Файл: Современные политические режимы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

характер влияния, оказываемого обществом на направленность политического процесса;

наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;

роль армии в обществе, а также ее политический статус;

статус средств массовой информации, наличие цензуры либо ее отсутствие, а также степень гласности в обществе. [7, с. 119]

Рассматривая подробнее признаки политического режима, можно отметить, что по содержанию политический режим близок к политической системе, так как он решает вопросы политической и социальной стабильности общества.

Любой режим опирается на исторически сложившуюся систему культурных и моральных ценностей, уклад жизни, экономическую систему. При этом стоит отметить, что при осуществлении методов и способов воздействия на население, любое действие отзывается внутри этой исторически сложившейся системы. В этом смысле любой политический режим имеет одной из своих целей разрешение существующих или возможных в будущем конфликтов между государством и обществом.

Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей.

Следует подчеркнуть, что режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации. [7, с. 119]

Таким образом, политический режим - способ взаимодействия государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Политический режим соотносится с политической системой государства. Разграничение понятий «политический режим» и «государственный режим» привело к обширной дискуссии между учеными и юристами, мнения которых значительно разнятся. Одни ученые считают, что государственный режим является составной частью политического режима, другие отождествляют данные понятия, а третьи рассматривают политический режим и государственный режим как совершенно разные понятия.

Политический режим имеет ряд признаков, к числу которых относят: механизмы властвования, способы урегулирования социальных и политических конфликтов, политический и юридический статус и роль армии в обществе и другие.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

2.1 Демократические политические режимы

Политические режимы, существующие в мире, многообразны. Их группирование на типы подразумевает выделение демократических и недемократических (антидемократических) политических режимов.

Демократия является самым сложным и многогранным политическим режимом из всех типов политических режимов. Термин «демократия» впервые был употреблен Аристотелем и обозначает «власть народа, народовластие».

Основной идеей демократии как политического режима является свобода выбора, которую государство предоставляет всему населению, независимо от его пола, расы, национальной принадлежности, возраста, вероисповедания, отношению к политическим организациям и объединениям и так далее. То есть каждый гражданин, лицо без гражданства или иностранный гражданин свободны в своем развитии, деятельности, защищены от дискриминации по всем возможным критериям. [5, с. 19]

Демократический политический режим имеет определенные черты, которые являются характерными только для него. К числу таких черт относят:

избрание представительных органов государственной власти посредством всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании;

исключительное право на издание общегосударственных законов имеет только парламент;

разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также наличие механизма сдерживания и противовесов между ними;

многопартийность, наличие в партийной системе политических партий как поддерживающих политику государства и существующий строй государства, так и отрицающих их, но действующих рамках Конституции;

принятие решений, непосредственно связанных с политикой, а также тесно соприкасающихся с ней, большинством, но при уважении и с учетом интересов меньшинства;

отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Демократический политический режим также имеет свои признаки, которые в некотором роде схожи с характерными ему чертами. К признакам демократического режима относят:

1. Участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой или представительной демократии. Данный признак отражает то, что население участвует в осуществлении государственной власти и принятии важных политических решений двумя способами: когда граждане непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни, например, на референдуме (прямая демократия) или когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы (представительная демократия).


2. Принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства. В основе принятия решений лежит общая воля, вырабатываемая с помощью консенсуса (общего согласия), а если его достичь не удается, то принимается компромиссное решение (соглашение на основе взаимных уступок), устраивающее и большинство, и меньшинство.

3. Развитое гражданское общество. Гражданское общество представляет собой совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих личные и общие интересы.

4. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям. Избиратели, то есть граждане, достигшие возраста 18 лет, не являющиеся недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, участвуют во всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании для избрания органов государственной власти.

5. В отличие от тоталитарного режима, демократический политический режим предполагает, что все конфликты, в том числе с оппозиционерами необходимо разрешать мирно, путем проведения переговоров, убеждений различного рода, а не путем применения жестких мер, включающих в себя насилие, репрессии и тому подобное.

6. Населению дается полная свобода выбора действия, направлений его деятельность, выбора вероисповедания и так далее. Никто не может быть принужден к принятию какого-либо решения. Свобода действия распространяется на все сферы жизни общества, однако нормативными правовыми актами помимо предоставления гражданам прав, свобод и гарантий их реализации, устанавливаются запреты. При несоблюдении запретительных норм лицо несет ответственность. [5, с. 22]

7. Населению предоставляется открытая информация о государственной политике, происшествиях, катастрофах, авариях, о состоянии окружающей среды и так далее, за исключением информации, содержащей государственную, коммерческую или иную тайну, не подлежащую разглашению в соответствии с законом.

