Файл: Понятия и виды трудового стажа в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осуществление подсчета общего стажа гражданину необходимо в первую очередь в момент выхода на пенсию по старости. По российскому законодательству полный трудовой стаж составляет 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. При условии полностью выработанного стажа размер будущей пенсии будет рассчитываться по среднему заработку работника, и равняться 55% от нее.

Таким образом, всем пенсионерам, которые продолжают осуществлять профессиональную деятельность, производят корректировку коэффициента стажа.

Подсчет трудового стажа можно осуществлять двумя способами: простым; льготным. При простом способе подсчет можно вести вручную, но более удобным способом является использование специальной компьютерной программы. При подсчете ручным способом лучше всего и удобнее производить расчет, когда все данные сведены в столбик. Подсчет ведется по каждому отдельному месту работы гражданина. Для этого необходимо из даты увольнения работника вычесть дату его первого рабочего дня и приплюсовать один день. Итогом будет сумма всех полученных результатов. Стоит заметить, что целый год стажа составляет 12 календарных месяцев, а месяц состоит только из 30 дней. Важно иметь в виду, что если в трудовой отсутствуют точные даты записи, то началом и окончанием периода принято считать середину месяца (15 число) или середину года – 1 июля.

Опираясь на законодательство, каждому гражданину для получения базовой пенсии по старости нужно иметь хотя бы пять лет стажа. Если трудовая деятельность будет более пяти лет, то для расчета пенсии применяется следующая формула: к базовой пенсии прибавляется результат отношения всех выплат, которые были произведены гражданином в пенсионный фонд к общему количеству месяцев, в течение которых государство обязуется выплачивать пенсию (228 месяцев).

В рамках рассматриваемого вопроса нельзя также не отметить, что наряду с понятием общего трудового стажа ранее применялось и продолжает применяться понятие непрерывного трудового стажа, под которым понимается продолжительность работы на одном предприятии (в учреждении, организации) без перерыва или на разных предприятиях, если при переходе с одного предприятия на другое непрерывность стажа сохранялась в установленном порядке.

Вместе с тем, с 1 января 2007 г. непрерывный стаж утратил свое юридическое значение. Теперь с назначением государственной пенсии он никак не связан и имеет значение только для получения следующих пособий и дополнительных благ:


- пособия по временной нетрудоспособности;

- надбавок к заработной плате;

- надбавок к пенсии;

- единовременного вознаграждения;

- пособия по социальному страхованию;

- дополнительного отпуска;

- исчисления выслуги лет, необходимо для присвоения очередного специального звания, а также некоторые другие блага.

Эти блага являются своеобразной мерой поощрения за то, что работник не меняет в течение длительного времени одного места работы, за длительные взаимоотношения с работодателем. Они повышают стабильность в сфере труда и обеспечивают устойчивость трудовых отношений, хотя и противоречат коммерческим интересам большинства работодателей. Но стоит учесть, что такие издержки не будут бесполезными.

Иными словами, в настоящее время непрерывный трудовой стаж учитывается, например, при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Также непрерывный трудовой стаж применяется в ряде случаев, в частности при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников.

Например, предусмотрена надбавка за продолжительность непрерывной работы работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФТС России, и здравпунктов. Указанная надбавка устанавливается и выплачивается в Порядке, утвержденном Приказом ФТС России от 13.11.2008 № 1412.

Интересно заметить, что размер пособия по временной нетрудоспособности в процентах к заработку зависел ранее в России от продолжительности как общего, так и непрерывного стажа. Постепенно все большее значение придавалось непрерывному трудовому стажу, а общий стаж терял значение. При этом требования к продолжительности непрерывного стажа постоянно возрастали. В 2006 г. размер пособия по отношению к заработку составлял: при непрерывном трудовом стаже восемь лет и более - 100% заработка, от пяти до восьми лет - 80%, от трех до пяти лет - 60%, до трех лет - 50% заработка. Предусматривались более высокие размеры пособий, не зависящие от длительности непрерывного трудового стажа: в размере 100% заработка работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (для учащихся - 18) лет, и в размере 60% заработка - работникам, не достигшим 18 лет.


Затем эти нормы изменяются. Во-первых, непрерывный трудовой стаж заменяется страховым стажем той же продолжительности; во-вторых, исключается правило об установлении пособия в размере 100% заработка тем работникам, которые имеют на иждивении трех и более детей до достижения ими соответствующего возраста (16 или 18 лет). Вместе с тем для всех работников, имеющих страховой стаж до трех лет, пособие повышается с 50 до 60% заработка.

