Файл: Основные функции в системе менеджмента (на примере сети фитнес-клубов «X-Fit»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 710
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Взаимосвязь функций управления
2. Оценка функций менеджмента сети фитнес-клубов «X-Fit»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы функций фитнес-клуба
2.3. Стратегический менеджмент фитнес-клуба
3. Планирование стратегических альтернатив и совершенствование деятельности организации
Введение
Эффективность работы любой организации, предприятия во многом зависит от качества управленческой деятельности, т.е. подходов, принципов, методов управления.
Управленческая деятельность в современных условиях является одним из важнейших факторов функционирования предприятий и организаций. Реформирование внутреннего управления в последнее время стало основой преобразования всего хозяйственного механизма предприятий.
Исследование функций управления в качестве основных категорий технологии менеджмента предприятий вообще и акционерных обществ в частности отражены в трудах Р. Акоффа, И. Ансоффа, А. Аккера, М. Альберта, Ф. Хедоури, В. Базилевича, Д. Лужи, А. Вакульчика, С. Варналия, А. Гальчинского, В. Гейца, Р. Герасименко, В. Евтушевского, П. Ещенко, Ю. Касимова, Г. Козаченко, В. Кузьмина, Ю. Лупенко, А. Маза- раки, И. Малого, М. Мескона, В. Мищенко, Б. Нила, Р. Пайка, Е. Панченко, Ю. Петруни, А. Рыбалкина, С. Ру-мянцева, М. Рупняк, А. Сера, Ф. Хмиля, А. Шегды, А. Яковлева и др. Однако теоретико-методологические и практические аспекты функционального подхода к международному, глобальному менеджменту еще недостаточно исследованы и разработаны. Нерешенность многих проблем в значительной степени связана со спецификой и разнообразием видов деятельности корпораций, которые непосредственно связаны с их выходами на внешние рынки, во внешнюю международную среду, что требует адаптации.
Целью исследования являлось проанализировать общие и конкретные функции менеджмента в управлении сетью фитнес-клубов «X-Fit».
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические и методические основы планирования организации;
- провести оценку функций менеджмента сети фитнес-клубов «X-Fit»;
- предложить рекомендации по совершенствованию функций менеджмента фитнес-клубов «X-Fit».
Объектом работы является система менеджмента в фитнес-клубе.
Предметом – финансово-хозяйственные отношения, складывающиеся в процессе управления фитнес-клубом «X-Fit».
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по построению и оценке эффективности системы внутрифирменного планирования. Данные рекомендации способствуют повышению финансовой устойчивости, а также стабильности деятельности предприятий агропромышленного комплекса и упрочению их рыночных позиций.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Теоретические основы исследования функций менеджмента
Эволюция функции менеджмента и их содержание
Деятельность управления – это сложный и целенаправленный процесс. В постиндустриальном обществе становится важным, как работает руководитель, как он гибок и мобилен в своих действиях в отношении организации, команды в связи с осуществлением своих функций. Достижение эффективности в деятельности руководства организации, касающихся взаимодействия и динамической функции менеджера в постоянно меняющихся условиях [24, С. 47].
Функция управления – это направление или форма правления, характеризующаяся отдельным набором задач и проведением специальных методов и способов [2, С. 270].
Файоль выделяет следующие функции в системе менеджмента:
- Планирование;
- Организация;
- Мотивация;
- Координация;
- Контроль [25, C. 12].
Изначально, согласно теории Адама Смита, единственной управленческой функцией было инвестирование – вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования. Потом Тейлор ввёл функцию планирования, контроля и координирования в качестве самостоятельных видов деятельности менеджера.
Среди основных характеристик функции управления являются следующие:
1) направленность этой работы;
2) отдельные сложные задачи.
Распределение функций управления способствует совершенствованию процесса управления, обобщение и передача управленческого опыта, а также изучение функций управления, понимание природы деятельности и управления [25, С. 12].
Планирование – это непрерывный процесс создания и реализации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов [28, C. 40].
Организация как функция управления направлена на реализацию планов [16, C. 203].
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации [8, C. 74].
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей [6, С. 105].
На диаграмме ниже показаны систематические функции управления.
Рисунок 1. Взаимосвязь общественных, частных и вспомогательных функций управления [4, С. 7]
Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получают информацию, необходимую для принятия решений, и обмениваются решениями для сотрудников (см. таблицу 1).
Таблица 1
Соотношение различных возможностей управления задачами
Планирование |
Организация |
Координация |
Мотивация |
Контроль |
Постановка целей; Определение необходимых ресурсов; Выбор способов достижения целей и задач |
Структуры производства; Структуры управления; Процесс производства, услуг поддержки и обслуживания |
Принятие решения о том, как согласовывать деятельность различных структурных подразделений, использования технических средств связи |
Установление и оценку неудовлетворенных потребностей; Формирование удовлетворения потребностей; Стимул определения (меры) |
Кого, когда и как контролировать; виды и формы контроля использовать; КБК для анализа полученной информации; решения для осуществления корректирующих действий |
Таким образом, анализ данных таблицы 1.1 показывает, что каждая функция состоит из ряда задач, которые взаимосвязаны. Каждая последующая функция выполняется только после выполнения предыдущего, то есть они взаимозависимы и взаимодействуют [4, С. 9].
Лидер должен быть гибким в реализации таких функций управления, как организация, мотивация, контроль, координация, направленные непосредственно на возникновение коммуникаций с подчиненными. Все функции взаимосвязаны, осуществляются в сотрудничестве. Менеджмент – это система, где каждая функция зависит от других.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что профессиональная компетентность менеджера – ключ к успеху во всех функциях. И артменеджер – это гибкий, мобильный руководитель, отвечающий на требования внешней среды.