8. Реальное осуществление принципа разделения властей. Государственная власть делится на три ветви, которые существуют независимо друг от друга: законодательную, исполнительную и судебную.

9. Многообразие форм собственности, рынок, конкуренция. Имущество может находиться в частной, муниципальной государственной и иных формах собственности. Экономическая политика государства осуществляется на основании рыночной системы и конкуренции.

10. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон должен соблюдаться всеми и везде, независимо от субъекта федерации, гражданства лица или занимаемой должности. [9, с. 115]


Специфика и уникальность демократического устройства власти состоит в наличии у нее универсальных способов, методов и механизмов организации политического порядка. В зависимости от таких способов, методов и механизмов выделяют три вида демократии:

1. Представительная демократия.

2. Прямая демократия.

3. Плебисцитарная демократия.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. Чаще всего такая форма демократии используется, когда от граждан не требуется никакой специальной подготовки. Например, такая форма участия в осуществлении государственной власти распространена при решении проблем местного характера, проблем, возникающих в рамках самоуправления, а также при разрешении межнациональных конфликтов.

Выделяют ряд методов, с помощью которых осуществляется прямая демократия. К числу наиболее распространенных из них относят народное голосование (референдум) всенародное голосование, посредством которого принимаются решения по важным государственным вопросам. Решения, принимаемые на референдуме, являются обязательными для исполнения. В настоящее время в большинстве государств население не может принимать решения, связанные с государственным бюджетом, введением налогов, ратифицированием и денонсированием международных договоров, объявлением войны и так далее.

Близкой к прямой демократии формой власти является плесбицитарная демократия. Данная форма демократии заключается в том, что она предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением ли отрицанием вынесенного руководителем государства или государственным органом проекта закона или какого-либо решения. Данная форма демократии отличается от прямой тем, что принятое народом решение не имеет обязательного характера, оно может учитываться при принятии решения, но не предопределяет действия правящих структур.

Представительная демократия является самой сложной из всех видов демократий.

Данная форма демократии в широком смысле включает в себя в широком смысле все выбранные органы, включая законодательные и исполнительные. В узком смысле представительная демократия включает в себя выборные органы парламентского типа на государственном и региональном уровнях, которые и являются представительными.

Опыт политического развития, сформировавшийся и накопившийся на сегодняшний день, показывает, что единственным средством, которое может предотвратить перерастание демократии, в какую - либо из форм диктатуры, является подчинение деятельности всех органов государственной власти и их структурных подразделений ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида как члена общества. Предполагается, что именно такая ориентация деятельности органов и организаций, осуществляющих государственную власть тем или иным способом, предотвращает использование выборов и иных демократических процедур с целью предоставления преимуществ отдельным группам населения или силам, заинтересованным в сломе демократических порядков.


Таким образом, демократия представляет собой способ функционирования политической системы, организации жизни общества, основанный на признании народа единственным источником власти государства, на его праве участвовать в выборах государственных и муниципальных органов, в решении государственных и общественных дел и наделении граждан обширным количеством прав и свобод.

К существенным признакам демократии относят участие граждан в политической жизни общества, наличие развитого гражданского общества, легитимность государственной власти, политический плюрализм, выборность органов государственной власти, гласность, провозглашение прав и свобод человека и гражданина и другие. Выделяют несколько видов демократии: прямую (непосредственную), плебисцитарную и представительную. В настоящее время в большинстве стран политическим режимом является демократический политический режим.

2.2 Антидемократические политические режимы

Иначе институт прав и свобод гражданина складывается в антидемократических режимах, где гражданин ограничен в реализации своих прав и свобод, даже если они установлены государством и конституционно закреплены. Например, Конституция СССР 1936 года утверждала право и свободу человека на тайну личной жизни. Однако еще достаточно долгое время после принятия Конституции СССР в советском законодательстве отсутствовала регламентация рассматриваемого института прав. И даже проект Уголовного кодекса СССР 1947 года не содержал главы о преступлениях, посягающих на частные права граждан. Это подтверждает декларативный характер правовых норм о правах граждан, закрепляемых тоталитарным государством. Наблюдается даже закономерность: чем более недемократичен режим, тем больше пустых, не работающих прав и свобод он может позволить себе закрепить в конституции. [27, с. 305]

Из вышеизложенного вытекает вопрос о положении средств массовой информации. Монополия государства на СМИ может выступить основным признаком, характеризующим тоталитарные политические режимы. Для управления населением страны необходимо подчинить их мышление нужной идеологии. Этого можно достичь, в частности, исключив из литературы, радио, телевидения и т.д. любую информацию, порочащую, высмеивающую, критикующую существующий политический режим.