Файл: Модель "управленческой решетки" как инструмент для лидерства в орагнизаии ООО «Меридиан».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Модель «управленческой решетки»
Глава 2. Исследование стиля руководства с использованием управленческой решетки в ООО «Меридиан»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Исследование лидерских качеств руководителя и стиля руководства
Глава 1. Теоретические основы использования модели «управленческой решетки» как инструмента для лидерства в организации
1.1. Основы лидерства
Организации, которые добиваются успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамического и эффективного руководителя, способного для достижения целей влиять на других людей, то есть лидера. Слово «лидер» в переводе из английского значит ведущий. Лидер - не просто лицо, которое имеет авторитет и доверие, это человек, за которым следуют люди.
Природа лидерства может быть лучше понятна, если ее сравнивать с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, в первую очередь полагается на должностную основу власти. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального влияния, а точнее взаимодействия в организации. Это более сложный процесс, который требует высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство, в отличии от управления, допускает наличие в организации последователей, а не просто подчиненных.
Отношения «начальник - подчиненный», которые характерны для традиционного взгляда на управление, меняются отношениями «лидер - последователь». Процесс влияния на людей с позиций о занятой должности называется формальным лидерством. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства[1].
Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном соединении разных источников власти и направлен на побуждение людей к достижению общих целей[2].
Следовательно лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Эффективное лидерство подразумевает всесторонний самоанализ. Главными в работе лидера является власть и влияние.
Ситуационный подход к лидерству подразумевает разное поведение лидера в зависимости от ситуации - директивное и поддерживающее лидерство; лидерство направленное на успех и т.д. В теории менеджмента существует ряд моделей ситуативного лидерства, которые дополняют друг друга. Это модели Фидлера, Персея и Бланшарда, Пауза и Митчла, Врума - Йеттона- Яго.
В последнее время появилась новая концепция, которая объединяет все существуя модели, это - концепция атрибутивного лидерства. Она концентрируется на способности лидера создать новое виденье проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей, вызвать у них энтузиазм к действиям по достижению целей организации.
Лидерство - это не управление. Управление сосредоточивает внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Расхождение между лидером и менеджером доказывается по многим позициям (таблица 1).
Таблица 1
Отличия менеджера и лидера[3]
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Очевидно, что на практике не наблюдается идеальный баланс этих двух типов отношений управления. Как показывает практика, значительная группа менеджеров во многом имеет лидерские качества, а обратный вариант встречается в реальной жизни редко.
1.2. Концепции лидерства
Традиция исследования лидерского поведения имеет давнюю историю. В большинстве случаев теории, объясняющие специфику лидерского поведения, носили рецептурный характер, т.е. они описывали идеал лидерского поведения и предлагали рекомендации, позволяющие достичь этого идеала. Именно к таким работам можно отнести легендарные книги «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы, «Князь» Макиавелли, «Искусство войны» Сунь Цзы и др.
Сегодня принято выделять следующие подходы к исследованию феномена лидерства:
теория личных черт;
поведенческий подход;
ситуационные теории лидерства.
Рассмотрим их более подробно, в таблице 2 указаны особенности каждого подхода.
Первый подход основан на позиции лидерских качеств, который получил название традиционного (или теория больших людей). Суть подхода заключается в том, что лидерами рождаются, а не становятся. В результате исследователи обнаружили достаточно большой перечень лидерских качеств, некоторые из них - это интеллект, образование, привлекательная внешность, честность, инициативность, уверенность в себе и тому подобное. В то же время, эта теория имеет определенные недостатки, а именно: перечень качеств не имеет конца, отсутствует тесная взаимосвязь между качествами лидера, сформирован окончательный портрет лидера. Этот подход стал своеобразным толчком к развитию других концепций.
Таблица 2
Подходы к исследованию феномена лидерства[4]
Подход |
Основные представители |
Описание |
Теория личных черт |
А. Файоль, М. Фоллет, О. Тид |
Подход, в рамках которого исследовались отличительные черты реальных лидеров. Предполагалось, что лидером является человек, обладающий этими чертами. Этот подход сложился в 1940-х и продолжает активно развиваться до сегодняшнего дня. Ниже мы рассмотрим основные теории лидерских черт |
Поведенческий подход |
К. Левин, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Р. Блейк, Дж. Моутон |
Подход, разрабатываемый в рамках школы поведенческих наук. В рамках этой школы утверждалось, что лидер отличается от других людей стилем собственного поведения. Исследования были направлены на определение стиля лидерского поведения |
Ситуационные теории лидерства |
Р. Стогдилл, А. Бевелас, Ф. Фидлер, В. Врум, П. Йетон, А. Джаго, Р. Хаус, Г. Митчел |
Подход, в рамках которого утверждалось, что лидерство является комплексным феноменом, зависящим от многочисленных ситуационных факторов |
Основным и самым важным является подход с точки зрения динамики поведения - это поведенческий подход. Он создал основу для классификации стилей руководства (демократический, авторитарный, либеральный) и стилей поведения. Согласно поведенческим подходом к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: статически (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ лидерского поведения). Поведенческий подход основывается на выводах, сделанных на базе наблюдений образов лидерского поведения. Данный подход обострил проблему изучения лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей к достижению целей организации. В то же время, его главный недостаток заключался в том, что существует только один стиль руководства. Вполне вероятно, что эффективность стиля зависит от характера руководителя и конкретной ситуации.
