Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Сущность понятий «воспитание» и «самовоспитание»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Метод эмпатии (мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств) (В процессе самостоятельности ученик вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.)

6. Метод самопринуждения (самоприказа) (Применяется только в тех случаях, когда учащийся сам для себя определил те или иные правила поведения. Например – «вставать каждый день ровно в 7 утра». Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов.»)

7. Метод самонаказания (В процессе самостоятельности ученик делает те или иные отступления от намеченных правил. Например, ученик делал уроки, ему позвонили и позвали гулять. Он согласился, но в порядке самонаказания в следующий раз он лишит себя возможности идти гулять.) [10, c. 76]

Выводы по главе 1

Воспитательная работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе предполагающем: педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самостоятельности; включение обучающихся в социальные и внутри коллективные отношения; формирование объективной самооценки.

Анализируя особенности младшего школьного возраста были выявлены следующие факторы:

Самовоспитание - сознательная деятельность,  направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов само регуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Содержание самостоятельности раскрывается через его функции:

  • компенсаторная:  реализуется  в процессе приобретения  профессиональных  знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
  • адаптационная: позволяет специалисту адекватно реагировать на  изменяющиеся условия в своей профессиональной деятельности;
  • развивающая:  предполагает  формирование  способности активно и компетентно участвовать в преобразовании  себя,  своей  профессиональной деятельности, непрерывно обогащая творческий потенциал своей личности.

Основные принципы процесса воспитания и самостоятельности специалиста педагога:

- Принцип развития. Этот принцип раскрывается через ряд установок:


1. установка на «проблемность»

2. установка на самосознание

3. установка  на  личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самостоятельности с  личностно - значимыми мотивами

- Принцип самодеятельности реализуется через следующие  установки: целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и самовоспитанием;

- Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

1. самоконтроль;

2. саморегулирование;

3. индивидуализацию самообразования и самостоятельности;

4. мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самостоятельности;

5. коррекцию результатов работы над собой,  изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми  успехами.

Младшие школьники сами ставят перед собой определённые цели и задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели.

Методы формирования навыков самостоятельности: метод самоубеждения; метод самовнушения; метод самообязательства; метод самокритики.

Глава 2. Организация процесса самостоятельности младших школьников

2.1 Педагогический опыт организации процесса самостоятельности младшего школьника

Рассмотрим педагогический опыт организации процесса учителем начальных классов.

7–10-летние дети имеют свои психологические особенности. Они хотят чувствовать себя самостоятельными, но не имеют такого опыта. Им хочется, чтобы при выполнении будничных каждодневных дел, каждый оценил его работу. Кроме того, поступая в первый класс, прибывая в новый коллектив, дети незнакомы друг с другом, между ними нет дружеских привязанностей. А в системе интернатных учреждений контингент детей меняется очень часто. Дети в любом классе, в любое время могут попасть в новую для них обстановку, новый коллектив. Для многих становится проблемой найти себе товарища в классе, почувствовать себя комфортно в новом коллективе.


Психологи отмечают, что если в группе находится 7 и более человек, то неизбежно возникновение конфликтных ситуаций. Поэтому встает необходимость сплотить детей при выполнении общих поручений. При этом надо создать условия для самореализации каждого ребенка на основе его природосообразности. В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением, уменьшается его зависимость от непосредственно окружающей его действительности. Ребенок переходит от неосознанного миродействия к осознанию своего “Я”, своего внутреннего мира и к формированию устойчивого и сознательного отношения к окружающему и к другим людям. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.

Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, класса, ребёнка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”, “ученик – ученик”. Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Паспорт программы “Познаю себя”

1. Полное название программы

“Познаю себя” (воспитательная программа для учащихся начальной школы в форме долговременной игры, с элементами творческой и проектной деятельности)

2. Сроки реализации программы

4 года

3. Цели и задачи программы

Цель программы:

  • Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.
  • Создавать максимально благоприятные условия для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

  • изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  • развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
  • создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
  • приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
  • развивать творческую деятельность через КТД;
  • формировать лидерские качества.

4. Автор программы

Учитель начальных классов – Абрамова Т.И.

5. Постановка проблемы, краткое содержание программы

Проблема:

Содержание программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии, физиологии и гигиены человека. Жизнь и деятельность группы как члена школьного объединения учащихся начальных классов “Маленькая страна”

Программа представляет собой следующие виды деятельности:

  • познавательная;
  • игровая;
  • проектно-исследовательская;
  • соуправление и самоуправление.

Приоритетным видом деятельности является коллективное (совместное) творческое дело (КТД).

6. Количество участников, задействованных в реализации программы

По количеству обучающихся в данном классе в данное время.

7. Кадровое обеспечение программы

Учитель - классный руководитель - Абрамова Т.И.

Педагог – психолог

Социальный педагог

Педагог-логопед

Библиотекарь

Учителя – предметники, работающие в данном классе в данный год (музыки, изо, физической культуры, английского языка).

Воспитатели, работающие с данными детьми.

8. Ожидаемый результат

В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.

К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.

9. Особые отметки и примечания

В ходе реализации программы классный руководитель отслеживает уровень вовлеченности каждого воспитанника в работу и степень активных и сознательных действий по саморазвитию и самовоспитанию, как в учебной деятельности, так и во внеучебной.


2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельности младшего школьника

Программа “Познаю себя”

(воспитательная программа для учащихся начальной школы в форме долговременной игры, с элементами творческой и проектной деятельности)

Программа “Познаю себя” рассчитана на учащихся начальной школы. Продолжительность работы по данной программе 4 года.

Цель:

  • побудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.
  • формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребёнка.

Задачи:

  • изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  • развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
  • создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
  • приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
  • развивать творческую деятельность через КТД;
  • формировать лидерские качества.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Используется метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто меняющихся органов самоуправления с целью обучить всех участников организаторскому мастерству.

Соуправление. Младшие дети очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.


Ожидаемый педагогический результат.

1. Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе. В ней заложены принципы толерантности, воспитания самостоятельности и саморазвития ребенка в условиях концепции “Я - человек”.

2. В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.

3. К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.

4. Учитель должен создать условия, при которых бы максимально проявлялась самостоятельность и ответственность детей при принятии решений. Дети должны усвоить, что от каждого члена коллектива зависит, какой будет атмосфера в классе, как сложится их учеба в пятом классе и в дальнейшей школьной жизни.

Содержание программы.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;

2 класс

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс

  • проявление интеллектуальных способностей;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

  • овладение методами самостоятельности, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • готовность к самоопределению в социуме.
  • обеспечение гармонии взаимоотношений;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Основные направления воспитательной работы.

Выбор направлений осуществляется на основе и в соответствии с результатом диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.