Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Сущность понятий «воспитание» и «самовоспитание»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. Особенности развития младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует обучению ребенка с 1 по 4 класс. Первоклашка открывает для себя новый социальный мир, где он играет незнакомую до этого времени роль ученика. Вместе с ним появляются новые обязанности и права, которые требуют серьезного и осознанного поведения.

7-8 лет – это сензитивный период усвоения моральных норм и правил.

Следует отметить, что часто младшие школьники сами ставят перед собой определённые цели и задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели.

Педагоги - практики утверждают, что учащиеся начальной школы начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчёт в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность 3 к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании.

Ребенок уже психологически готов к их выполнению. Теперь в большей мере он может проявить самостоятельность и продемонстрировать сдержанность в поведении. В характере появляется много новых черт. Первоклассник начинает раскрывать себя как личность со своими взглядами и мнением, узнает о себе новое и интересное, и уже понимает, на что способен. Однако в начале школьного обучения все еще сохраняется некоторая детская непосредственность, свойственная старшим дошкольникам.

Игра по-прежнему является актуальной деятельностью для ребенка и остается важной частью его развития, формирования новых качеств личности. Он познает чувства сотрудничества и соперничества, знакомится с такими понятиями как справедливость и несправедливость, преданность и предательство, предубеждение и равенство, лидерство и подчинение. Игры с друзьями занимают центральное место и носят социальный характер: дети выдумывают тайные общества, пароли, шифры для вступления в них и общения.

Однако с момента поступления в школу ведущим видом деятельности становится обучение, благодаря которому идет интеллектуальное развитие ребенка, расширение кругозора, формируется мировоззрение, происходит нравственное и социальное становление. Важно не просто освоить багаж знаний, но и осмыслить их, продуктивно использовать, самостоятельно обогащать[5].


Здесь важно мотивировать ребенка. Для многих первоклашек обучение воспринимается как игра, которая привлекает школьными принадлежностями, новой одеждой, ролью ученика. И это можно использовать как привлечение интереса к процессу получения знаний. Но только на первых порах. Ведь внешняя атрибутика школьной жизни вскоре станет привычной. Далее будет актуально поддержать познавательный интерес как наиболее эффективный мотив обучения. Познавательные мотивы активизируются как раз у первоклассников, которым обычно нравится учиться читать, писать, считать.

В младшем школьном возрасте заканчивается переход к словесно-логическому мышлению и оно становится центральной функцией. Развитие мышления подстегивает процесс обучения, где ребенку приходится включаться в решение различных дидактических задач. При этом оно активно использует такие мыслительные операции как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Поэтому в этом возрасте можно говорить об обратимости мыслительного процесса. Ученик для выполнения задания мысленно может проделать следующие действия:

  • разделить предмет на элементы, а затем воссоединить все части в целостный образ;
  • найти сходства и различия между объектами;
  • определить объект по имеющимся признакам;
  • сосредоточится на нескольких признаках сразу, соотнести их;
  • проследить изменения объекта со временем.

Благодаря обратимому мышлению ребенок способен к рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формированию умозаключений.

Дальнейшее развитие речи обусловлено изменением социальной ситуации развития, которая способствует расширению круга общения. В процессе обучения ребенку приходится отвечать на вопросы учителя, взаимодействовать со сверстниками. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети посещают дополнительные занятия, спортивные секции, кружки. В результате многочисленных ситуаций общения они перенимают новые слова и фразы, проявляют собственную речевую активность.

Показателем уровня развития речи в этом возрасте является контекстная речь, с помощью которой можно описать ситуацию так, чтобы она стала понятной собеседнику без непосредственного ее восприятия. Данным видом речи ребенок овладевает под влиянием систематического общения еще в дошкольном возрасте. Но в полной мере такая способность к описанию событий раскрывается в младшем школьном возрасте.

В результате обучения появляется письменная речь, через которую ребенок демонстрирует умение правильно писать слова, строить предложения, расставлять знаки препинания.


Совершенствуется способность хранить и извлекать информацию. Ученик уже разбирается в том, каким образом ему это лучше всего удается: при зрительном контакте, через слуховое восприятие и т. д. Необходимость запоминать учебный материал способствует развитию кратковременной, долговременной и оперативной памяти.

Совершенствуется способность концентрироваться на задании. Однако в начале школьного обучения ребенок организует себя по требованию учителя. Поэтому произвольность внимания еще нестабильна. Удержать его можно высокой мотивацией и волевым усилием [9].

