутривидовое деление, в зависимости от конкретных периодов, определяющих право на различные виды денежных выплат либо влияющих на получение отдельных натуральных видов обеспечения.

Таким образом, проблема более широкого подхода к пониманию стажа и выработке критериев его классификации, являясь в основе своей теоретической, имеет непосредственный выход на правоприменительную практику. Научно обоснованная разработка понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения на основе общего понятия стажа будет способствовать преодолению разобщенности и бессистемности законодательства о социальном обеспечении, исключению случаев дублирования терминов и понятий. Позитивным результатом этого будет совершенствование содержания правовых норм и практики их применения.


В целом в настоящее время выделяют следующие виды стажа: общий трудовой стаж; страховой стаж и специальный стаж.

Анализ различных видов стажа позволяет нам говорить о необходимости дальнейшего совершенствования действующего законодательства РФ в данной части.

1. Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов. Ранее общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002 г. В настоящее время для назначения страховой пенсии по старости требуется страховой стаж. Тем не менее, понятие общего трудового стажа не утратило юридического значения и продолжает применяться. В частности, от общего трудового стажа зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца.

Наряду с общим трудовым стажем применяется и непрерывный трудовой стаж, который учитывается, в частности, при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Также непрерывный трудовой стаж применяется в ряде случаев, в частности при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников.

Вместе с тем требования длительного трудового стажа, с учетом которого дифференцируются размеры пособий по временной нетрудоспособности, носят, на наш взгляд, дискриминационный характер, они неосновательно ограничивают право молодых работников на получение пособия в достаточном размере и не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 19, ч. 2 ст. 39 и ч. 3 ст. 55. Представляется, что предписание Конституционного Суда РФ оказалось просто невыполненным. Сложившаяся ситуация, т.е. низкие пособия по временной нетрудоспособности для сравнительно молодых граждан, должна тревожить всех и прежде всего властные структуры, учитывая, что она отражается, в частности, на репродуктивном поведении молодежи, желании создавать семью, иметь детей и т.д. Ее нужно менять как можно быстрее (еще вчера, образно говоря), учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране.

В целях разрешения сложившейся ситуации считаем целесообразным по примеру ряда других стран установить равные размеры пособия по временной нетрудоспособности для всех застрахованных. Оно полностью соответствует Конституции РФ, ее ст. 19, и Конвенции № 102, а также ЕКСО. Вместо этого во властных структурах вынашиваются и озвучиваются предложения о дальнейшем постепенном повышении страхового стажа до 15 лет, необходимого для установления пособия в размере 100% заработка. Причем без какого-либо их обоснования, т.е. вновь ради сокращения расходов на выплату пособий и необходимости оптимизации законодательства.


2. Специальный стаж - это стаж для отдельных видов работ, являющийся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда. Иными словами, специальный стаж необходим для досрочного назначения пенсии в отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).

В отношении специального трудового стажа действуют особые правила исчисления, которые зависят от списков профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ.

Вместе с этим досрочное назначение трудовой пенсии по старости является одним из самых часто рассматриваемых судами вопросов в части пенсионного обеспечения, так как больше всего исков подается гражданами именно в связи с правом на досрочную пенсию, что также предопределяет необходимость совершенствования законодательства в части специального стажа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета.- 1993.- № 237.

2. Конвенция МОТ № 48 «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (Женева, 22 июня 1935 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991.- С. 361 - 369.

3. Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 21.06.1982) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С. 1971 - 1982.

4. Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С.1581 – 1599.

5. Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- С. 1330 – 1337.

6. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Вместе с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // СПС КонсультантПлюс.


7. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017)

8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 52 (часть I).- Ст. 6965.

9. Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 50 (ч. 5).- Ст. 6966.

10. Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 23.- Ст. 3266.

11. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ.- 2007.- № 1 (1 ч.).- Ст. 18.

12. Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (ред. от 17.07.2011) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 43.- Ст. 4188.

13. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 30.- Ст. 3032.

14. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 51.- Ст. 4832.

15. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 51.- Ст. 4831.

16. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 52 (1 ч.).- Ст. 4920.

17. Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 49.- Ст. 4561.

18. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ.- 1999.- № 29.- Ст. 3686.

19. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 14.- Ст. 1401.

20. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ.- 1993.- № 9.- Ст. 328.