Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Сущность понятий «воспитание» и «самовоспитание»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы самостоятельности младших школьников
Глава 2. Организация процесса самостоятельности младших школьников
2.1 Педагогический опыт организации процесса самостоятельности младшего школьника
2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельности младшего школьника
Направление: “Интеллект” (общеинтеллектуальное)
Цель:оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития,
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии,
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- сохранить любопытство и информационную ненасыщенность.
Основные моменты деятельности:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организация коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие учащихся класса. Формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
- Сотрудничество с психологической службой школы по организации развивающих коррекционных занятий интеллектуальных возможностей младших школьников.
Формы реализации:
- Мониторинги знаний, умений и навыков по учебным предметам.
- Уроки знаний.
- Внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, познавательные игры-путешествия, интеллектуальные соревнования).
- Участие в школьных мероприятиях (предметная Олимпийская неделя, интеллектуальная ярмарка и др.)
- Проектная деятельность (“Путешествие в хлебную страну”, “Учебная книга – наш друг”, “Посох Деда Мороза”, “Растения, которые меня окружают дома”, “Комнатные растения” и др.)
- Экспериментальная деятельность. (Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. На этом и основана экспериментальная деятельность.)
- Экскурсии познавательного характера.
- организация кружков и факультативов познавательного характера (“Почемучки”, “Мозгодром”, “Умники и умницы”).
- Участие в районных, краевых, всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Направление “Общение” (социальное).
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
- формировать у учащихся культуру общения в системе “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”, “ученик – ученик”;
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
- учить учащихся приёмам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности:
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- Активное включение в жизнь школы на основе работы школьной детской организации “Маленькая страна”.
- Создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя положительные эмоции.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.
Формы реализации:
- Организация самоуправления в классной группе “Растишки” (положение о группе “Растишки” прилагается).
- Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.
- Игры и упражнения на формирование уверенности в себе.
- Упражнение на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
- Вести работу по вовлечению детей в различные кружки (по интересам, спортивные и др.)
- Сотрудничество с психологом, с учителями-предметниками, с воспитателями.
- Традиционные праздники: “Посвящение в первоклассники”, “Праздник Осени”, “Новогодний праздник”, “День защитников Отечества”, “А ну-ка, девочки!”, “День славянской письменности”, “До свидания, школа! Здравствуй, лето!” и др.
- Участие в работе кружков ( “Кукольный театр”, “Театральный” и др.).
Игры, упражнения, занятия в кружках помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость, смекалку, помогут получить радость от общения друг с другом.
Если не научить ребёнка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности.
Направление “Нравственность” (духовно-нравственное).
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём;
- воспитание доброго отношения к окружающим людям, к природе;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
- формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные моменты деятельности:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся с нравственными позициями прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формы реализации:
- Уроки памяти.
- Конкурсы рисунков, газет, плакатов.
- Встреча с военной поэзией, чтение книг на военную тему.
- Цикл мероприятий “Спешите делать добро”.
- Цикл бесед: “Школа вежливости”, “О доброте и отзывчивости”, “Ты не один на свете” и др.
Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки.
Направление: “Здоровье” (спортивно-оздоровительное).
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
- способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
- знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.
Основные моменты деятельности:
- Сотрудничество с медицинскими работниками школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
- Сотрудничество с психологической службой школы-интерната с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самостоятельности.
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
- Сотрудничество с работниками ГИБДД с целью формирования навыков грамотного передвижения по улицам.
- Формы реализации:
- Спортивные праздники и соревнования.
- Недели, месячники здоровья.
- Проекты “Здоровье и безопасность”, “Утренняя зарядка”, “История Олимпийских игр” и др..
- Физкультминутки, физкультпаузы.
- Подвижные игры.
- Факультатив “Разговор о правильном питании”.
- Спортивные секции.
- Цикл бесед и игровых мероприятий по правилам дорожного движения.
Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость творческих способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями будут использованы традиционные и нетрадиционные методики воспитательного процесса:
- методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- модифицированный тест Н.Е.Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”;
- методика “Герб класса”;
- тест “Цветок настроения”;
- сочинение-рассуждение “Каким я стал за этот год и почему”;
- творческая мастерская “Я и класс, в котором я живу”.
Выводы по главе 2
Показателями сформированности навыков самоорганизации и тайм-менеджмента у младших школьников является улучшение школьной мотивации, успешное прохождение адаптации и снижение тревожности.
Основной целью программы формирования навыков самоорганизации и тайм-менеджмента у младших школьников при адаптации к школе является коррекция тревожности, социального стресса, связанного с адаптацией к школе и повышение мотивации к учению.
Задачи программы:
- Способствовать снижению школьной тревоги у детей.
- Способствовать снижению социального стресса, связанного с адаптацией в школе.
- Способствовать повышению мотивации к учению.
Изучив и проанализировав научные концепции и теории связанные с навыками самоорганизации и тайм-менеджмента, пришли к выводу, что младшие школьники, которые только начинают учиться, нуждаются в формировании навыков самоорганизации. Самоорганизация – это сознательная работа над собой с целью совершенствования эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач. Само организованная личность воспитывается через влияние внешней среды на внутреннюю потребностно-мотивационную сферу данной личности. Причём, приоритетную роль играют общественная среда, средовые условия для развития способности к самоорганизации. Основные качества, присущие личности с высокой самоорганизацией: творческая самостоятельность мысли, уверенность в себе, отсутствие тревожности, высокий уровень мотивации к учению. Деятельность, связанная с процессами обобщения (свёртывания) и переноса информации; деятельность с целью самопроверки полученных результатов (сравнение, рефлексия), направленная на культурное оздоровление личности (здоровье сбережение), - выбор этих видов деятельности предопределён качествами, характерными для личности с высокой самоорганизацией. Учителя и психологи, работая с младшими школьниками должны проводить работу по формированию навыков организовать себя. Занятия проводятся, используя различные методы и приемы. Игровые методики и тренинги помогают проиграть проблемные ситуации и взглянуть на них со стороны. Дискуссии помогают рефлексировать полученный опыт.
С целью, изучить перспективы формирования навыков самоорганизации и тайм-менеджмента у младших школьников в период адаптации к школе, было проведено экспериментальное исследование. На основе результатов экспериментального исследования на формирующем этапе была разработана программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе с применением методов и приемов тайм-менеджмента.
Заключение
В современном мире процесс самостоятельности играет важную роль. При воспитании саморазвитию уделяется большое значение. Самовоспитание является одной из форм технологии тайм-менеджмент. Ребенок воспитает у себя такие качества, как целеустремленность, организованность, точность, собранность. Тайм- менеджмент невозможно понять без стремления к саморазвитию.
Многие педагоги и ученые считали самовоспитание основой и придавали ему огромное значение. В тайм-менеджменте самовоспитание играет ключевую роль. Без старания и стремления все изменить у самого ребенка результата не добиться. В этом помогут такие приемы самостоятельности как само-принуждение, само-приказ, самовнушение, самоконтроль, само-корректировка, само-регуляция, само-стимуляция, само-одобрение, само-поощрение и самонаказание.
В каждом из основных технологий и понятий тайм-менеджмента можно применить все приемы самостоятельности.
В процессе исследования были выявлены и реализованы педагогические условия самостоятельности младших школьников с помощью тайм-менеджмента:
- Использование при выборе индивидуального образовательного маршрута младших школьников методик на развитие качеств личности (ответственность, целеустремленность, пунктуальность). Это позволило сформировать высокий уровень адаптации к различным условиям, компетенций.
- Использование новых информационных технологий, которые охватывают всё основное содержание курса по исследуемой нами проблеме. Все это способствовало эффективной реализации программы и осуществлению углубленной практики.
- Применение детьми полученных знаний как практические задания. Это условие способствовало эффективному развитию качеств личности.
(После списка литературы ,написать электронные ресурсы, и обязательно включить ссылку на ФГОС )