Поскольку игра все еще является актуальной и значимой деятельностью для первоклашек, на уроках можно использовать игровые приемы и дидактические игры. Это поможет увлечь ребят. Длительность занятий необходимо начинать с 35 минут и постепенно увеличивать до стандартной продолжительности урока.

Для восприятия детей этого возраста характерна слабая дифференцированность: они часто путают предметы, их свойства. Поэтому это следует учитывать при подаче учебного материала. Младшим школьникам лучше воспринимают яркие предметы, подвижные на фоне неподвижных, рисунок или схему. Если ребенок сам участвует в деятельности, это повышает его интерес и материал усваивается лучше.

Первоклассникам в большей степени характерно воссоздающее воображение, которое опирается на конкретные предметы. Но в дальнейшем на первое место выступает слово: появляется продуктивное воображение. Ученик может придумать рассказ на основе имеющихся у него в уме образов, не опираясь на картинки.

В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность представлять себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, вычленить свои индивидуальные качества, свое отличие от остальных. Было также показано, что у детей с адекватными и устойчивыми представлениями о себе в содержание этих представлений входят достаточно сложные и обобщенные качества личности. Для них характерно умение анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе и быстро приобретают навыки самоконтроля. У детей с неадекватными и неустойчивыми представлениями о себе число осознаваемых ими собственных качеств очень мало, нет умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Недостаточные знания самих себя приводят детей с низким уровнем представлений о себе к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои возможности и силы [9].


Потребность в самопознании еще более явной становится у учащихся 5-х-6- х классов. Традиционно этот возраст (10-12 лет) относят к младшему подростковому. Относительная уравновешенность детей, их открытое и доверчивое отношение к взрослым позволяет говорить о больших воспитательных возможностях данного возраста (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман).

    1. Формы, методы и приемы самостоятельности младших школьников

Проблема самостоятельности – актуальна для младших школьников в связи с освоением учебной деятельности. Навыки самостоятельности, сформированные в этом возрасте, напрямую влияют на силу воли и самоорганизацию в подростковом и юношеском периодах.

Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры.

Следует отметить, казалось бы, очевидный, но невероятно важный факт, который состоит в том, что формирование качеств личности младшего школьника путём самостоятельности происходит во всех социальный областях: в семье, школе, в коллективе сверстников, в досуговых центрах, кружках и секциях.

Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять [7].

На основе данного суждения мы можем сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой. Следует отметить, что часто младшие школьники сами ставят перед собой определённые цели и задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели.


Одним из примеров того, как можно проводить с детьми младшего школьного возраста различные методики по формированию самостоятельности во внеурочной деятельности являются занятия, во второй половине дня, чаще всего эти занятия касаются групп продлённого дня или занятия с целым классом (малыми группами детей), индивидуальные занятия, которые включены в базисный учебный план школ РФ.

Таблица 1 - Этапы формирования навыков самостоятельности

Этап

Пояснение

1. Принятие решения

Выбор или формирование идеала, к которому можно стремиться в процессе самостоятельности

2. Самопознание.

Выявление и самооценка уровня развития того или иного качества и свойства личности

3. Выбор средств, составление плана

Формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самостоятельности

4. Реализация планов

Практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров

Далее рассмотрим методы формирования навыков самостоятельности:

1. Метод самоубеждения (ребёнок сам выявляет свои недостатки – например: неумение держать своё слово, ребёнок убеждает себя в необходимости изжить свой недостаток. Эффективным приёмом самоубеждения является проговаривание вслух: «Нехорошо давать слово и не держать его», «Надо постараться держать слово».)

2. Метод самовнушения (ребёнок сам стремиться воздействовать на собственную психику и чувства, зачастую внушая себе вслух то, как он будет себя вести и каких действий он совершать не будет. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием внушает себе, проговаривая вслух: «Я никогда больше не употреблю плохих слов», «Я не допускаю своей речи таких слов».)

3. Метод самообязательства (Учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например, «аккуратное выполнение домашних заданий по математике», берёт на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и помарок. Это самообязательство необходимо неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. )

4. Метод самокритики (Ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его скорейшему преодолению. Например, ученик обратил внимание на 4 небрежность своих тетрадей начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный. Какая грязь у меня в тетрадях. Надо мной все смеются в классе!» Стоит так же отметить, что подобную самокритику необходимо практиковать до тех пор пока не будет достигнута поставленная цель.)