Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Сущность понятий «воспитание» и «самовоспитание»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направление: “Интеллект” (общеинтеллектуальное)

Цель:оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

  • определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития,
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии,
  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
  • сохранить любопытство и информационную ненасыщенность.

Основные моменты деятельности:

  1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организация коррекционной работы.
  2. Интеллектуальное развитие учащихся класса. Формирование культуры умственного труда.
  3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
  4. Сотрудничество с психологической службой школы по организации развивающих коррекционных занятий интеллектуальных возможностей младших школьников.

Формы реализации:

  • Мониторинги знаний, умений и навыков по учебным предметам.
  • Уроки знаний.
  • Внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, познавательные игры-путешествия, интеллектуальные соревнования).
  • Участие в школьных мероприятиях (предметная Олимпийская неделя, интеллектуальная ярмарка и др.)
  • Проектная деятельность (“Путешествие в хлебную страну”, “Учебная книга – наш друг”, “Посох Деда Мороза”, “Растения, которые меня окружают дома”, “Комнатные растения” и др.)
  • Экспериментальная деятельность. (Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. На этом и основана экспериментальная деятельность.)
  • Экскурсии познавательного характера.
  • организация кружков и факультативов познавательного характера (“Почемучки”, “Мозгодром”, “Умники и умницы”).
  • Участие в районных, краевых, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Направление “Общение” (социальное).

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
  • формировать у учащихся культуру общения в системе “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”, “ученик – ученик”;
  • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
  • учить учащихся приёмам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности:

  1. Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
  2. Активное включение в жизнь школы на основе работы школьной детской организации “Маленькая страна”.
  3. Создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя положительные эмоции.
  4. Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.

Формы реализации:

  • Организация самоуправления в классной группе “Растишки” (положение о группе “Растишки” прилагается).
  • Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.
  • Игры и упражнения на формирование уверенности в себе.
  • Упражнение на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
  • Вести работу по вовлечению детей в различные кружки (по интересам, спортивные и др.)
  • Сотрудничество с психологом, с учителями-предметниками, с воспитателями.
  • Традиционные праздники: “Посвящение в первоклассники”, “Праздник Осени”, “Новогодний праздник”, “День защитников Отечества”, “А ну-ка, девочки!”, “День славянской письменности”, “До свидания, школа! Здравствуй, лето!” и др.
  • Участие в работе кружков ( “Кукольный театр”, “Театральный” и др.).

Игры, упражнения, занятия в кружках помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость, смекалку, помогут получить радость от общения друг с другом.

Если не научить ребёнка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности.

Направление “Нравственность” (духовно-нравственное).

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём;
  • воспитание доброго отношения к окружающим людям, к природе;
  • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
  • формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные моменты деятельности:

  1. Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  2. Знакомство учащихся с нравственными позициями прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
  3. Формы реализации:
  4. Уроки памяти.
  5. Конкурсы рисунков, газет, плакатов.
  6. Встреча с военной поэзией, чтение книг на военную тему.
  7. Цикл мероприятий “Спешите делать добро”.
  8. Цикл бесед: “Школа вежливости”, “О доброте и отзывчивости”, “Ты не один на свете” и др.

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки.

Направление: “Здоровье” (спортивно-оздоровительное).

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
  • способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
  • знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.

Основные моменты деятельности:

  1. Сотрудничество с медицинскими работниками школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
  2. Сотрудничество с психологической службой школы-интерната с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самостоятельности.
  3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  4. Формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
  5. Сотрудничество с работниками ГИБДД с целью формирования навыков грамотного передвижения по улицам.
  6. Формы реализации:
  7. Спортивные праздники и соревнования.
  8. Недели, месячники здоровья.
  9. Проекты “Здоровье и безопасность”, “Утренняя зарядка”, “История Олимпийских игр” и др..
  10. Физкультминутки, физкультпаузы.
  11. Подвижные игры.
  12. Факультатив “Разговор о правильном питании”.
  13. Спортивные секции.
  14. Цикл бесед и игровых мероприятий по правилам дорожного движения.

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе.


Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  • развитость творческих способностей учащихся;
  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  • сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями будут использованы традиционные и нетрадиционные методики воспитательного процесса:

  • методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
  • модифицированный тест Н.Е.Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”;
  • методика “Герб класса”;
  • тест “Цветок настроения”;
  • сочинение-рассуждение “Каким я стал за этот год и почему”;
  • творческая мастерская “Я и класс, в котором я живу”.

Выводы по главе 2

Показателями сформированности навыков самоорганизации и тайм-менеджмента у младших школьников является улучшение школьной мотивации, успешное прохождение адаптации и снижение тревожности.

Основной целью программы формирования навыков самоорганизации и тайм-менеджмента у младших школьников при адаптации к школе является коррекция тревожности, социального стресса, связанного с адаптацией к школе и повышение мотивации к учению.

Задачи программы:

- Способствовать снижению школьной тревоги у детей.

- Способствовать снижению социального стресса, связанного с адаптацией в школе.

- Способствовать повышению мотивации к учению.

Изучив и проанализировав научные концепции и теории связанные с навыками самоорганизации и тайм-менеджмента, пришли к выводу, что младшие школьники, которые только начинают учиться, нуждаются в формировании навыков самоорганизации. Самоорганизация – это сознательная работа над собой с целью совершенствования эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач. Само организованная личность воспитывается через влияние внешней среды на внутреннюю потребностно-мотивационную сферу данной личности. Причём, приоритетную роль играют общественная среда, средовые условия для развития способности к самоорганизации. Основные качества, присущие личности с высокой самоорганизацией: творческая самостоятельность мысли, уверенность в себе, отсутствие тревожности, высокий уровень мотивации к учению. Деятельность, связанная с процессами обобщения (свёртывания) и переноса информации; деятельность с целью самопроверки полученных результатов (сравнение, рефлексия), направленная на культурное оздоровление личности (здоровье сбережение), - выбор этих видов деятельности предопределён качествами, характерными для личности с высокой самоорганизацией. Учителя и психологи, работая с младшими школьниками должны проводить работу по формированию навыков организовать себя. Занятия проводятся, используя различные методы и приемы. Игровые методики и тренинги помогают проиграть проблемные ситуации и взглянуть на них со стороны. Дискуссии помогают рефлексировать полученный опыт.


С целью, изучить перспективы формирования навыков самоорганизации и тайм-менеджмента у младших школьников в период адаптации к школе, было проведено экспериментальное исследование. На основе результатов экспериментального исследования на формирующем этапе была разработана программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе с применением методов и приемов тайм-менеджмента.

Заключение

В современном мире процесс самостоятельности играет важную роль. При воспитании саморазвитию уделяется большое значение. Самовоспитание является одной из форм технологии тайм-менеджмент. Ребенок воспитает у себя такие качества, как целеустремленность, организованность, точность, собранность. Тайм- менеджмент невозможно понять без стремления к саморазвитию.

Многие педагоги и ученые считали самовоспитание основой и придавали ему огромное значение. В тайм-менеджменте самовоспитание играет ключевую роль. Без старания и стремления все изменить у самого ребенка результата не добиться. В этом помогут такие приемы самостоятельности как само-принуждение, само-приказ, самовнушение, самоконтроль, само-корректировка, само-регуляция, само-стимуляция, само-одобрение, само-поощрение и самонаказание.

В каждом из основных технологий и понятий тайм-менеджмента можно применить все приемы самостоятельности.

В процессе исследования были выявлены и реализованы педагогические условия самостоятельности младших школьников с помощью тайм-менеджмента:

  1. Использование при выборе индивидуального образовательного маршрута младших школьников методик на развитие качеств личности (ответственность, целеустремленность, пунктуальность). Это позволило сформировать высокий уровень адаптации к различным условиям, компетенций.
  2. Использование новых информационных технологий, которые охватывают всё основное содержание курса по исследуемой нами проблеме. Все это способствовало эффективной реализации программы и осуществлению углубленной практики.
  3. Применение детьми полученных знаний как практические задания. Это условие способствовало эффективному развитию качеств личности.

(После списка литературы ,написать электронные ресурсы, и обязательно включить ссылку на ФГОС )