Файл: Понятия и виды трудового стажа в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем анализ трудового законодательства свидетельствует не только о предоставлении гарантий с сохранением и включением в трудовой стаж различных видов периода деятельности, но и об исключении из него периодов работы в случаях, установленных законодательством. При этом в соответствии со статьей 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются: время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы; время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.

Согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования» [33] частью государственной системы социальной защиты населения является обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (статья 1). При наступлении какого-либо страхового случая (например, достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, заболевания, беременности и родов и т. д.) возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователя осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. При этом в большинстве из названных случаев такое обеспечение определяется, в том числе, и при наличии трудового стажа определенной продолжительности.

Так, в частности, для реализации права на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» [25] требуется страховой стаж определенной продолжительности (статья 8). Под страховым стажем данный закон понимает учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (пункт 2 части 1 статьи 3). Например, к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж в целях исчисления страховой пенсии, наряду со страховыми периодами в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», относятся: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [16]; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности и другие периоды.


Впервые понятие страхового трудового стажа было дано в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [28], где страховой стаж определялся как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы. Кроме того, в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» дано понятие страхового трудового стажа как суммарной продолжительности времени уплаты страховых взносов. Вместе с тем в указанных законах были даны только определения страхового стажа, а вопросы его исчисления и учета регламентированы не были.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Таким образом, как справедливо отмечает Ю.В. Воронин, трудовой стаж в сложном составе юридических фактов, на основе которых возникают правоотношения по пенсионному обеспечению, и реализуется право на пен-сию, является базовым юридическим фактом, т. е. фактом право не делительным (таким же, как факт инвалидности или факт потери кормильца) [3, с. 687].

Термин «стаж» в социально-обеспечительных правоотношениях широко употребляется в международных правовых актах. В частности, он встречается во многих конвенциях Международной организации труда (далее — МОТ) [24; 13; 32; 21; 36]. В конвенциях МОТ не содержится определения понятия стажа. Однако интерпретация содержания данного понятия в его международно-правовом значении, как правило, не различается, поскольку указаны основные признаки данного понятия [5, с. 103]. Обращаясь к международным нормам, регулирующим в том числе пенсионные правоотношения с применением трудового стажа, следует отметить Конвенцию МОТ № 102 [13]. Из числа конвенций МОТ, определяющих правовые основы, в том числе социального обеспечения, в настоящее время Конвенция МОТ № 102 не ратифицирована Российской Федерацией. Вместе с тем рассматривается возможность ее ратификации в соответствии с Программой сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2013—2016 годы [40].

Согласно статье 1 Конвенции МОТ № 102 термин «стаж» означает либо период, в течение которого уплачивались взносы, либо стаж работы, либо продолжительность проживания в данной стране, либо какое-то сочетание этих условий.

Конвенция МОТ № 102, установившая минимальные нормы социального обеспечения, не дает понятия социального обеспечения. Нет определения данного понятия и в российском законодательстве, хотя оно широко употребляется, в том числе в Конституции Российской Федерации [4] (далее — Конституция РФ). В статье 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.


Исчисление страховой пенсии по старости, так же как и других страховых пенсий, основывается на двух критериях — заработке застрахованного лица и продолжительности его трудовой деятельности.

Это вполне оправдано: страховая пенсия, прежде всего по старости, зарабатывается трудом, который оценивается по его продолжительности и уровню трудового дохода [1].

Конвенция МОТ № 102 не определяет, за какой период подсчитывается заработок, на основе которого начисляется пенсия с учетом страхового стажа. Соответственно, регулирование данной проблемы относится к компетенции законодательства каждой страны. Практика различна, но преобладает включение в состав заработка всех видов оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы, и подсчет среднего заработка, принимаемого для исчисления пенсии за сравнительно длительный период, более полно характеризующий достигнутый уровень оплаты труда застрахованного. При этом за прошлые годы осуществляется, разумеется, его валоризация [1].

1.2. Виды трудового стажа

Анализируя виды трудового стажа как юридического факта, имеющего значение для назначения пенсий, необходимо также привести примеры и других его разновидностей. Так, Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определен профессиональный стаж застрахованного лица, под которым понимается суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались пенсионные взносы в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (статья 1). Из содержания указанной дефиниции следует, что данный вид стажа применяется исключительно для определения права на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. Под досрочным негосударственным пенсионным обеспечением понимается вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с занятостью на определенных пунктами 1—18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (абзац 45 статьи 3 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах») [15].


Специальный трудовой стаж (специальный страховой стаж) как правовая категория в действующем законодательстве не закреплен. Однако содержание норм Федерального закона «О страховых пенсиях» все же свидетельствует о его существовании (глава 6). Упоминается он тогда, когда речь идет о праве лиц на досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, связанными с тяжестью, вредностью, опасностью, напряженностью, интенсивностью труда, в связи с работой на территориях с особыми природно-климатическими условиями, отрицательно воздействующими на здоровье граждан.

Под специальным трудовым стажем (специальным страховым стажем) принято понимать суммарную продолжительность работы (трудовой деятельности) в производствах, на работах в определенных профессиях, должностях с особыми условиями труда, связанных с тяжестью, вредностью, опасностью, а также в регионах с особыми природно-климатическими условиями, с которыми связывается право на досрочные пенсии (глава 6 Федерального закона «О страховых пенсиях»). То есть данный стаж является юридическим фактом в сложном юридическом составе, с которым законом связывается право на досрочные трудовые пенсии [44, с. 128].

До 2002 года право на пенсионное обеспечение определяла установленная продолжительность «трудового стажа» с выделением двух его видов — общего и специального трудового стажа. В современном российском законодательстве понятия «трудовой стаж» и «общий трудовой стаж» по-прежнему применяются [5, с. 104].

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [26] под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Понятие общего трудового стажа в указанной статье формулируется в целях определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав. Таким образом, в контексте анализируемого понятия следует сказать о том, что общий стаж имеет узкую сферу применения в пенсионных правоотношениях и, соответственно, теряет свои «бывшие значимые позиции».

Вместе с тем в других нормативных правовых актах использование термина «общий трудовой стаж» имеет несколько иное содержание.

Например, Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в части 2 статьи 13 определяет перечень разновидностей трудового стажа, включаемых в общий трудовой стаж при определении права на пенсию за выслугу лет. При этом само понятие общего трудового стажа не приводится.


Трудовой кодекс РФ также применяет указанный термин, но в контексте трудового правового характера. Например, в соответствии со статьей 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» время ухода за ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж [41].

Таким образом, в законодательстве отсутствует единое понятие общего трудового стажа. Представляется, что для определения различной правовой природы общего трудового стажа, имеющего разные юридические последствия в тех или иных правоотношениях, требуются разработки критериев их разграничения. Полагаем, что данную проблему можно было бы решить в каждом конкретном виде правоотношений, в основу возникновения которых положен такой значимый юридический факт, как «общий трудовой стаж».

Разновидностью специального трудового стажа можно считать выслугу лет. Данный вид стажа используется на государственной службе как юридический факт, порождающий возникновение пенсионных правоотношений, а также правоотношений, связанных с предоставлением гарантий при прохождении государственной службы. Легального понятия выслуги лет как основания возникновения названных выше правоотношений в законодательстве не закреплено. Исходя из положений действующего законодательства, например, Федеральных законов «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [9], «О прокуратуре Российской Федерации» [17] и ряда других нормативных правовых актов, регулирующих ту или иную государственную службу, применительно к пенсионным правоотношениям пенсии, выслугу лет как разновидность трудового стажа можно определить как суммарную продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемую при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.