Поводом к решению о замене непрерывного стажа на страховой по-служила жалоба гражданина В.П. Корнилова и определение по его жалобе, принятое Конституционным Судом РФ 2 марта 2006 г. Заявитель жаловался на то, что требования длительного непрерывного стажа ограничивают, ущемляют права молодых работников, не могущих в силу своей молодости выработать длительный непрерывный стаж. Конституционный Суд РФ определил, что прежние нормативные акты СССР в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа в силу правовых позиций, выраженных Судом ранее, с 1 января 2007 г. не могут применяться как противоречащие Конституции РФ, ее ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 и утрачивают силу. Суд предложил федеральному законодателю урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового порядка регулирования в срок до 1 января 2007 г.

Законодатель свел данное предписание к замене одного стажа, непрерывного, на другой стаж - страховой, не изменив ничего по существу. Между тем Суд, принимая решение, констатировал, что «размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, при том что они могут подвергаться заболеваниям не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие такой непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере, и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения заработка». Что изменилось при замене непрерывного стажа соответствующей продолжительности на страховой стаж той же продолжительности? По большому счету ничего. Молодые работники объективно, в силу возраста не могут иметь длительный стаж, как непрерывный, так и страховой. Стаж в восемь лет можно заработать к 25 - 28 годам, начав трудовую деятельность в 18 - 20 лет.


Решили как всегда - без каких-либо обоснований и чтобы не потребовалось дополнительных расходов. Не учли главного - мотивированную часть соответствующего решения Конституционного Суда РФ, т.е. причину необходимости отказа от требования определенной длительности любого стажа, лишающего молодых работников права получать полноценное пособие наравне с другими работниками.

Проблема низких пособий у молодежи, когда заработки сравнительно невелики, а в семье маленькие дети, которых надо кормить, поить, одевать и учить, оказалась нерешенной, хотя она актуальна и остра. Невостребованным оказался и прошлый опыт нашей страны и других стран.

Требования длительного трудового стажа, с учетом которого дифференцируются размеры пособий по временной нетрудоспособности, носят, на наш взгляд, дискриминационный характер, они неосновательно ограничивают право молодых работников на получение пособия в достаточном размере и не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 19, ч. 2 ст. 39 и ч. 3 ст. 55. Представляется, что предписание Конституционного Суда РФ оказалось просто невыполненным. Сложившаяся ситуация, т.е. низкие пособия по временной нетрудоспособности для сравнительно молодых граждан, должна тревожить всех и прежде всего властные структуры, учитывая, что она отражается, в частности, на репродуктивном поведении молодежи, желании создавать семью, иметь детей и т.д. Ее нужно менять как можно быстрее (еще вчера, образно говоря), учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране.

В целях разрешения сложившейся ситуации считаем целесообразным по примеру ряда других стран установить равные размеры пособия по временной нетрудоспособности для всех застрахованных. Оно полностью соответствует Конституции РФ, ее ст. 19, и Конвенции № 102, а также ЕКСО. Вместо этого во властных структурах вынашиваются и озвучиваются предложения о дальнейшем постепенном повышении страхового стажа до 15 лет, необходимого для установления пособия в размере 100% заработка. Причем без какого-либо их обоснования, т.е. вновь ради сокращения расходов на выплату пособий и необходимости оптимизации законодательства.

2.2 Специальный стаж и его исчисление

Специальный стаж - это стаж для отдельных видов работ, являющийся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях право на досрочную трудовую пенсию имеют:


- проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

- осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;

- осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

- некоторые другие лица.

В отношении специального трудового стажа действуют особые правила исчисления, которые зависят от списков профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также при исчислении специального трудового стажа по старости применяют с учетом разъяснений Минтруда России Список № 1 и Список № 2.

Для примера остановимся наиболее подробно на особенностях исчисления специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержден, как уже отмечалось выше, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанным лицам, утвержденных данным Постановлением, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). А вот начиная с 1 сентября 2000 г. - только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных указанными Правилами.

Пункт 6 этих Правил предусматривает включение работы в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 разд. «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

В случае возникновения судебного спора вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых человеком функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.).