1.2. Взаимосвязь функций управления
Функции управления или менеджмента характеризуют то или другое направление активности взаимодействия между субъектом и объектом системы по управлению (по большей мере действия субъекта на объект).
Одна из первых теоретических школ, которыми рассматривались трудности теории организаций, представлена так называемой классической школой научного управления. Основателем южноамериканской классической теории управления принято считать Ф. Тейлора. В рамках данной теории Ф. Тейлор (1856 – 1915) может быть признан основоположником движения, популярного под заглавием «научная организация труда». Лозунги этой направленности звучат так: «координация», «интеграция» и «контроль». Доведя значимость внедрения на практике способов научной организации труда, Ф. Тейлор определил обязанности администрации и в первый раз показал, что конкретно она обязана брать на себя всю инициативу по планированию, организации труда, обучению персонала до подбора орудий труда на каждом рабочем месте [21, C, 17].
А все работники должны строго выполнять закрепленные за ними задачи. Обоснование необходимости управления трудом, замены грубых практических методов производства строго научными, стимулирования работников с целью формирования у них заинтересованности в высоких результатах труда - наиболее характерные новации школы научного управления Ф. Тейлора [4, C. 8].
Ф. Тейлор признавал, что в его подходе отсутствуют какие-либо новые принципиальные научные положения и считал, что теория научного управления «собирает все традиционные знания, накопленные предыдущими поколениями руководителей, и редуцирует их в виде правил, законов, формул» [9, C. 17]. В подходе Ф. Тейлора по усовершенствованию управления организацией приоритет принадлежит инженерным решениям. В пределах данной теории все отклонения от «рациональности» рассматривают в качестве нежелательных последствий, ошибок, неточностей, которые можно сравнить на основе расчетов и чисто инженерных решений.
Если Ф. Тейлор рассматривал в главном цеховой уровень организации изготовления, то А. Файоль – верховный, управленческий. Он концептуализировал многофункциональный подход к управлению предприятием, выделив 6 групп операций (немаловажных функций), характерных на любом предприятии: техническую, коммерческую, финансовую, страховую, учетную и административную. Особенное внимание А. Файоль уделял административной функции, которую он также именовал функцией управления, выделяя пять ее частей: предвидение, организация, распорядительство, координации и контроль.
Именно А. Файоль (1841 – 1925) совместил идеи многофункциональной администрации Ф. Тейлора и старый принцип единоначалия, в итоге чего получил новую схему управления, которая и легла позже в базу современной теории организации. Исторически эти функции значили принципиальный шаг вперед. Функции, описанные А. Файолем в 1916 году в монографии «Общий и индустриальный менеджмент», являются неотъемлемой частью нынешней концепции теории управления. Позже эти функции были обобщены А. Файолем до четырех, которые чаще всего встречаются в современной литературе по менеджменту:
1) планирование, которое включает в себя отбор целей и плана действий для их достижения;
2) организация, с поддержкой которой осуществляется распределение задач между определенными подразделениями или работниками и введение взаимодействия между ними;
3) управление, которое направлено на мотивирование исполнителей к проведению запланированных действий и достижению установленных целей;
4) контроль, содержащийся в соотношении действительно достигнутых результатов с теми, какие были запланированы [18, C. 61].
А. Файоль не просто перечислил главные функции. Он заложил базы особенного направления в менеджменте – структурно-функционального подхода. Функциональным его необходимо считать потому, что управленческие функции – элемент только каркаса управления – начальная клетка организационной иерархии. Структурным же подход А. Файоля является в том, что функции определяют структуру организации, а не выступают некоторым довеском к ней. Последователи А. Файоля из административной школы управления, Л. Гьюлик и Л. Урвик, предложили теорию (1937) семи функций (планирование, организация, управление кадрами, управление, координация, учет и бюджетирование), а разработанная В. Хилем теория (1968) содержала лишь четыре функции наиболее укрупненного формата, включая создание политики и цели, планирование, компанию и управление кадрами. Вместе с этим Ч. Барнард в работе «Функции администратора» (1938) минимизирует состав функций до трех: определение целей организации с учетом меняющихся требований внешней и внутренней среды и создание ценностей организации и ее внутренней культуры; создание системы коммуникаций, то есть иерархической и подотчетной структуры, а также систем для передачи информации, как в вертикальном направлении, так и между всеми индивидуумами и подразделениями; разработка соответствующего комплекта стимулов для привлечения и удержания персонала, а также для снабжения его приверженности общей цели.
Наиболее распространенную интерпретацию управленческих функций предложили М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в пособии «Основы менеджмента», выделив планирование, организацию, мотивацию и контроль. Однако отказываться от функции регулирования (координации) неоправданно, поскольку исследования свидетельствуют, что без нее не обходится ни один управленческий процесс. Например, после контроля происходит обратная связь с целью устранения недостатков, отклонений, сбоев и т.д., т.е. регулирования; в процессе стратегического планирования после формулирования миссии и определения целей организации, выбора стратегии обязательна оценка разработанной стратегии путем ее сопоставления с миссией организации. Что касается функции координации, то этот важный управленческий рычаг реализуется в форме руководства. Именно эти четыре функции оседают в сознании современных выпускников вузов. Слушатели же бизнес-школ больше ориентированы на П. Друкера, который, выражаясь о функциях управления, выделяет: управление бизнесом; управление менеджерами; управление персоналом и работой.