Третий подход к определению концепции лидерства - это концепция ситуационного лидерства. Наблюдения над тем, как те же лица в разных группах могут занимать различное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли, привели исследователей к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.
Несмотря на то, что каждый из рассмотренных подходов продолжает развиваться, в практике управления и формирования лидерского поведения следует использовать знания, полученные в рамках каждого подхода.
1.3. Модель «управленческой решетки»
Стиль управления - это стиль поведения руководителя относительно своих подчиненных, изменяющийся зависимо от ситуации, захватывает субъективно-психологические характеристики руководителя и является устремленным на достижение назначенных заданий. Поведение – это суммарность действий и поступков, образ жизни, обусловленные действия умение вести себя соответственно с определенными правилами[5].
Менеджмент и практическая психология заявляют о том, что для многих подчиненных при получении приказаний от менеджера большущее значение имеют следующие факторы: манера поведения руководителя, тон, конкретные слова. Весьма важно учитывать и подбирать роли, отвечающие профессиональности для любого сотрудника индивидуально. Из подобных факторов заключается конкретный стиль управления. Обычно, он подкреплен опытом, воспитанием системой ценностей руководителя, профессиональными знаниями, его темпераментом - всем, что определяет личность.
Каждый руководитель обязан быть психологом, ведь верно избранный стиль управления увеличивает качество и эффективность работы, сказывается на результатах работы коллектива. Поведение руководителя, его способность руководить подчиненными формирует здоровый климат в коллективе, содействует развитию творческой инициативы работников, а это в конечном результате дает не меньший производственный эффект, чем автоматизация труда.
Роль стилей управления велика, так как они воздействуют на показатели деятельности организации, на психологический климат в коллективе, исполнительную дисциплину.
На основании анализа литературных источников можно выделять главные черты стилей управления:
− гибкость (меняется в зависимости от ситуации);
− целенаправленность (направление на достижение конкретных производственных целей);
− субъективность (связана с действиями субъекта - человека, лица; отражает мысли, переживания только данного субъекта);
− адекватность ситуации (то есть используется в конкретной ситуации);
− объективность (существование вне человеческого сознания и независимо от него, независимо от воли, желаний человека. Все же стиль управления зависит от моральных норм, политических и социально-экономических факторов);
− динамичность (современная бизнес среда характеризуется неопределенностью и динамикой, потому довольно быстро могут меняться задание и приоритеты компании, при этом в соответствии меняются во времени стили управления);
− актуальность (значителен для данного времени);
− обосновываются на характере личности руководителя;
− стиль - это не врожденное качество, а формируется он в процессе деятельности и изменяется, его можно корректировать и развивать;
− предопределен культурными ценностями, традициями организации и тому подобное.
Искусство управления - это в конкретных пространственно-временных условиях и для подчиненной группы работников подобрать такой комплекс управленческих действий, который сможет обеспечить наибольшую эффективность работы группы.
При этом появляется вопрос о способности руководителя изменять свой стиль в зависимости от ситуации: возникает вопрос о факторах, формирующих стиль управления. И эти факторы можно разделить на:
- объективные, независящие или мало зависящие от руководителя;
- субъективные - зависящие от руководителя.
Объективные факторы можно поделить на общие и индивидуальные. К общим факторам можно отнести: социально-политические отношения в обществе, вид деятельности организации, стиль управления вышестоящего руководителя и особенности управляемого коллектива. К индивидуальным факторам относятся: социальное происхождение руководителя, полученное им воспитание, его темперамент и здоровье. К субъективным факторам можно отнести: потребности, удовлетворяющие человека, когда он становится руководителем, его знания, навыки управленческой деятельности, ценностные ориентации и характер[6].
Наиболее распространённой и объективной типологией стилей управления является классификация К.Левина.
Собственную классификацию стилей управления он рекомендовал ещё в 1938 г., когда менеджмент, как наука, лишь только начал свое развитие, а теории эффективного взаимодействия начальника и подчинённых глубоко еще не разрабатывались. Можно сказать, что почти все известные нам сегодня классификации управленческих стилей созданы на теории Курта Левина. На основании экспериментальных данных Левин определил три основных стиля:
- авторитарный (директивный);
-демократический (коллегиальный);
- нейтральный (попустительский).
Стили разнятся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений. Дадим краткую характеристику каждому из стилей.