Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Сущность понятий «воспитание» и «самовоспитание»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы самостоятельности младших школьников
Глава 2. Организация процесса самостоятельности младших школьников
2.1 Педагогический опыт организации процесса самостоятельности младшего школьника
2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельности младшего школьника
Введение
Идея воспитания человека по-разному воплощается и развивается в различные периоды временных эпох. О воспитанности человека говорят многие показатели: речь, манера поведения, стиль общения, отношение к деятельности, отдельные поступки, ценностные ориентации. Но воспитание не может быть эффективным в полной мере, без самостоятельности. Самовоспитание необходимо человеку для долгой и счастливой жизни, поскольку в его основе лежат вечные ценности: здоровье, семья, работа, уважение. Школа обязана уделять особое внимание самовоспитанию школьников. В процессе самостоятельности учащиеся смогут приобрести те или иные ценные качества, которые не прививались в школе, но которые будут необходимы им для успешной реализации в социуме. В современном образовании тема самостоятельности личности является актуальной.
В современном мире обострилась проблема духовного и нравственного развития личности, что ведет к опасности моральной деградации общества. Одним из способов преодоления этой проблемы является актуализация процесса самостоятельности школьников.
Объект исследования: воспитание и самовоспитание младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы самостоятельности младших школьников.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные способы самостоятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- Выявить особенности развития младшего школьного возраста;
- Выявить специфику формирования самостоятельности младших школьников;
4. Раскрыть способы организации процесса самостоятельности
5. Предложить методические рекомендации по организации самостоятельности младшего школьника
Методы исследования:
- изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы;
- теоретический анализ и обобщение литературных источников;
- наблюдение, беседа.
Изучение педагогического опыта:
Методологическая основа исследования:
Основой для исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов и психологов: B.П.Вахтерова, П.Ф.Каптерева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева. Олпорта, А. Маслоу и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы самостоятельности младших школьников
Организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности обучающихся, укрепление интереса их к жизни, любви к своей стране, потребности совершенствоваться есть важнейшая задача работы классного руководителя. Наиболее системно, последовательно и глубоко она реализуется укладом всей школьной жизни. Во все времена самой большой проблемой является необходимость разобраться, где Добро, а где Зло. Поэтому проблема самопознания, самостоятельности и самовыражения актуальна и требует своего решения. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется, воспитывается и реализуется.
П.П. Блонский в свое время писал: «Мы должны воспитать человека, способного создать собственную жизнь, способного к самоопределению… Воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самостоятельности». [ 1, с. 34]
Несколько иными словами эту же мысль выражал психолог С.Л.Рубинштейн: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей… Успех работы, по формированию духовного облика человека, зависит от этой внутренней работы. От того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять». [4, с. 16]
Мы считаем позиция классного руководителя в школе – защитник, друг, советчик и источник веры, силы духа, которой у обучающихся может иногда не хватать. Поэтому нами была создана программа воспитательной работы «Зажги свою звезду». Ведущая идея программы создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, пробуждающей интерес обучающихся к реализации потребности к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации, то есть, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самостроительства, самоопределения и самовыражения.
Воспитательная работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе предполагающем: педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самостоятельности; включение обучающихся в социальные и внутри коллективные отношения; формирование объективной самооценки.
Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных жизненных условиях онтогенеза и особых сенситивных периодов, когда человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать практику саморазвития на построение принципиально новой целостной системы, направленной на углубленное формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления, по З. Фрейду, воспитание - процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности [3].
Одним из подходов в понимании воспитания является концепция Г. Олпорта и А. Маслоу. Они являлись лидерами гуманистической психологии и рассматривали развитие человека как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание и самовоспитание, - как создание возможностей для самореализации. Это означает, что предоставление человеку свободного выбора в отсутствие (или минимального) действия внешней силы способствует тому, что человек предпочитает быть здоровым, независимым, стремится к дальнейшему оптимальному развитию себя как единого целостного.
Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов само регуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.
Самовоспитание - относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности, самовоспитание становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности [4].
Содержание самостоятельности раскрывается через его функции:
- компенсаторная: реализуется в процессе приобретения профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
- адаптационная: позволяет специалисту адекватно реагировать на изменяющиеся условия в своей профессиональной деятельности;
- развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей профессиональной деятельности, непрерывно обогащая творческий потенциал своей личности.
В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеют ценностные ориентации ее субъекта, - осознанные специалистом идеологические, моральные, психологические, эстетические, социально – политические основания оценивания окружающей действительности. Специалистом должен оказываться человек, способный продемонстрировать в доступной для клиента форме способ преодоления обстоятельств трудной (кризисной) жизненной ситуации в гармонии личного и общественного. Специалист должен направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в клиенте, создавать для клиента условия, позволяющие ему раскрыться, реализовать свой собственный потенциал.
Существенные стороны процесса воспитания и самостоятельности специалиста раскрываются при анализе закономерностей и принципов воспитания и самостоятельности.
Принцип воспитания – это основополагающее требование к процессу воспитания, основанное на законе, ведущая идея, определяющая действия специалиста, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям. Можно выделить основные принципы процесса воспитания и самостоятельности специалиста педагога:
- Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности специалиста в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности специалиста его самообразования и самостоятельности. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
1. установка на «проблемность», которая формирует мотивы самообразования и самостоятельности;
2. установка на самосознание, самооценку своей профессиональной деятельности, стимулирующие ее улучшение;
3. установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самостоятельности с личностно - значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
- Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки: целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и самовоспитанием;
1. планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
2. самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, само актуализация, развитие мотивационной и познавательной сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
- Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
1. самоконтроль;
2. саморегулирование;
3. индивидуализацию самообразования и самостоятельности;
4. мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самостоятельности;
5. коррекцию результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.[5]
Проблема самостоятельности – актуальна для младших школьников в связи с освоением учебной деятельности. Навыки самостоятельности, сформированные в этом возрасте, напрямую влияют на силу воли и самоорганизацию в подростковом и юношеском периодах.
Младшие школьники только – только делают первые неуверенные шаги в большой мир социума, они только начинают познавать себя как личность и уже ищут ответ на вопрос: «А как же мне утвердиться? Как стать лучше?». Ребёнок младшего школьного возраста постоянно нам повторяет: «Вот он Я! Я – такой.».
Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Именно поэтому первостепенной задачей учебно-воспитательного процесса является развитие и поддержание высокой активности младших школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.
В этой связи С.Л. Рубинштейн говорил: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять».
На основе данного суждения мы можем сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.